Правовые акты по осуществлению социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

При обеспечении граждан социальным обслуживанием субъектом социальной защиты населения являются органы исполнительной власти. При этом главным субъектом остается специалист по социальной работе. Объектами социальной работы являются люди, на которых направлена вся деятельность субъектов социальной работы. Социальное обслуживание выступает в качестве составляющей социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Государственная система социального обслуживания……………..5
1.1. Основные характеристики социального обслуживания………….5
1.2. Сущность и формы социального обслуживания…………………17
2. Правовые акты по осуществлению социального обслуживания….23
2.1. Принципы, функции в нормативных актах по социальному обслуживанию………………………………………………………… 23
2.2. Практика управления в области социального обслуживания…...31
Заключение………………………………………………………………42
Литература…………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

Особенности социальной поддержки в условиях НЭПа.docx

— 54.83 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что субъекты Федерации устанавливают за счет своих средств дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, бесплатный проезд на местном транспорте и т.д.

Вообще Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности (ст. 4 Закона об основах социального обслуживания). [3, с. 3]

К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Деятельность субъектов негосударственного сектора социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 33 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов). [8, с. 263]

Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.

Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее развития предопределена цитируемой нами ранее статьей 7 Конституции, в соответствии, с которой целью деятельности государства является создание условий для достойной жизни и развития человека. Средством достижения этой цели в отношении лиц, по уважительным причинам не участвующих в активной экономической жизни, является совершенствование государственного социального страхования и обеспечения.

Относительно негосударственных форм обеспечения, в связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат, они и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе обеспечения по каналам государственной системы.

В настоящее время преобладающей формой социального обеспечения от предприятий являются выплаты и услуги. На основе коллективных договоров предприятия выплачивают единовременные пособия при выходе на пенсию, осуществляют ежемесячные доплаты к государственным пенсиям, к пособиям по безработице, по уходу за ребенком и т.п.

Наиболее типичными формами зарождающейся благотворительности являются разовые или периодические пожертвования денежных средств организациями различных форм собственности, частными лицами во внебюджетные социальные фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам инвалидов и ветеранов, а также систематическая материальная помощь наиболее нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей и денежных средств непосредственно учреждениям социального обслуживания.

Расширяется сеть благотворительных организаций, осуществляющих собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев населения. Основными целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов. [10, с. 128]

Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

2. Правовые акты по осуществлению  социального обслуживания

2.1. принципы, функции в  нормативных актах по социальному  обслуживанию

В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 прописаны понятия, нормы, правила и процедуры, определяющие статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями.

Данный закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания»:

1) социальное обслуживание  на дому (включая социально-медицинское);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное  обслуживание в стационарных  учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и  других учреждениях, социального  обслуживания независимо от их  наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная  помощь. [1, с. 8]

Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.

В законе «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года не только закреплено обслуживание инвалидов, но поручено предприятиям и организациям обеспечивать специальным оборудованием и приспособлениями в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования вокзалами и аэропортами. [2, с. 52]

В этих законах также раскрываются основные виды социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в санаторных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.

Также предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни и гарантируются государством.

Сущность социального обслуживания как социальной системы раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и учреждений; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Основные понятия указаны в ст. 3:

1) социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от  форм собственности, предоставляющие  социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному  обслуживанию населения без образования  юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной  жизненной ситуации, которому в  связи с этим предоставляются  социальные услуги;

3) социальные услуги - действия  по оказанию отдельным категориям  граждан в соответствии с законодательством  Российской Федерации, клиенту социальной  службы помощи, предусмотренной  настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая  жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В ст.4 указаны системы социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание:

1. Государственная система  социальных служб - система, состоящая  из государственных предприятий  и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов  Российской Федерации и находящихся  в ведении органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Социальное обслуживание  осуществляется также предприятиями  и учреждениями иных форм собственности  и гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному  обслуживанию населения без образования  юридического лица.

3. Государство поддерживает  и поощряет развитие социальных  служб независимо от форм собственности.

Принципами социального обслуживания, согласно ст. 5 являются:

1) адресность;

2) доступность;

3) добровольность;

4) гуманность;

5) приоритетность предоставления  социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации;

6) конфиденциальность;

7) профилактическая направленность.

Мы видим, что одним из основных условий эффективности организации предоставления социальных услуг является соблюдение принципа адресности в оказании помощи населению. Прежде понятие адресности практически полностью идентифицировалось с понятием помощи по малообеспеченное, которая, по существу, является частным случаем адресной помощи. [4, с. 177]

Статьей 7 государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

В законе указано, что каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Дается пояснение, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. [8, с. 263]

Формально социальное обслуживание - это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.

Вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко - множество источников финансирования.

Практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств социальной защиты населения (образование, МВД, служба занятости и т.д.)

Функциями системы социального обслуживания можно считать:

I группа – сущностно-деятельные:

профилактическая;

социально-реабилитационная;

адаптационная;

охранно-защитная;

социальный патронаж;

II группа – нравственно-гуманистические:

личностно-гуманистическая;

социально-гуманистическая.

Реализация этих функций связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и специфики контингентов клиентов социальных служб.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Информация о работе Правовые акты по осуществлению социального обслуживания