Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:45, контрольная работа
Описание работы
В понимании законодателя социальная услуга, предоставляемая пожилым гражданам и инвалидам, представляет собой что-то среднее материальной услуги и социально-культурной. Можно даже сказать, что пожилым гражданам и инвалидам предоставляются материальная и социально-культурная услуги. Задача: Комаров обратился с заявлением о назначении пенсии по старости. Он работал в течение 37 лет, в том числе 7 лет рабочим очистного забоя шахты. Сейчас ему 56 лет. Имеет ли он право на пенсию, и если да, то по какому основанию?
Содержание работы
1. Понятие социального обслуживания в праве социального обеспечения и его виды. Основные принципы социального обслуживания. 3 1.1. Понятие и виды социальных услуг 3 1.2 Основные принципы социального обслуживания 10 2. Задача: 23 Заключение 26 Использованная литература: 28
1. Понятие социального обслуживания
в праве социального обеспечения
и его виды. Основные принципы
социального обслуживания.
1.1. Понятие и
виды социальных услуг
Набор социальных услуг - это
перечень социальных услуг, предоставляемых
отдельным категориям граждан в соответствии
с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N
178-ФЗ "О государственной социальной
помощи" (с изменениями от 22 августа,
29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября
2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28
апреля 2009 г., 24 июля 2009 г.)
Социальные услуги в широком
понимании - это меры, направленные на
повышение уровня жизни лиц, которые нуждаются
в получении социальной поддержки от государства.
В числе иных нормативных актов,
правовой основой социальных услуг является
статья 25 Всеобщей декларации прав человека,
принятой на третьей сессии Генеральной
Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10
декабря 1948 г., которая гласит, что каждый
человек имеет право на такой жизненный
уровень, включая пищу, одежду, жилище,
медицинский уход и необходимое социальное
обслуживание, который необходим для поддержания
здоровья и благосостояния его самого
и его семьи, и право на обеспечение на
случай безработицы, болезни, инвалидности,
вдовства, наступления старости или иного
случая утраты средств к существованию
по не зависящим от него обстоятельствам.
Перечень набора социальных
услуг приведен в ст. 6.2. В указанный перечень
включены такие услуги, как дополнительная
бесплатная медицинская помощь, в том
числе предусматривающая обеспечение
в соответствии со стандартами медицинской
помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми
лекарственными средствами, изделиями
медицинского назначения, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов,
предоставление при наличии медицинских
показаний путевки на санаторно-курортное
лечение, осуществляемые в соответствии
с законодательством об обязательном
социальном страховании; бесплатный проезд
на пригородном железнодорожном транспорте,
а также на междугородном транспорте к
месту лечения и обратно
Согласно ст. 1 Федерального
закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов" социальные услуги подразделяются
на два вида:
- Услуги, которые оказываются
инвалидам и гражданам пожилого
возраста на дому, т.е. в месте
их фактического проживания;
- Услуги, которые оказываются
гражданам пожилого возраста
и инвалидам в специализированных
учреждениях.
Социальные услуги - это действия
по оказанию отдельным категориям граждан
в соответствии с законодательством Российской
Федерации помощи, предусмотренной действующим
законодательством.
Получатели социальных услуг
- это граждане, находящиеся в трудной
жизненной ситуации и нуждающиеся в связи
с ней в получении государственной социальной
помощи. Тяжелая жизненная ситуация - это
ситуация, которая объективно нарушает
жизнедеятельность граждан (инвалидность,
неспособность к самообслуживанию в связи
с преклонным возрастом, болезнью, сиротство,
безнадзорность, малообеспеченность,
безработица, отсутствие определенного
места жительства, конфликты и жестокое
обращение в семье, одиночество и тому
подобное) и которую они не могут преодолеть
самостоятельно. Предоставляют социальные
услуги социальные службы (предприятия
и учреждения независимо от форм собственности,
предоставляющие социальные услуги, а
также граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью по социальному обслуживанию
населения без образования юридического
лица).
Федеральным законом от 22.08.2004
г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
были внесены существенные изменения
в комментируемый закон. В частности, был
добавлен новый вид государственной социальной
помощи - набор социальных услуг.
Итак, набор социальных услуг
включает в себя прежде всего оказание
дополнительной бесплатной медицинской
помощи, в том числе:
- обеспечение лекарственными
средствами по рецепту врача;
- обеспечение изделиями
медицинского назначения по рецептам
врача;
- обеспечение путевками
на санаторно-курортное лечение
при наличии медицинских показаний;
- обеспечение специализированными
продуктами лечебного питания
детей-инвалидов.
