Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:05, реферат
В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Потребность в этом осталась и после реформ 60-х годов - отмены крепостного права, реформы земств и судебной реформы, так как все проведенные реформы, кроме последней, были непоследовательны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством.
Введение…………………………………………………….………….…….….3
1. Позитивизм в русской социологии …………….……………......………….4
2. Развитие марксистской социологии в России ………………………..…….12
3. Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева …………..….15
Заключение……………………………………………………………….………20
Список использованной литературы..…………………………………….…....22
В процессе исторического
развития эти три прежние принципиальные
характеристики общественно-индивидуальной
жизни – религия, политика и пророчество
– соотносятся со следующими стадиями
человеческого сознания и социальной
структуры: "1 Племенная, принадлежащая
к прошлому и сохраненная в
семье, изменив только внешнюю форму,
2 национально-правительственный
Такое общество – добавленное, или расширенное, индивидуальное, а индивидуальное – сжатое, или концентрированное, общество. Моральная историческая проблема состоит не в создании общественно-индивидуальной общности (так как это потенциально существует), а возвышении его в сознании, превращении его из невольной в добровольную организацию, которую каждый мог бы понять и принять, выполнял бы общее задание, как личное. Сначала человек появился, чтобы быть общественно- индивидуальным существом, на протяжении всей истории был углублением, подъемом и расширением двусторонней жизни. Вне этого два неделимых и связанных понятия: индивидуальное – движение, динамическая сила и общество – косвенно контролируемый статический базис истории. Между индивидуальностью и обществом нет необходимой борьбы; существует конфликт между новыми и предыдущими стадиями социо-индивидуального развития, возникающий по индивидуальной инициативе.
Прогресс в моральном или историческом смысле состоит в "органическом и неделимом объединении высоко индивидуального человека и социального контроля", то есть прогресс – отождествление человека индивидуализированного и человека социализированного. Это продолжающееся и улучшающееся выполнение обязанностей, которое вырастает из прошлого, но продолжает служить как новая сила, движущая к высшей цели.
"Организация в общем
смысле – соотнесение многих
средств и орудий низшего
Следует отметить, что Соловьев
начал с посылки о
Николай Александрович Бердяев
(1874-1948), с одной стороны, утверждает,
что единственный путь спасения, преодоления
социологической
Но, с другой стороны, Бердяев утверждает, что наш мир оставлен Богом, и что истинная Вера и религиозность на земле так же редки, как ангелы и херувимы. В чем же тут дело? Религиозен и интеллигентен человек по своей природе, или нет, с Богом он или без Бога?
Думаем, в онтологической плоскости на этот вопрос нельзя ответить. Дело в том, что первое утверждение Бердяева это замысел, мечта о грядущем человеке, так сказать, его гениальный проект, а второе социологическая констатация, а, как известно, реальные наблюдения и мечты часто довольно далеки друг от друга. Однако оба свои утверждения о человеке Бердяев делает как бы в констатирующей, познавательной позиции отсюда и парадокс. Сходный замысел, проект будущего человека, который однако трактуется как извечное свойство человека ("Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению... чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь"), мы встречаем у известного гуманиста эпохи Возрождения Пико делла Мирандолы.
Правда, в данном случае проект был реализован (усилиями всей новоевропейской культуры) и получилась так хорошо нам известная новоевропейская личность со всеми ее достоинствами и недостатками. А вот реализуем ли замысел Бердяева это большой вопрос; кстати, сам русский философ иногда понимал, что речь идет не столько о выявлении того, что есть в человеке и Мире, сколько о выборе, о пути, который можно пройти.
Очевидно, рассуждая на подобные темы, нужно различать, где мы говорим о том, что есть, а где, говоря о том, "что есть", мы на самом деле имеем в виду свой замысел, проект человека или Мира.
Заключение.
Процессы, которые происходили в первую очередь в экономической сфере и потребовавшие в связи с этим знаний об обществе как целостной взаимосвязанной системе, стали основной причиной возникновения социологии в России. Социология этого периода выражала в различной форме требования буржуазного изменения, реформирования в России порядков. Поэтому её появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным, так как в это время начался интенсивный переход от феодального общества к капиталистическому, с его процессами индустриализации и урбанизации, изменением структуры общества, и устаревшие идеи и идеалы дореформенного общества.
Практически все социологи
России в XIX - начале XX века в прямой
или косвенной форме выходили
на проблемы человека, индивида как
социального существа, считая его
сознание и поведение основным критерием
общественного прогресса, а в
ряде случаев рассматривая этот феномен
в качестве одного из основных составляющих
компонентов, являющихся объектом социологического
изучения. Именно гуманистическая
Временные рамки существования русской немарксистской социологии невелики: 60 – годы X1X века, первая четверть XX. Специфично то, что до начала XX века социологией в России занимались в основном революционеры, литераторы, критики, педагоги, общественные деятели и почти никогда – профессура университетов. Отмеченное своеобразие можно считать символичным, ведь оно показывает, что у народа России существовало страстное желание проникнуть в сущность человека и общества.
Российская социологическая мысль XIX – начала XX вв. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Вместе с тем она отличалась историческим и культурным своеобразием: тесной связью с гуманистическими идеалами российской философии, синтетическим подходом, сочетающим социологию с экономикой, правоведением, политологией, психологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.
Список использованной литературы.
1. Гусев К. Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. 2003.
2. История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2007.
3.Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.2005.
4.Лавриенко В.Н. Социология: учебник для вузов– М.2005.
5. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии. – Минск.: Экономпресс, 2010.
6. Минувшее. Исторический альманах, 1. М., 2009.
7.Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии в 2-х т.: Научное издание/Отв. Ред. В.В. Козловский – Т.2- СПб.:Алетейя,2008.
8. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории: учебное пособие для вузов- М.2006.
9.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2004.
10. Кареев Н.И. Основы русской социологии. Спб.;Изд-во Ивана Лимбаха,2006.
11.Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIXв.-Л.: ЛГУ, 2009.
1 История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2007. С-56.
2 История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2007. С-91.
3 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2004.С-201.
4 История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2007. С-104.
5 Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.2005. С-31.
6 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2004. С-70.
7 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2004.С-210.
8 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2004. С-144.
9 История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2007. С-133.
10 Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.2005. С-56.
11 Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.2005.С-21.
12 История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2007. С-139.
13 Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.2005. С-99.
14 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2004. С-121.