Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 05:24, курсовая работа
При обеспечении граждан социальным обслуживанием субъектом социальной защиты населения являются органы исполнительной власти. При этом главным субъектом остается специалист по социальной работе. Объектами социальной работы являются люди, на которых направлена вся деятельность субъектов социальной работы. Социальное обслуживание выступает в качестве составляющей социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей.
Введение………………………………………………………………….3
1. Государственная система социального обслуживания……………..5
1.1. Основные характеристики социального обслуживания………….5
1.2. Сущность и формы социального обслуживания…………………17
2. Правовые акты по осуществлению социального обслуживания….23
2.1. Принципы, функции в нормативных актах по социальному обслуживанию………………………………………………………… 23
2.2. Практика управления в области социального обслуживания…...31
Заключение………………………………………………………………42
Литература…………………………………………………….....
повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов за счет увеличения объема услуг;
продолжение работы по оптимизации отрасли, сети учреждений в соответствии с действующим федеральным законодательством. [9, с. 43]
А.П. Чеботарев указывает на проблемы и вопросы, требующие решения при взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований края:
1.Формирование сетевого графика передачи полномочий по мерам социальной поддержки и социальному обслуживанию населения, содействие передачи в государственную собственность Красноярского края имущества от муниципальных органов.
2. Обеспечение потребности
граждан престарелого возраста
и инвалидов (имеющих право в
рамках закона) местами проживания
в стационарных учреждениях
3. Совершенствование работы
по трудовой реабилитации
Повышение эффективности межведомственной координации и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений.
В крае сформирована Комплексная среднесрочная программа социальной защиты населения Красноярского края на период до 2008 года, мероприятия которой направлены на решение следующих задач:
повышение уровня социальной защищенности жителей края при реализации новых подходов в предоставлении мер социальной поддержки. Персональная адресная поддержка наиболее пострадавших и нуждающихся в особой помощи государства категорий населения;
обеспечение доступности для всего населения края социальных услуг за счет формирования оптимальной сети учреждений социальной сферы, расширения объема и повышения качества предоставляемых социальных услуг. Эффективное, целевое использование средств, направленных на социальную поддержку населения.
Эти нормативы должны учитываться при предоставлении федеральных трансфертов регионам, которые за счет своих бюджетов не смогут сами их обеспечить;
поддержка социально уязвимых слоев населения, дальнейшее совершенствование адресной социальной помощи, упорядочение системы социальных пособий и льгот;
сокращение масштабов бедности на основе обеспечения эффективной занятости населения, повышения финансовой устойчивости пенсионной системы, персонификации социальной помощи;
формирование системы дополнительного негосударственного социального страхования как фактора социальной стабильности;
внедрение новых методов финансирования бюджетных учреждений, расширение их хозяйственной самостоятельности и создание условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых гражданам социальных услуг;
взаимодействие со структурами гражданского общества в
вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества, обеспечения адресной поддержки социально уязвимых граждан;
стимулирование социально ответственного поведения представителей российского бизнеса. [4, с. 201]
Одной из целей реформирования системы социальных услуг на рассматриваемый среднесрочный период является расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
Для реализации этой цели необходимо:
- развитие программно-целевых
и конкурсных механизмов
- создание условий для
привлечения к оказанию
услуг как государственных, так и негосударственных организаций;
- разработка общих требований
к деятельности государственных
(в т.ч. и региональных), муниципальных,
частных и иных учреждений, предоставляющих
различные виды социальных
- дальнейшее развитие
сети нестационарных
социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста;
- комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать единую систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние социальной сферы в регионе. [4, с. 202]
Весь комплекс мероприятий реформирования системы социльных услуг должен быть практически встроен в средне- и долгосрочную стратегию развития не только регионов, но и страны в целом с обязательным соотнесением целей и результатов. Такой подход определяет более масштабный и более комплексный характер реформирования социальной сферы по сравнению с предыдущими годами. Проводимые в социальной практике мероприятия прежде имели, как правило, краткосрочный характер.
