Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:55, контрольная работа
Интерес к исследованиям в области мифологии – вечная проблема человечества.
Сегодня миф обозначает не только «предание о богах и героях», но и сформировавшуюся идеологию («коммунистический миф»), и политические аспекты споров между сторонниками различных партий и течений («политические мифотворцы»), и стереотипы голубого экрана («телемифы»), и степени непознанного наукой («миф о снежном человеке»). В большом количестве точек зрения и определений мифа выявляется одна его особенность – быть способом глобальной идентификации человека с природой, социумом, культурой, Богом, выполнять функцию самоотождествления индивида со всеми ипостасями универсума.
1.Илья Муромец как культурный герой
2. Праздник Купала как элемент культурной памяти
Список использованных источников
План
1.Илья Муромец как культурный герой
2. Праздник Купала как элемент культурной памяти
Список использованных источников
1.Илья Муромец как культурный герой
Интерес к исследованиям в области мифологии – вечная проблема человечества.
Сегодня миф обозначает не только «предание о богах и героях», но и сформировавшуюся идеологию («коммунистический миф»), и политические аспекты споров между сторонниками различных партий и течений («политические мифотворцы»), и стереотипы голубого экрана («телемифы»), и степени непознанного наукой («миф о снежном человеке»). В большом количестве точек зрения и определений мифа выявляется одна его особенность – быть способом глобальной идентификации человека с природой, социумом, культурой, Богом, выполнять функцию самоотождествления индивида со всеми ипостасями универсума.
Культурный герой как главное действующее лицо мифологии выступает в различных «персонах», «масках», нуждающихся в дальнейшем развитии.
Образ Культурного героя – необходимый смысловой центр любой культуры, поэтому процесс формирования культур всегда сопровождался выдвижением персонажей-символов – «Культурных героев».
Глубокими изменениями в культуре на протяжении всего XX века, продолжающимися по сей день. Наше время предъявляет новые требования к человеку, вновь проверяя его на жизнеспособность. В переломные для существования культуры эпохи, люди всегда воскрешают образ Человека–героя. Качественные изменения в культуре требуют поиска нового типа человека, адекватного изменяющемуся миру. В условиях хаоса и аномии герой выступает духовным ориентиром для общества, оставляя заметный след в культуре и память о себе в истории.
Паразитируя на потребности общества в героических ориентирах, возникает целый сонм созданных с помощью технологий псевдогероев, с экранов и страниц книг, пропагандирующих ненависть, насилие, самоубийство, а также политиков, героизирующих свою деятельность и эксплуатирующих образ героя в не всегда бескорыстных целях. Поклонение героям сегодня – зачастую поклонение созданным искусственно образам-призракам.
Нельзя понять какую-либо культуру, не зная, какие образцы лежат в основе ее социально-воспитательной деятельности. Для современной же культуры характерно сомнение в возможности существования героизма в нынешних условиях и, при этом, острая потребность в нем. Общество ждет и ищет новые личностные образцы, новых героев, которые помогли бы другим раскрыть смысл жизни в современной культуре, переживающей кризис.
Таким образом, понимание героизма как высвобождения в экстремальных условиях (и в кризисные периоды культуры) внутренних, скрытых до времени творческих сил человека, позволяет глубже понять процессы, происходящие в недрах общества, в их связи с индивидуальным существованием человека.
Культурные герои определяют матрицу социального поведения, являются кристаллизаторами идеалов и трансляторами их в смыслообразующей деятельности рядового человека.
Задача культурного героя – постоянно действовать в динамическом, позитивном, творческом согласии с прошлым, настоящим и будущим, стараться сохранять то, что способствует развитию жизни, противостоять тому и разрушать то, что тому не способствует.
Мифотворчество ХХ века проявляется через действия архаичных и новых культурных героев, транслирующих через средства массовой информации как традиционные культурные образцы поведения, так и новые – политические, идеологические, экономические, обыденные. Поэтому нельзя говорить о процессе демифологизации в современном информационном обществе, более того, ценность «мифического» повышается, и продолжается философская рефлексия над мифом.
