Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

В понимании законодателя социальная услуга, предоставляемая пожилым гражданам и инвалидам, представляет собой что-то среднее материальной услуги и социально-культурной. Можно даже сказать, что пожилым гражданам и инвалидам предоставляются материальная и социально-культурная услуги.
Задача: Комаров обратился с заявлением о назначении пенсии по старости. Он работал в течение 37 лет, в том числе 7 лет рабочим очистного забоя шахты. Сейчас ему 56 лет. Имеет ли он право на пенсию, и если да, то по какому основанию?

Содержание работы

1. Понятие социального обслуживания в праве социального обеспечения и его виды. Основные принципы социального обслуживания. 3
1.1. Понятие и виды социальных услуг 3
1.2 Основные принципы социального обслуживания 10
2. Задача: 23
Заключение 26
Использованная литература: 28

Файлы: 1 файл

контрольная работа - соц обеспечение.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

Платные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. В этой части их социально-обеспечительный, публичный характер очевиден. Эти правоотношения являются по своей природе социально-обеспечительными, а не гражданско-правовыми. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. Между тем, к этим услугам предъявляются требования к качеству в соответствии с региональными социальными стандартами. В законах субъектов РФ о социальном обслуживании населения довольно часто встречаются положения о том, что требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от формы собственности. Так, согласно Федеральному закону "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в негосударственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Таким образом, и в этом случае может идти речь о социально-обеспечительной природе рассматриваемых правоотношений.

Итак, по содержанию правоотношения по государственной социальной помощи и обслуживанию являются социально-алиментарными. Возмездный характер носят правоотношения по социальному обслуживанию на основе договора, предусматривающего частичную или полную оплату социальных услуг.

Как указывалось, решение органа социальной защиты населения является необходимым юридическим фактом в фактическом составе - основании возникновения материального правоотношения по социальной помощи и обслуживанию.

Объектами правоотношений по социальной помощи и обслуживанию в соответствии с действующим законодательством выступают:

материальная помощь:

- в виде денежных социальных пособий;

- в натуральной форме (продукты питания, одежда, средства санитарии, гигиены, специальные технические средства реабилитации инвалидов и др.); - в виде социальных субсидий (жилищные субсидии и др.) и 4) в виде социальных компенсаций;

- социальное обслуживание на дому и в стационарных социальных учреждениях;

- реабилитационные услуги (медико-социальные, по профессиональной и психологической реабилитации и др.);

- консультационная помощь (педагогико-психологическая, социально-правовая и др.);

- социальные льготы (оплата коммунальных услуг, льготный проезд на транспорте и т.д.).

Перечень видов социальной помощи и социального обслуживания, обязательных на всей территории России, устанавливается федеральным законодателем. К ведению субъектов РФ относятся определение размеров, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, а равно перечня гарантированных государством услуг по социальному обслуживанию, разработка и реализация государственных региональных программ социальной помощи и социального обслуживания. До внесения изменений в действующее законодательство в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("О монетизации льгот") государственные стандарты социального обслуживания устанавливались на федеральном уровне Правительством РФ. В настоящее время это прерогатива субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задача:

 Комаров обратился с заявлением о назначении пенсии по старости. Он работал в течение 37 лет, в том числе 7 лет рабочим очистного забоя шахты. Сейчас ему 56 лет.

Имеет ли он право на пенсию, и если да, то по какому основанию?

Ответ:  Согласно подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин – если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Как следует из пункта второго этой же статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначаются трудовые пенсии по старости, предусмотренные названным  под п. 11 п. 1 ст. 27, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.

Пунктом 5 данных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Однако норм, устанавливающих механизм исчисления стажа лицам непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, в названных Правилах не содержится.

 Подпунктом "е" п. 1 постановления  Правительства Российской Федерации  от 18 июля 2002 г. № 537 "О списках  производств, работ, профессий и  должностей, с учетом которых  досрочно назначается трудовая  пенсия по старости в соответствии  со ст. 27 Федерального закона "О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации", и об утверждении  правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное  назначение трудовой пенсии по  старости работникам летного  состава гражданской авиации  в соответствии со ст. 27 Федерального  закона "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении  пенсии работникам, указанным в  подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона  от 17 декабря 2001 г., применяется список, утвержденный постановлением Совета  Министров РСФСРот 13 сентября 1991 г. № 481.

 Порядок применения  данного списка содержится в  разъяснении Министерства труда  Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 2 "О порядке исчисления  специального стажа работы по  профессиям рабочих, предусмотренным  ст. 78 Закона РСФСР "О государственных  пенсиях в РСФСР", и порядке  применения списка работ и  профессий, дающих право на пенсию  независимо от возраста при  занятости на этих работах  не менее 25 лет".

Пунктом 3 указанного разъяснения установлен механизм исчисления стажа работникам, занятым на подземных работах, согласно которому в стаж подземной работы включается каждый полный год работы по ведущим профессиям (горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин) – за 1 год 3 месяца.

Поскольку вышеназванные Правила не устанавливают механизм исчисления стажа на подземных работах, а в постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. содержится прямое указание на применение Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСРот 13 сентября 1991 г. № 481, при досрочном назначении пенсии работникам, указанным в подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г., и порядок такого применения содержится в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 2, то не исключается возможность применения вышеуказанного разъяснения.

