Позитивизм и марксизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:05, реферат

Описание работы

В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Потребность в этом осталась и после реформ 60-х годов - отмены крепостного права, реформы земств и судебной реформы, так как все проведенные реформы, кроме последней, были непоследовательны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….………….…….….3

1. Позитивизм в русской социологии …………….……………......………….4

2. Развитие марксистской социологии в России ………………………..…….12

3. Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева …………..….15

Заключение……………………………………………………………….………20

Список использованной литературы..…………………………………….…....22

Файлы: 1 файл

социолгия.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

«Социологические этюды» – главная теоретико-социологическая  работа С.Н. Южакова. На создание корпуса  текстов, вошедших впоследствии в одноименный  двухтомник, он потратил более двадцати лет жизни. Первые статьи цикла появились  в 1872–1873 гг. в журнале «Знание». По оценке Н.И. Кареева, они «представляли  собой первый в России систематический  трактат социологии, на­чинающийся  словами о задачах социологии, о строении общества и его отправлениях, об общественном развитии и прогрессе, об определении общества».

Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании Запада и России играл  М.М.Ковалевский (1851-1916): « Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения  и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства  и религии».

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). Он был последним представителем классического позитивизма. Ведущую  роль в своей социологической  теории М.М. Ковалевский отводит  учению о социальном прогрессе.5

Ковалевский подходил к социологии прежде всего как к науке, а  не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличие от народников Лаврова и Михайловского  и некоторых других теоретиков он отделяет правду-истину от правды-справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина. Он глубоко  воспринял учение Конта об обществе как целостном социальном организме  и о закономерном характере его  развития. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо  было бы возникновение самой науки  об обществе.6

В своих основных социологических  трудах «Современные социологи» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности  факторов общественного развития. В  качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и  многие другие. Он указывал на необходимость  обнаружения одновременного и параллельного  воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается  одно из основных методологических требований его социологической концепции.

М. Ковалевский разрабатывал теорию общественного прогресса, которую  иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы  «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые  вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».

В своей теории общественного  прогресса Ковалевский исходил  из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. С помощью этого метода можно получить представление о  прошлом народов, ознакомившись  с современной общественной жизнью отсталых стран, а также о будущем  последних, учитывая достижения современных  передовых стран.

По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению  в единое «мировое солидарное общество». Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращаются соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества. 7

      Второй  период развития социологической  мысли в России характеризуется  нарастанием процесса  институционализации,  приобретением  социологической  наукой  статуса  социального   института.  В  1920   г.   в   Петроградском университете  при факультете общественных  наук было создано социологическое  отделение, во главе которого  стал Питирим Александрович   Сорокин  — крупный ученый  и общественный деятель, внесший  существенный  вклад в развитие  отечественной и  мировой   социологии.  П.А.  Сорокин   один  из родоначальников теории  социальной стратификации и социальной  мобильности.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из виднейших представителей неопозитивизма, оказал большое влияние  на развитие всей социологии XX века. По его собственному признанию, в России он стал исследовать сущность такого явления, как социальные условия. В  основном труде – двухтомной "Системе  социологии" он формулирует теоретические  основы своей системы – теории "социальной стратификации" и "социальной мобильности" (им же эти термины  были введены в научный оборот).

Основой социологического анализа  Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Сами социальные группы делятся им на неорганизованные и организованные. Особое его внимание сосредоточено на анализе иерархической  структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты, выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе с "процветающей демократией". В любой неорганизованной группе можно менять формы стратификации – смягчать или ужесточать её, но нельзя её " уничтожить. 8

Меняя профессию или вид  деятельности, свое экономическое положение  или политические взгляды, человек  переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил  название социальной мобильности. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения  как внутри социальной группы, так  и между ними.

Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и  вертикальную. Горизонтальная мобильность  означает переход человека из одной  социальной группы в другую, находящуюся  в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия  и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.

П.А. Сорокин был глубоко  убежден в том, что все возникающие  в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречий и  предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие марксистской  социологии в России.

Довольно раннюю и также  весьма глубокую  и  оригинальную  разработку получила в России  марксистская  социология,  которая,  как  и  позитивизм, зародилась в западной Европе. Она представлена  трудами  первого  русского теоретика марксизма  Н.И. Зибера, затем Г.В. Плеханова,  В.И. Ленина,  А.А Богданова  (Малиновского)  и   многих   других. 

Параллельно   с   субъективной   социологией   и   позитивизмом   М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась  социология  марксизма.

В марксизме предметом  социологического исследования является  научное изучение общества как социальной системы и  составляющих  его  структурных элементов — личностей,  социальных  общностей,  социальных  институтов

Заметной фигурой социальной мысли является Г.В. Плеханов  (вместе  с  В.  И.  Лениным.

Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) – революционер и мыслитель, основатель социал – демократического движения в России. В его работах  «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки  по истории материализма» (1896), «К вопросу  о роли личности в истории» (1898) и  многих др. блестяще изложена марксистская теория общества.9

С точки зрения марксизма  Плеханов излагает в  своих  работах  важные философские и социологические вопросы -  о  роли  личности  в  истории,  о диалектике свободы и необходимости, и другие проблемы,  ставшие  предметом идейной   борьбы   марксизма.   Большой   вклад   Плеханова   в   развитие социологической мысли выражается,  в  частности,  в  критике  субъективной социологии народничества, которая исходила из того, что главным двигателем истории являются  не  народные  массы,  не  трудящиеся  классы,  а  герои, революционеры-интеллигенты, "критически мыслящие  личности".  Плеханов,  в свою очередь, являясь противником субъективизма, утверждал, что  ценен  не отдельный индивид, а объективная общность людей в целом, которая  «двигает историческим прогрессом  в обществе».

Исходя из этого, свобода, является познанной необходимостью,  она  -осознание  объективных   закономерностей   общественного   развития.   "Мы убеждены, -  писал  Плеханов,  -  что,  когда  общество  ступило  на  след естественного  закона  своего  движения,  оно  не  может  ни   перескочить естественные фазы своего развития, ни устранить их декретами. Но оно может сократить и облегчить мучения родов".    Социалисты,  ставшие  на  позиции научной  теории  марксизма  и  овладевшие   их   философским   методом   - диалектикой,  убедились  в  "исторической  закономерности"  капитализма  в России, в том, что "никакие  исторические  особенности  данной  страны  не избавляют ее от действия общих социологических  законов".  Таким  образом, Плеханов отрицал  возможность  индивидуального  развития  общности  людей, обусловленной субъективными предпосылками, и настаивал  на  объективизации исторического процесса в целом.

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) – революционер и социальный мыслитель. В 90-х гг. Ленин в ряде работ исследовал общественный строй  России и роль различных классов  в надвигавшейся революции. Исключительное значение имела его книга «Что такое «друзья народа» и как  они воюют против социал-демократов?» (1894). Субъективной социологии Ленин  противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание  закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены  такие категории марксисткой  теории общества, как «общественная  формация», «способ производства»  и др.10

В его трудах можно выделить три уровня развития марксистской социологической  мысли: во-первых, дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замечательным примером последнего уровня может служить работа Ленина «Развитие капитализма в России» (1896-1899).

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также  с решением вопросов о соотношении  демократии и диктатуры, роли государства  в создании и функционировании нового социалистического государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социологические  идеи в трудах В. Соловьева,  Н. Бердяева.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) был сыном выдающегося  русского историка С.М. Соловьева. Вл. С. Соловьев считается одним из наиболее способных русских мыслителей и  создателем первой завершенной системы  русской философии. Его работы содержатся в девяти томах. Философская система  обобщается в докторской диссертации  Узнадзе " Die Metaphysishe Weltanchauung Wladimir Ssolowiows mit orientirendem Uberic seiner Erkenntnistheorie". Halle-Wittenberg, 1909).

Соловьев не такой сторонник, какими были его предшественники. Он, однако, склонен к религии.

В его системе социология появляется в виде социальной этики. Он говорит: "Существующая этическая  проблема неизбежно ведет нас  в сферу, которая определяет ход  исторического бытия общества или  коллективного человека".

Проблема, которую он пытается решить – это взаимоотношения  общества и индивида, проблема индивидуальности и социального контроля. С одной  стороны, он не принимает идеи моральных  субъективистов или индивидуалистов, рассматривающих каждое индивидуальное как самоопределяющееся и независимое  от общества; с другой стороны, он думает, что человек – нечто большее, чем социальное животное, существующее только ради группы. Согласно Соловьеву, индивидуальность человека – потенциал  для реализации неограниченных способностей. Он – уникальная форма бесконечного содержания. Возможностями человека, отделяющими его от других животных, являются три специфические психические  характеристики, религия, чувство жалости  и чувство стыда. Это посылки, на которых строится этическая и  социологическая система Соловьева. 11

Общество – это ничто  иное, как объективно реализованное  содержание индивидуального. Согласно этой действительной цели, общество –  не внешняя граница индивидуума, а его завершение; объединение  многообразия индивидов в общество – не арифметическая сумма или  механическая конструкция. Это неделимый  союз жизни, который частично уже  реализован и сохранен в прочных  социальных традициях, а частично реализующийся  в настоящем в способах социальной деятельности, и, наконец, переходящий  через лучшее знание общественного  идеала к будущему завершенному пониманию.

Информация о работе Позитивизм и марксизм