Остановимся на одном, пожалуй, самом популярном культурном герое в русской культуре, который воплощает много веков идеал народного героя.
В ноябре 2009 года в России аналитическая служба режиссера Тимура Бекмамбетова и фонд Общественное мнение проводили опрос о том, кто является героев в современной России. В голосовании участвовало 2000 человек. Результаты оказались таковыми: в молодежном голосовании (респонденты 18-30 лет) лидирует богатырь Илья Муромец (19%), на втором месте - Александр Белов (Саша Белый) из криминального сериала Бригада (17%), Штирлиц идет третьим - 16%. За ним следуют: Глеб Жеглов (13%), Робин Гуд (13%), Данила Багров (11%), Остап Бендер (8%), Дядя Степа (8%), Алексей Маресьева (7%) и Евгений Онегин (7%).
В общем голосовании первое место занял Штирлиц - 26%. За ним идут Алексей Маресьев (22%) и Глеб Жеглов (19%). Их показатели обеспечило прежде всего старшее поколение. Далее следует Илья Муромец (15%).
До сих пор идут споры о реальности этой исторической личности. По одной из версий исследователей, он погиб в бою, защищая свою обитель – Киево-Печерскую Лавру от набега половцев.
Илья Муромец с древних времен известен не только в России. Классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни – на юге. В центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX века. Однако моду на богатыря Илью завели немцы еще в XIII веке. Именно тогда была написана поэма о правителе Ломбардского королевства Ортните, дядей и другом которого был могучий и неукротимый Илья Русский (Ilias von Riuzen). Одновременно была записана «Тидрек-сага» с участием русского «короля» Владимира и греческого «рыцаря» Ильи.
Популярность образа Ильи Муромца в белорусских сказках отличается большой архаичностью.
В скандинавских сагах его называют братом Киевского князя Владимира. Но утверждение о его княжеском происхождении не соответствует отечественным источникам.
Если, например, посмотреть на знаменитую картину Виктора Васнецова "Три богатыря", то можно вспомнить, что Добрыня Никитич был из бояр, Алеша Попович - из духовного сословия, а Илья Муромец – самый надежный и могучий защитник Отечества, из простого народа.
Жизненный путь Ильи Муромца позже повторили и другие славные защитники Отечества. Это полководец Александр Невский, герой Куликовской битвы Александр Пересвет, знаменитый адмирал Федор Ушаков. Можно вспомнить и патриарха Пимена, который в годы Великой Отечественной войны был на фронте командиром роты. Сегодня своим небесным покровителем преподобного Илию считают российские военные.
Сходными с Ильей Муромцем по масштабам популярности героями средневекового массового сознания были Роланд в Западной Европе, Рустам в странах Ближнего и Среднего Востока.
Рустам вошел в бессмертие на страницах «Шах-наме» великого Фирдоуси. Без этой книги имя иранского полководца эпохи Сасанидов было бы известно лишь узкому кругу историков. Второразрядный вассал Карла Великого, погибший в одном из боев местного значения от руки басков, стал непревзойденным Роландом, образцом благородного рыцаря, благодаря творческому гению певца-поэта, которого, возможно, звали Турольд (а может быть, и не Турольд – точные данные на этот счет отсутствуют).
Сопоставляя великого русского богатыря с подобными ему фигурами из эпических произведений Запада и Востока, можно сформулировать несколько предположений.
1. Вероятнее всего, Илья
Муромец был человеком
2. Свою бессмертную славу он приобрел, оказавшись героем художественного произведения, которое можно условно назвать «Сказанием об Илье Муромце».
3. Это предполагаемое
«Сказание» обрело громадную
популярность на Руси, но, в отличие
от «Песни о Роланде», не было
записано в первозданном виде.
