Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:45, контрольная работа
Описание работы
В понимании законодателя социальная услуга, предоставляемая пожилым гражданам и инвалидам, представляет собой что-то среднее материальной услуги и социально-культурной. Можно даже сказать, что пожилым гражданам и инвалидам предоставляются материальная и социально-культурная услуги. Задача: Комаров обратился с заявлением о назначении пенсии по старости. Он работал в течение 37 лет, в том числе 7 лет рабочим очистного забоя шахты. Сейчас ему 56 лет. Имеет ли он право на пенсию, и если да, то по какому основанию?
Содержание работы
1. Понятие социального обслуживания в праве социального обеспечения и его виды. Основные принципы социального обслуживания. 3 1.1. Понятие и виды социальных услуг 3 1.2 Основные принципы социального обслуживания 10 2. Задача: 23 Заключение 26 Использованная литература: 28
Законодатель в зависимости
от состояния бюджетной системы может
изменять природу и характер социально-обеспечительных
правоотношений. Например, такая ситуация
имела место применительно к отношениям
по выплате ежемесячного пособия на ребенка.
В настоящее время оно выплачивается за
счет бюджетных средств в порядке социальной
поддержки (помощи) семьям с детьми. Однако
в первоначальной редакции Федерального
закона от 19 мая 1995 г. "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей"
ежемесячное пособие выплачивалось на
каждого ребенка до достижения им возраста
16 лет, а учащихся - до 18 лет независимо
от материального положения семьи. Названные
пособия назначались в порядке государственного
социального обеспечения, когда государство
компенсировало всем гражданам социально
значимые расходы, связанные с содержанием
и воспитанием детей. Позднее в связи с
дефицитом бюджетных средств в 1998 г. были
внесены изменения в рассматриваемый
Закон. Ежемесячное пособие стало назначаться
по принципу адресной социальной помощи
в зависимости от среднедушевого дохода
семьи. Право на пособие имели лишь семьи
со среднедушевым доходом, не превышающем
величины прожиточного минимума, установленного
субъектом РФ. Закон на федеральном уровне
устанавливал минимальный размер этого
пособия, предоставив субъектам РФ право
расширить круг получателей пособия за
счет семей с более высоким среднедушевым
доходом, но только за счет средств бюджета
субъекта РФ. Новый подход государства
к выплате ежемесячного пособия на ребенка
выразился в Федеральном законе от 22 августа
2004 г. N 122-ФЗ и соответствующих изменениях
в Законе "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей". Названное
пособие устанавливается и выплачивается
на региональном уровне за счет средств
бюджета субъекта РФ. Им предоставлено
право устанавливать основания назначения
пособия, его размер и порядок выплаты.
В этой ситуации рассматриваемое пособие
может выплачиваться в рамках правоотношений
как по государственному социальному
обеспечению всем лицам, постоянно проживающим
в данном регионе, так и по государственной
социальной помощи семьям, в которых среднедушевой
доход ниже прожиточного минимума в субъекте
РФ. Последний вариант выбрали практически
все субъекты РФ.
Зеркально противоположная
ситуация складывается с правоотношениями
по предоставлению набора социальных
услуг. Они регламентируются законодательством
по предоставлению государственной социальной
помощи в редакции Федерального закона
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("О монетизации
льгот"). Между тем, набор социальных
услуг предоставляется без учета уровня
материальной обеспеченности его получателя
и без оценки трудной жизненной ситуации.
Названные отношения имеют иную правовую
природу, являясь отношениями по государственному
социальному обеспечению за счет средств
бюджета субъекта РФ и Пенсионного фонда
РФ.
Основанием возникновения правоотношений
по социальной помощи и социальному обслуживанию
является сложный фактический состав,
который содержит:
1) нуждаемость (бедность) лица
или необходимость в дополнительных
затратах, признаваемых государством
социально значимыми в связи
с трудной жизненной ситуацией
лица;
2) заявление лица о
предоставлении социальной помощи
и социального обслуживания;
3) решение компетентного
органа социальной службы о
назначении определенного вида
социальной помощи, обслуживания.