Эти услуги оказываются гражданам,
имеющим на них право, медицинскими учреждениями,
оказывающими медико-санитарную помощь
(далее - медицинскими учреждениями).
Также в набор социальных услуг
входит обеспечение бесплатного проезда
к месту санаторно-курортного лечения
и обратно.
Согласно ст. 9, 10 Федерального
закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах
социального обслуживания населения в
Российской Федерации", социальное
обслуживание на дому осуществляется
путем предоставления социальных услуг
гражданам, нуждающимся в постоянном или
временном нестационарном социальном
обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам,
частично утратившим способность к самообслуживанию
в связи с преклонным возрастом, болезнью,
инвалидностью, предоставляется помощь
на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских
услуг и иной помощи.
Социальное обслуживание в
стационарных учреждениях осуществляется
путем предоставления социальных услуг
гражданам, частично или полностью утратившим
способность к самообслуживанию и нуждающимся
в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает
создание соответствующих их возрасту
и состоянию здоровья условий жизнедеятельности,
проведение мероприятий медицинского,
психологического, социального характера
питание и уход, а также организацию посильной
трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Закон "Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации" распространяет свое действие
и на правоотношения, регулируемые комментируемым
законом, поскольку является общим законодательным
актом по социальному обслуживанию населения
в РФ, данный закон устанавливает конкретно
виды социального обслуживания именно
для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Именно в данном законодательном акте
и можно найти определение содержания
социальных услуг.
Например, в ст. 3 Федерального
закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах
социального обслуживания населения в
Российской Федерации", определено,
что социальная услуга - это действие по
оказанию отдельным категориям граждан
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, клиенту социальной службы,
помощи, предусмотренной законом "Об
основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации". Социальное
обслуживание представляет собой деятельность
социальных служб по социальной поддержке,
оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Трудная жизненная ситуация
определена также законом "Об основах
социального обслуживания населения в
Российской Федерации" и представляет
собой ситуацию, объективно нарушающую
жизнедеятельность гражданина (инвалидность,
неспособность к самообслуживанию в связи
с преклонным возрастом, болезнью, сиротство,
безнадзорность, малообеспеченность,
безработица, отсутствие определенного
места жительства, конфликты и жестокое
обращение в семье, одиночество и тому
подобное), которую он не может преодолеть
самостоятельно.
Конечно, применительно к правоотношениям
по социальной поддержке граждан пожилого
возраста и инвалидов, все основания и
виды социальных услуг, предусмотренные
в законе "Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации"
не применяются. Во исполнение закона
"Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации"
было разработано и принято два государственных
стандарта, это Национальный стандарт
РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание
населения. Основные виды социальных услуг",
принятый постановлением Госстандарта
РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст, и Национальный
стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное
обслуживание населения. Качество социальных
услуг. Общие положения", принятый постановлением
Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 326-ст.
Виды социальных услуг, которые
касаются именно пожилых людей и инвалидов.
Раздел 4 ГОСТ Р 52143-2003 предусматривает
следующие виды социальных услуг:
- социально-бытовые, направленные
на поддержание жизнедеятельности
граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные
на поддержание и улучшение
здоровья граждан;
- социально-психологические,
предусматривающие коррекцию психологического
состояния граждан для их адаптации
в среде обитания (обществе);
- социально-экономические,
направленные на поддержание
и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные
на поддержание или изменение
правового статуса, оказание юридической
помощи, защиту законных прав
и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляют
клиентам социальной службы:
- в стационарных учреждениях
(стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях
(отделениях дневного и ночного
пребывания учреждений);
- в нестационарных учреждениях
(нестационарных отделениях учреждений);
- на дому;
- в комплексных учреждениях
(отделениях комплексного характера
учреждений);
- в иных учреждениях, в
том числе граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью
в области социального обслуживания
населения без образования юридического
лица.
При принятии решения о предоставлении
клиентам конкретных социальных услуг,
учитывают интересы клиента, состояние
его здоровья, специфику трудной жизненной
ситуации, в которой находится клиент,
содержание индивидуальной программы
реабилитации (при наличии такой программы,
они разрабатываются для инвалидов), кратковременность
или долговременность потребности в этих
услугах, материальные возможности клиента
и другие объективные факторы.
Однако, есть некоторые расхождения
в понимании и определении социальных
услуг. Так, согласно Межгосударственному
стандарту ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги
населению. Термины и определения",
услуга - результат непосредственного
взаимодействия исполнителя и потребителя,
а также собственной деятельности исполнителя
по удовлетворению потребности потребителя.