Меры в области реформирования системы социальных услуг до сих пор еще отстают от происходящих в жизни перемен, не выполняются из-за недостаточной проработки, отсутствия необходимых механизмов реализации, финансовых средств, непоследовательности органов власти и слабого с их стороны контроля, недостатка профессионально подготовленных кадров, слабой информированности самого населения.
В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению и образованию, приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора. Это предполагает, в частности, расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами (в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление); переход к финансированию социальных услуг в зависимости от их объема и качества на основе программно-целевых и конкурсных механизмов государственного финансирования; обеспечение равных прав доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Важным также представляется объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами, в том числе путем развития волонтерства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями; обеспечение прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки; привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе различных общественно-государственных советов экспертного, консультационного и координационного назначения; разработка системы оценки качества выполнения социальных программ независимо от того, какой организацией (государственной, негосударственной некоммерческой, коммерческой) они исполняются.
Актуальным является развитие институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета; упорядочение лицензирования в сфере предоставления социальных услуг, приведение требований к оказанию социальных услуг в соответствие с мировой практикой и уровнем развития социальных услуг в России; учет опыта и практики некоммерческих негосударственных организаций в области развития и предоставления социальных и образовательных услуг при доработке требований для получения лицензий на социальную деятельность. Повышение информированности граждан о правах о возможностях получения тех или иных услуг.
В настоящее время текущей задачей органов социальной защиты населения является оптимизация сети учреждений социального обслуживания. Основное направление деятельности по решению этой задачи - снижение числа стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости и постепенный переход (развитие) к нестационарной форме социального обслуживания, то есть оказание социальной и социально-медицинской помощи на дому, как к малозатратной и эффективной форме, позволяющей пожилым людям как можно дольше находиться в привычных для них условиях. На надомном обслуживании сегодня находятся 22,5 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов и около 3,0 тыс. человек ожидают своей очереди на обслуживание.
Немаловажное значение в развитии системы социальной защиты населения Красноярского края имеет усиление адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, при этом необходимо поощрять и воспитывать естественное стремление к само обеспечению. На территории Красноярского края действует краевая целевая программа «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации». [9, с. 45]
Заключение
Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечению удовлетворения потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, созданию более благоприятной атмосферы для достойной поддержки их возможностей.
Социальное обслуживание – это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей – от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Сегодня формирующаяся система социального обслуживания это важнейшая отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей, попавших в трудную, подчас кризисную ситуацию.
Вполне естественно, что при обсуждении проблемы социального обслуживания необходимо учитывать всю совокупность мнений по поводу этого феномена цивилизованной жизни.
На современном этапе становления системы социального обслуживания населения есть все основания утверждать, что социальное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важнейшую часть СЗН и ее организационно-правовую форму.
В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных, главным образом, наиболее социально уязвимым группам населения, испытывающим постоянные трудности в различных аспектах повседневной жизни.
При этом развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют такие факторы, как:
слабая правовая база системы социального обслуживания;
ограниченность финансовых ресурсов правительственных органов на федеральном и региональном уровнях;
дефицит средств у органов местного самоуправления;
недостаточная координация деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;
низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи –изыскание дополнительных средств на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.
Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб, органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающих открытие и развитие учреждений социального обслуживания, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.
Сегодня вопросы социального обслуживания населения актуальны в современном его понимании. Это, в первую очередь, требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Особое внимание здесь следует уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.
Также необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.
Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.
Таким образом, для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной, нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения, являющихся объектами социальной работы.
Литература:
1. З РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста» от 02.08.95г. №122-ФЗ. /Российская газета. N 234. 09.08.1995.
2. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) /Собрание законодательства РФ - 27.11.1995. N 48. 4563с.
Информация о работе Правовые акты по осуществлению социального обслуживания