В практике развитых стран сложились
два подхода к определению и оценке бедности
как основания социальной защиты. Первый
подход основывается на определении минимальных
потребностей, которые необходимо удовлетворить
для сохранения жизни. Это так называемая
потребительская корзина жизненно важных
товаров и услуг в стоимостном выражении.
Второй подход исходит из предположения,
что удовлетворению на гарантированном
минимальном уровне подлежат не только
основные физиологические потребности
в продуктах, жилище, но и социальные, порождаемые
социально-культурным развитием общества.
По первому пути пошли ряд бывших
стран социалистического лагеря и Российская
Федерация. На основании Федерального
закона от 24 октября 1997 г. N 134 "О прожиточном
минимуме в Российской Федерации" величина
этого минимума включает стоимость потребительской
корзины и расходы по обязательным платежам
и сборам. По Федеральному закону от 27
октября 1999 г. "О потребительской корзине
в целом по Российской Федерации" эта
корзина включала в натуральных показателях
продукты питания, непродовольственные
товары и услуги (жилье, водоснабжение,
газоснабжение, транспортные услуги и
др.). В настоящее время стоимость потребительской
корзины определяется в соответствии
с Федеральным законом от 31 марта 2006 г.
"О потребительской корзине в целом
по Российской Федерации" и соответствующими
законами субъектов РФ по основным социально-демографическим
группам населения (трудоспособное население,
пенсионеры, дети). При этом в потребительскую
корзину дополнительно включены услуги
культуры. Пока объем их весьма незначителен,
но свидетельствует о тенденции обращения
ко второму подходу определения бедности
с учетом не только физиологических, но
и социальных потребностей членов общества.
Таким образом, бедность (нуждаемость)
как юридический факт, основание возникновения
правоотношения по социальной помощи
должна базироваться на соотношении всех
доходов лица с прожиточным минимумом,
установленным в нормативном порядке
на федеральном и региональном уровнях.
С принятием известного Федерального
закона N 122-ФЗ полномочия по оказанию государственной
социальной помощи населению были переданы
на уровень субъектов РФ. Многие из них
приняли региональные законы о прожиточном
минимуме в субъекте РФ и законы о социальной
помощи нуждающимся (малообеспеченным)
жителям региона.
Государственная социальная
помощь предоставляется гражданам, которые
имеют среднедушевой доход ниже прожиточного
минимума, установленного в субъекте РФ.
При исчислении доходов лица учитываются
все доходы, полученные им в денежной,
натуральной формах, перечень которых
установлен постановлением Правительства
РФ. Порядок определения среднедушевого
дохода регулируется Федеральным законом
от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета
доходов и расчета среднедушевого дохода
семьи и одиноко проживающего гражданина
для признания их малоимущим и оказания
им государственной социальной помощи".
В соответствии с Федеральным
законом "О государственной социальной
помощи" (1999 г.) малоимущими семьями
и малоимущими одиноко проживающими гражданами
признаются лица, которые по независящим
от них причинам имеют среднедушевой доход
ниже величины прожиточного минимума,
установленного в соответствующем субъекте
РФ. Юридическое значение имеет и причина
нуждаемости. Она должна быть объективной
и подлежит проверке, равно как и размер
среднедушевого дохода, при назначении
лицу социальной помощи. В законах субъектов
РФ нередко называются уважительные причины
отсутствия доходов у лица от трудовой
или иной деятельности: необходимость
ухода за малолетними детьми, членами
семьи, нуждающимися в постороннем уходе;
нахождение в академическом отпуске по
медицинским показаниям и др.). Таким образом
нуждаемость (малообеспеченность) определяется
с учетом трех критериев в совокупности:
1) прожиточного минимума в субъекте РФ;
2) всех доходов и имущества лица и 3) причин
нуждаемости, не зависящих от лица.