По функциональному назначению, услуги,
оказываемые населению, подразделяются
на материальные и социально-культурные.
Материальная услуга - это услуга по удовлетворению
материально-бытовых потребностей потребителя
услуг. Материальная услуга обеспечивает
восстановление (изменение, сохранение)
потребительских свойств изделий или
изготовление новых изделий по заказам
граждан, а также перемещение грузов и
людей, создание условий для потребления.
В частности, к материальным услугам могут
быть отнесены бытовые услуги, связанные
с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные
услуги, услуги общественного питания,
услуги транспорта и т.д. в свою очередь
социально-культурная услуга, представляет
собой услугу по удовлетворению духовных,
интеллектуальных потребностей и поддержание
нормальной жизнедеятельности потребителя.
Социально-культурная услуга обеспечивает
поддержание и восстановление здоровья,
духовное и физическое развитие личности
повышение профессионального мастерства.
К социально-культурным услугам могут
быть отнесены медицинские услуги, услуги
культуры, туризма, образования и т.д.
1.2 Основные принципы
социального обслуживания
Социальная помощь всегда носит
безвозмездный характер, а социальное
обслуживание предоставляется как на
безвозмездной основе, так и на основании
оплаты социальных услуг (полностью или
частичной). Здесь следует отметить, что
в настоящее время в теории российского
права социального обеспечения отрицается
социально-обеспечительный характер правоотношений
по социальному обслуживанию с полной
его оплатой клиентом независимо от того,
что социальные услуги предоставлялись
в том числе и государственными, муниципальными
социальными службами. В этом случае ряд
ученых названные услуги не признают в
качестве социальных и правовое регулирование
отношений по предоставлению таких услуг
не включают в предмет отрасли права социального
обеспечения. Мы же придерживаемся иного
подхода, утверждая, что форма оплаты не
может предопределять правовую природу
и целевую направленность социальной
услуги как предмета социально-обеспечительных
отношений.
Адресный характер социальной
помощи и социального обслуживания диктует
и уровень правового регулирования рассматриваемого
вида социально-обеспечительных отношений.
Социальная помощь и социальное обслуживание
по своей природе являются местными (как
правило, муниципальными): член общества
получает социальную поддержку в той среде,
где он постоянно проживает, где реально
можно определить уровень его материальной
обеспеченности, потребности в иных видах
социальной помощи. Именно по муниципальному
принципу строятся социальная помощь
и обслуживание в скандинавских странах
(Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия). В
действующем российском законодательстве
довольно четко прослеживается тенденция
передачи полномочий в этой сфере с федерального
уровня на региональный и отчасти местный.
Отдельные виды социальной помощи остаются
федеральными по уровню правового регулирования
и финансируются за счет федерального
бюджета (например, ежемесячные пособия
супругам военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту, единовременные
денежные пособия беженцам и вынужденным
переселенцам). Субъекты РФ устанавливают
размер социальной помощи в зависимости
от финансовых возможностей бюджета. Более
того, законодательством субъектов РФ
о социальной помощи нередко предусматриваются
правовые механизмы сотрудничества государственных,
муниципальных органов и общественных
организаций в этой сфере. Имеется в виду
формирование специальных комиссий из
представителей перечисленных субъектов
при назначении тех или иных видов социальной
помощи, рассмотрении споров.
Социальная помощь и социальное
обслуживание, исторически имеющие в первооснове
общественное призрение, предполагают
единство, взаимодействие государственных
и негосударственных систем социальной
поддержки членов общества. В дореволюционной
России право бедного на призрение рассматривалось
именно в таком ключе. В современных западных
моделях социальной помощи и социального
обслуживания также прослеживается тенденция
при сохранении ведущей роли государства
широкого привлечения негосударственных
структур (общественных объединений, частных
лиц) к решению проблем социальной защиты
населения. Помимо государственных социальных
служб в зарубежных странах активно действуют
добровольные некоммерческие социальные
службы, фонды, организации, объединенные
на религиозной основе (католические,
протестантские и др.), на профессиональной
основе. Например, в Великобритании это
ассоциации учителей учебных заведений,
которые решают задачи социального корпоративного
обслуживания, во Франции - автономные
организации шахтеров, профессиональных
военных и др., в США и Швейцарии - общинное
социальное обеспечение нуждающихся.
В этой части использование для России
рассматриваемого зарубежного опыта организации
смешанной системы социальной помощи
и социального обслуживания, по мнению
М.О. Буяновой, является делом не столь
отдаленной перспективы. Еще раз подчеркнем,
что, названные отношения с участием негосударственных
структур (организаций) должны включаться
в предмет отрасли права социального обеспечения.