Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 08:38, контрольная работа
На протяжении жизни человек хотя бы раз меняет своё социальное положение. Хочет он того или нет, но под влиянием естественных процессов это происходит: ребенок взрослеет, холостяк жениться, студент становиться работником; получает новую должность или наоборот, теряет ее, переезжает на новое место жительства. Весь этот диапазон жизненных перемещений охватывается социологическим понятием «социальная мобильность».
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Сущность социальной мобильности…………………………………………..5
2. Позитивные последствия социальной мобильности…………………………9
3. Негативные последствия социальной мобильности………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»
Кафедра философии
Контрольная работа по дисциплине
«Социология»
Тема:
«Позитивные и негативные последствия социальной мобильности»
Выполнила: Скороженко Н.С.
студентка группы ПГСб-12-Z4
номер зачетной книжки: 140
Проверила: Старникова В. Г.
Омск-2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность социальной мобильности…………………………………………..5
2. Позитивные последствия
социальной мобильности……………………
3. Негативные последствия
социальной мобильности……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
На протяжении жизни человек хотя бы раз меняет своё социальное положение. Хочет он того или нет, но под влиянием естественных процессов это происходит: ребенок взрослеет, холостяк жениться, студент становиться работником; получает новую должность или наоборот, теряет ее, переезжает на новое место жительства. Весь этот диапазон жизненных перемещений охватывается социологическим понятием «социальная мобильность».
Под этим понятием понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида, социального объекта из одной группы в другую, без потери своего статуса. Включает такие понятия, как миграция и урбанизация. Вертикальная мобильность обозначает переход индивида или социального объекта из одного пласта в другой. Действует в определённых сферах человеческой жизни (ипостасях) - экономической, профессиональной и политической. Может быть как индивидуальной, так и массовой, последнее свойство характерно и для горизонтальной мобильности.
Следует отметить, что не существует общества с социальной мобильностью равной 100%, как и общества с нулевым её значением. Да, история знает примеры, когда вертикальная мобильность приближалась к пиковому своему значению, это периоды социальных ломок, революций и иных социальных катаклизмов, но это отнюдь не приносило положительных результатов.
Социальные последствия мобильности оцениваются исследователями по-разному. Первая точка зрения ученых заключается в том, что крупномасштабная мобильность, как восходящая, так и нисходящая, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Активные процессы мобильности сводят классовые различия к минимуму, и потому современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Другие ученые считают, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое социальное положение, укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. По мнению третьей группы исследователей, социальная мобильность не влияет на изменения классовых различий, и ослабить их на самом деле можно путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества.
1. Сущность социальной мобильности
Социальной мобильностью называется перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.
Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рамках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурными изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом индустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей рабочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во-вторых, мобильность бывает межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенной мобильностью называют перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и групповую. Про индивидуальную мобильность говорят, когда перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мобильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).
Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факторов социологи выделяют несколько.
Первым фактором социальной мобильности является образование. Оно играло решающую роль в процессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претендовать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.
Важным фактором социальной мобильности является также социальный статус семьи, к которой принадлежит человек. Многие семьи различными способами – от браков до поддержки в деловой сфере – помогают продвижению своих членов в более высокие страты.
Влияет на уровень и характер социальной мобильности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.
Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются более престижными.
Кроме экономических изменений усилению процесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.
В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах – более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.
Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.
Армия функционирует в качестве канала, обеспечивающего вертикальную мобильность как в военное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбрости.
Церковь в прошлом была вторым после армии каналом вертикальной мобильности, особенно в отношении средней страты. В результате запрета католическому духовенству жениться исключалась передача церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполнялись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в периоды становления новых религий.
Мощным каналом социальной циркуляции в современном мире являются школы. Получение образования в наиболее престижных школах и университетах автоматически обеспечивает человеку принадлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.
Семья становится каналом вертикальной мобильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX – начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был бракобедневших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том слу-чае, если индивид из более низкой страты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни. Если же он не сможет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».
Наконец, наиболее быстрым каналом вертикальной мобильности является собственность, как правило, в виде денег – одного из самых простых и действенных способов продвижения вверх.
Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений, как позитивных, так и негативных.
Продвижение индивида вверх способствует реализации его личных качеств. Если же движение происходит вниз, то оно помогает выработке у человека более реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социальная мобильность предоставляет возможности создания новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.
2. Позитивные последствия социальной мобильности
При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменение требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятой в категории «белых воротничков», и уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга (неквалифицированный труд).
Систематическое изучение вертикальной мобильности развернулось в 50-60-е годы. Большинство социологов в качестве эмпирического индикатора анализа восхождения и нисхождения избрали профессию.
Одной из самых значительных работ в послевоенный период о тенденциях мобильности в США было опубликованное в 1964 г. исследование Элтона Ф. Джексона и Гарри Д. Крокетта.
Представляют интерес полученные ими сводные данные общего уровня мобильности в США (табл. 1).
Результаты этой работы свидетельствуют о росте мобильности в рамках двух поколений. В 1957 г. сыновья реже наследовали профессии отцов, чем в 1945 г. Отмечена тенденция к восходящей мобильности, хотя примерно 25% исследуемых в обоих случаях совершили спуск по ступеням иерархии. Авторы показали, что мобильность, направленная вверх, связана больше с добровольным перемещением, чем со структурными факторами. Эти тенденции были позднее подтверждены исследованиями многих ученых в США, Европе и бывшем СССР. Они также доказывали, что скорость социальной мобильности в США более близка к скорости, предполагаемой системой полного равенства возможностей, чем к скорости, предполагаемой системой максимальной стабильности, Здесь они скорее приняли желаемое за действительное.
Таблица 1. Социальная мобильность в СШA (в %)
Характер мобильности |
1945 г. |
1957 г. |
Мобильность в целом |
61, 5 |
67, 7 |
Направленная вверх |
29, 7 |
39, 8 |
Направленная вниз |
27, 0 |
25, 7 |
Структурная мобильность |
16, 8 |
14, 5 |
Добровольная мобильность |
44, 7 |
53, 2 |
Видные американские социологи Питер М. Бло и Отис Д. Данкен рассматривали каждую профессиональную группу двояко: как «потребителя» людских ресурсов и как «поставщика» рабочей силы3. Способность той или иной профессии выступать потребителем и поставщиком на рынке труда зависит от таких факторов, как временные изменения профессиональной структуры (в частности, в течение жизни одного поколения), дифференцированная рождаемость и смертность внутри категории и открытость или замкнутость профессиональной иерархии.
Анализ вскрыл интенсивную мобильность среди мужской части населения США. При этом превалировала мобильность по восходящей линии.
Более частыми были перемещения в пограничных стратах, а не через несколько ступеней. Низшие «белые воротнички» и низшие «синие воротнички» (включая неквалифицированных сельскохозяйственных рабочих) реже всех наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Низшие «белые воротнички» совершали в основном восхождение в высшие страты, хотя какая-то их часть была вынуждена перейти в разряд «синих воротничков». Подобным же образом сыновья из семей, относящихся к категориям низших «синих воротничков», чаще становились высшими «синими воротничками», а небольшая их часть проникала даже в разряд «белых воротничков». В итоге можно сказать, что американцы городского происхождения наталкивались на реальный барьер: «белые воротнички» — «синие воротнички», однако препятствие оказывалось относительно преодолимым.
Информация о работе Позитивные и негативные последствия социальной мобильности