Так же как и социально-страховые
правоотношения, правоотношения по социальной
помощи не возникают автоматически, необходимо
волеизъявление лица и решение службы
социальной защиты. То, что волеизъявление
лица является важным юридическим фактом,
подтверждается и содержанием законов.
По Федеральному закону "О государственной
социальной помощи" (1999 г.) социальная
помощь назначается на основании письменного
заявления гражданина органами социальной
защиты населения по месту жительства
или пребывания лица. Решение должно быть
принято органами социальной защиты населения
в 10-дневный срок, а при необходимости
дополнительной проверки нуждаемости
лица - в 30-дневный срок. На основании Федерального
закона "О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов"
(1995 г.) оказание социальных услуг осуществляется
при условии добровольного согласия гражданина,
а помещение в стационарное учреждение
социального обслуживания производится
только при наличии личного письменного
заявления (ст. 9).
Наряду с правовым принципом
добровольности предоставления социального
обслуживания действует и принцип его
адресности. Поэтому органы социальной
защиты населения должны принимать конкретное
решение в отношении каждого обратившегося
лица после проверки его нуждаемости или
обстоятельств, подтверждающих трудную
жизненную ситуацию, в которой оказался
гражданин. В принципе оказание социальной
помощи не зависит от того, виновен ли
нуждающийся в своем бедственном положении,
выплачивал ли он ранее налоги в бюджет,
с тем чтобы затем просить помощи из средств
бюджета. Между тем, Закон "О государственной
социальной помощи" (1999 г.) содержит,
как указывалось, критерий "нуждаемости
лиц по независящим от них причинам"
(ст. 7). Это означает, что орган социальной
защиты населения вправе отказать в социальной
помощи трудоспособным лицам, не желающим
интегрироваться в общество. В этой части
наш законодатель обращается к положительному
зарубежному опыту.
В ряде зарубежных стран право
на получение гарантированного минимального
дохода в системах социальной защиты связывают
еще с одним юридическим фактом - договором
социальной службы и трудоспособного
лица о его социальной и профессиональной
реинтеграции. Так, во Франции с такими
лицами подписываются муниципальными
органами "интеграционные соглашения",
где определяются персональные условия
включения гражданина в общественно полезную
деятельность, прохождения профессиональной
подготовки и т.п. Финансируются интеграционные
программы за счет специального фонда
солидарности, т.е. специальных налогов,
с 1994 г. Этот опыт с учетом национальных
условий может быть шире использован в
законотворческой практике РФ.
Кроме того, в зарубежной практике
в недавнее время стали практиковаться
специальные механизмы добровольного
социального страхования по уходу за пожилыми
людьми. ФРГ была первой страной, которая
еще 10 лет назад оформила такой вид социального
страхования. Урбанизация жизни, малые
семьи объективно требуют дополнительных
форм социальной защиты пожилых людей,
которые не могут рассчитывать на поддержку
со стороны семьи или какой-либо сети социальных
служб. Иными словами, эти лица заранее
заботятся о своей старости и надлежащем
уходе, уплачивая на эти цели страховые
взносы. Таким образом, система государственной
социальной помощи дополняется системами
добровольного социального страхования,
где социальный риск продиктован необходимостью
дополнительных социально значимых расходов
на уход за пожилым лицом. В российской
науке права социального обеспечения
М.О. Буянова предлагает заимствовать
зарубежный опыт и ввести у нас новый вид
социального страхования - страхование
социального обслуживания.
Субъектами правоотношения
по социальной помощи и социальному обслуживанию
выступают, с одной стороны, физическое
лицо, нуждающееся в таковой, с другой
- социальные службы. Социальная помощь
оказывается всем физическим лицам независимо
от возраста, дееспособности, гражданства
и т.п. Социальная правоспособность возникает
у лица с рождения и прекращается смертью.