Следовательно, при исчислении стажа на подземных работах периоды работы по ведущим профессиям подлежат применению в льготном порядке, т.е. каждый полный год работы по ведущим профессиям – за 1 год 3 месяца.

Ввиду вышеизложенного Комаров мог обратиться с заявлением о назначении пенсии по старости в 53 года.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В понимании законодателя (и в том содержании, которое вложено в материальную и социально-культурную услуги) социальная услуга, предоставляемая пожилым гражданам и инвалидам, представляет собой что-то среднее (смесь) материальной услуги и социально-культурной. Можно даже сказать, что пожилым гражданам и инвалидам предоставляются материальная и социально-культурная услуги. Это было бы более верно с позиции установления общих стандартов в законодательстве. Однако следует заметить, что на законодательном уровне установлено одно положение и определение социальной услуги, а на уровне подзаконных актов действуют несколько иные определения, социальная услуга, если учитывать стандарты, как самостоятельный вид услуг вообще не существует, есть только материальные услуги и социально-культурные. А если посмотреть содержание социальных услуг, для пожилых граждан и инвалидов, то можно увидеть, что весь комплекс услуг состоит из тех же двух групп услуг материальных и социально-культурных.

Виды правоотношений по социальной помощи и обслуживанию. Критериями классификации могут быть перечисленные объекты правоотношений и порядок их предоставления (по закону и по договору). В последнем случае мы выделяем:

А. Правоотношения по государственной социальной помощи и социальному обслуживанию, которые характеризуются следующими признаками:

1) основанием их возникновения  являются нуждаемость (бедность) и  трудная жизненная ситуация, в  которой находится лицо;

2) социальная помощь и  обслуживание как объект правоотношения  призваны обеспечить уровень  жизни нуждающимся до определенного  законом минимального уровня. Финансирование  осуществляется за счет средств  государственных и местных бюджетов, а перечень гарантированных социальных услуг предоставляется безвозмездно;

3) права и обязанности  участников - государственных и муниципальных  социальных служб, с одной стороны, и физического лица - с другой, носят социально-алиментарный характер, а указанные социальные службы  обязаны предоставить социальную  помощь и обслуживание на условиях  и в порядке, предусмотренных  законом.

Б. Договорные правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию, которые отвечают следующим признакам:

1) субъектами названных  отношений являются, с одной стороны, любые физические лица независимо  от признака нуждаемости (бедности), с другой - не только государственные  и муниципальные социальные службы, но и частные;

2) объектом правоотношения  выступают социальные услуги  и иные виды социального обслуживания, но их уровень не должен  быть ниже установленных государственных  стандартов качества социального  обслуживания, но предоставляются  они на платной основе (полностью  или частично). Установлен государственный  контроль за деятельностью по  предоставлению услуг частными  социальными службами вплоть  до лишения их лицензии;

3) взаимные права и  обязанности сторон определяются  договором на условиях частичной  или полной оплаты предоставляемых  социальных услуг.

Таким образом, правоотношение по социальной помощи и социальному обслуживанию - это социально-обязательственное отношение, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать от другой стороны - государственных (муниципальных) или частных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи и обслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.

Использованная литература:

 

Нормативно-правовой акт

 

1. Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи"(в ред. Федеральных  законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 25.11.2006 г. N 195-ФЗ; от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ;от 01.03.2008 г. N 18-ФЗ; от 14.07.2008 г. N 110-ФЗ;от 22.12.2008 г. N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ)

2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального  обслуживания населения в Российской  Федерации"

3. Постановление Правительства  РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне  доходов, учитываемых при расчете  среднедушевого дохода семьи  и одиноко проживающего гражданина  для признания их малоимущими  и оказания государственной социальной  помощи // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3374.

 

Учебная

 

1. Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. Киров, 2002. С. 21; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

2. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект). Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2009.

3. Мелвин П. Бедность и гарантированный минимальный доход // Социалистический труд. 1990. N 10. С. 101-107.

4. Ершова И.Б. Цели и приоритеты социальной политики в период реформирования экономики восточноевропейских стран // Труд за рубежом. 2005. N 1. С. 100-103; Ершова И.Б. Реформирование системы социальной защиты населения в восточноевропейских странах //Там же. 2005. N 2..

5. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

6. Ткаченко А.А. Система социальных выплат в Германии // Труд за рубежом. 1999. N 3. С. 86-99; Чубарова Т.В., Исаченко Т.М. Европейский Союз и проблемы социальной защиты населения стран-участниц // Там же. 2000. N 3.

7.   Самойлова Р.М. Проблемы бедности в США // Труд за рубежом. 1995. N 1.

8.   Шлихтер А.А. Государственные программы в сфере труда и занятости (опыт США) // Там же. 2007. N 3. С. 45-65..

9.   Буянова М.О. Экономические гарантии права граждан на социальное обслуживание. Некоторые вопросы методики преподавания права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения. М., 2007.

10.  Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2009.

 

 

 


Информация о работе Право социального обеспечения