Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 08:38, контрольная работа
На протяжении жизни человек хотя бы раз меняет своё социальное положение. Хочет он того или нет, но под влиянием естественных процессов это происходит: ребенок взрослеет, холостяк жениться, студент становиться работником; получает новую должность или наоборот, теряет ее, переезжает на новое место жительства. Весь этот диапазон жизненных перемещений охватывается социологическим понятием «социальная мобильность».
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Сущность социальной мобильности…………………………………………..5
2. Позитивные последствия социальной мобильности…………………………9
3. Негативные последствия социальной мобильности………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23
- Напряжение при принятии новых социальных ролей.
Восходящая вертикальная мобильность приводит не только к получению новых благ, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Зачастую вновь назначенные на более высокие должности постоянно находятся в стрессовом состоянии. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают ее в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов нового класса. Все это иногда проявляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и резким снижением мотивации исполнения своей роли.
- Разрыв связей в первичных группах.
Нередко первичные группы распадаются именно по причине социальной мобильности своих членов. Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если, например, родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам "выбился" в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Как правило, для обеих сторон это очень болезненно. Или же, если в дружеском кругу коллег один из них повышает свой социальный статус и начинает руководить действиями своих друзей, дружеские связи почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация.
Нисходящая мобильность также может вызывать крайне неприятные последствия для индивидов и, естественно, в еще большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми.
Заключение
Как видно влияние социальной мобильности на жизнь общества и на каждого его члена неоднозначно. С одной стороны мы имеем повышение уровня жизни, наличие элемента справедливости во взаимоотношениях между представителей различных слоев, с другой истощение духовных вод общества, обесценивание принципов гуманизма. По сути, современное общество существует благодаря неким безусловным стимулам, ограничивающим его свободу действия, например, различные законы, акты и нормы, регламентирующие поведение каждого его члена. Мобильность привела к отмиранию даже безусловных рефлексов, обеспечивающих сохранность видов в дикой природе, а именно чувство коллективной безопасности, что само по себе доказывает сколь сильно её разлагающее действие. Так в неподвижном обществе, где имеются строгие, веками устоявшиеся традиции и нормы поведения, убийство расценивалось как святотатство, сейчас же убийство нас «возмущает», но без каких-либо глубоких эмоций. Человек в современном мобильном обществе воспринимается как что-то вроде арифметической единицы, абстрактной и лишённой жизни. Более того, когда массовое убийство совершается ради каких-то высоких целей, во имя «Свободы», «Демократии», «Борьбы с терроризмом» и «однополярным миром», многих людей не возмущает подобное кровопролитие, а иногда и радует их «сердце», - «Человек украшает хорошими словами все свои поступки, вплоть до самых пакостных.
Одиночество современного человека, это тоже порождение мобильности. Человек, как мотылёк перелетает из одной ячейки общества в другую. В результате, у него атрофировалось чувство внутреннего единства с какой бы то ни было из групп, ведь даже семья, по сути уничтоженная мобильностью, перестала исполнять роль убежища. Мобильность привела и к эмоциональному истощению общества, сведение столь высокого чувства, под названием любовь, к простому физиологизму, явное тому подтверждение. От того и обесценивание семьи, брак перестал быть символом единения душ и превратился в некоторую бюрократическую формальность. Конечным результатом мобильности, как видно, является деградация общества в целом, его обезличивание и гибель.
В целом социальная мобильность - весьма противоречивый процесс. Если общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться в новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальное напряжение и конфликты.
Список литературы
1. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
2. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М., 1994.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: 2 том: Социальная стратификация и мобильность. – М., 2002.
4. Богданова Л. П., Щукина А.С. Социальная мобильность в системе социального воспроизводства. // II Всероссийская научная конференция СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2005. Будущее России: стратегии развития. 14-15 декабря 2005 г.
Информация о работе Позитивные и негативные последствия социальной мобильности