Лиц, не достигших 14 лет или признанных
судом недееспособными, представляют
их законные представители (ст. 9 Закона
от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании
престарелых и инвалидов"). Таким образом,
самостоятельное обращение за социальной
помощью (социальная дееспособность) связано
с возрастным критерием - достижением
14 лет - и волевым.
Другой стороной правоотношения
выступают государственные и муниципальные
органы социальной защиты населения, учреждения
социального обслуживания (государственные
и негосударственные) или предприятия,
организации, где трудится гражданин.
Специализированные учреждения социального
обслуживания подразделяются на два вида.
Государственные и муниципальные службы
финансируются из государственных и местных
бюджетов. Частные социальные службы учреждаются
либо в форме юридических лиц, либо в форме
индивидуальной предпринимательской
деятельности. И в том и в другом случае
их деятельность осуществляется на основе
лицензии, выданной органами исполнительной
власти субъекта РФ. Для социальных служб
характерна специализация социального
обслуживания по кругу лиц-клиентов (территориальные
центры социальной помощи семье и детям,
специальные дома для одиноких престарелых
и др.), а также видам социальных услуг
(социальное обслуживание в стационарах,
на дому, центры экстренной психологической
помощи по телефону и др.)
Предприятия, организации всех
организационно-правовых форм также вправе
оказывать социальную, чаще материальную,
помощь своим работникам, в том числе и
бывшим - пенсионерам, как на основании
коллективного договора, так и "по доброй
воле" работодателя. В советский период
многие предприятия, особенно крупные,
имели довольно развернутую социальную
инфраструктуру: детские дошкольные учреждения,
пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории
с медицинским обслуживанием и т.п. Глубокий
экономический распад и обвальная приватизация
привели к свертыванию этих структур,
они в лучшем случае передавались на баланс
местных органов исполнительной власти
(муниципалитетов), но чаще закрывались,
а помещения сдавались в аренду или продавались.
Только подъем экономики создает условия
работодателям возродить утраченную социальную
инфраструктуру предприятий при содействии
и стимулировании этого процесса со стороны
государства.
Содержание правоотношений
по социальной помощи и социальному обслуживанию
раскрывается через права и обязанности
сторон, а именно: право физического лица
претендовать на определенный вид социальной
помощи и обязанность социальной службы
ее предоставить на основании закона или
договора. На основании закона социальная
помощь предоставляется государственными
(муниципальными) социальными службами
тем категориям лиц, которые прямо указаны
в законе. Такая социальная помощь предоставляется
бесплатно в объеме регионального стандарта
(минимума) социальных услуг. Так, в соответствии
с Федеральным законом "Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации" (1995 г.) бесплатное социальное
обслуживание в государственной системе
социальных служб в объемах, определенных
государственными стандартами социального
обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным
к самообслуживанию в связи
с преклонным возрастом, болезнью,
инвалидностью, не имеющим родственников,
которые могут обеспечить им
помощь и уход, - если среднедушевой
доход этих граждан ниже прожиточного
минимума, установленного для субъекта
РФ, в котором они проживают;
2) гражданам, находящимся
в трудной жизненной ситуации
в связи с безработицей, стихийными
бедствиями, катастрофами, пострадавшим
в результате вооруженных и
межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям,
находящимся в трудной жизненной
ситуации.
Согласно Закону РФ "О социальной
защите инвалидов" (1995 г.) лицам, официально
признанным инвалидами, гарантируется
перечень реабилитационных услуг и социальных
льгот на бесплатной основе в пределах
федерального перечня реабилитационных
мероприятий инвалидов.
Напротив, на договорных началах
социальное обслуживание предоставляется
за плату в двух случаях. Во-первых, любое
социальное обслуживание в частных социальных
службах является платным. Во-вторых, в
государственных и муниципальных социальных
службах на договорной платной основе
обеспечивается социальное обслуживание
двум категориям лиц: тем, чем среднедушевой
доход превышает установленный региональный
прожиточный минимум, и лицам, получающим
социальные услуги сверх региональной
базовой программы.