Оно передавалось устно по
череде поколений певцов-
Русские былинно-эпические герои целым рядом своих существенных черт заметно отличаются от образов героев иных культур. Так, известнейший герой античной культуры - Геракл или Геркулес - обладатель сверхчеловеческой силы. Не случайно имя его со временем стало нарицательным. Более того, и это крайне важно, Геркулес - сын самого царя Олимпа - Зевса, рожденный обманутой этим божеством земною женщиной, женой воинственного вождя Алкменой. Стоит вспомнить, что в античном мире слово «герой» изначально означало отпрыска бога, увлекшегося прелестной представительницей человеческого рода, по сути полубога. Дальний же предшественник Геракла, герой самого древнего из известных нам ныне литературно-философских произведений, Гильгамеш – «божество: двумя третями» и лишь одною – человек.
Любимый же герой индийского эпоса - царевич Рама - не только эталонный сын царя, но еще и седьмая аватара - воплощения бога Вишну.
Эта древняя традиция оживает и в знаменитом киргизском эпосе «Манас». Здесь перед нами ярый борец за дело ислама Алмамбет (Альмагамбет), который формально считается сыном хана, но «фактически» зачат матерью от ангела – «сына херувима».
В западноевропейском и казахском эпосе герои, если и не Божественного, то, как правило, знатного происхождения. Это короли, королевичи и дети знати. Вполне понятно, что все эти герои и выглядят соответственно своему происхождению и положению в обществе.
В русских сказках мы тоже встречаем и «Ивана-царевича», и «Царевну- лягушку» и т.д. Но в собственно героическом эпосе – «Былинах» - картина совсем иная. Герои русского эпоса - богатыри - сплошь и рядом либо простолюдины, либо люди заметные, но, тем не менее, не воинского звания. Самый знаменитый среди них - Илья Муромец – «мужик-деревенщина».
Не менее показательно и иное - то, что русский богатырь не изображался в облике супермена.
Так, если на известной картине Васнецова мы видим трех богатырей, самый мощный из которых - Илья, то в самих-то былинах Муромец обрисован иначе. В одной из былин прославленный богатырь описывает свой облик такими скупыми словами: «Не огромный наш казак да Илья Муромец». А в былине о «Мамаевом побоище» эта обыкновенность еще более подчеркивается: «Ростом он умеренный, в плечах не широк:» - говорит о себе переодетый Илья татарскому хану, прослышавшему о русском добром молодце. Этот излюбленный герой былин не превосходит ни ростом, ни силою, калика перехожий - чисто внешне он может показаться одним из многих.
Не менее интересна и проблема соотношения Героя и Врага как в отечественной, так и мировой культуре. Поскольку эта проблема очень объемна, коснемся здесь лишь нескольких, но характерных ее аспектов.
Одна пара таких противостоящих друг другу образов являет собой статных, рослых и пригожих наших и мелковатых рядом с ними и внешне непривлекательных врагов. Эта линия, в частности, четко проступает в кинопродукции Голливуда и в современных отечественных фильмах.
Но с древнейших времен широко известна и другая пара, где Наш Герой внешне явно уступает своему противнику. Вот Илья Муромец и Идолище Поганое. Средний среди своих Илья явно невзрачен рядом с будущим супротивником. В известном былинном эпизоде Идолище, расспрашивающее переодетого «каликой перехожей» богатыря о знаменитом Илье, надсмехается над тем. Что тот, судя по описанию, роста обыкновенного и к тому же мало ест и пьет:
Да чорт-те ведь во Киеве-то есть, не богатырь был!
А был бы-то зде да богатырь тот,
Как бы я тут его на долонь-то клал,
Другой рукой опять бы сверху прижал,
А тут бы еще да ведь блин-то стал,
Дунул бы его во чисто поле!..
Идолище уверен в своем превосходстве над Ильей. Ведь сам он намного крупней, да и ест несравненно больше. Способность же поглощать огромное количество пищи обычно изображается в эпосе, как показатель чудовищной силы.
Хлестким оказывается и ответ Ильи Муромца, брошенный им уже прямо в лицо своему противнику, похваляющемуся своими размерами и своей прожорливостью:
У нас как у попа было ростовского,
Как была что корова обжориста.
А много она ела, пила, тут и треснула,
Тебе-то бы: да так же быть.
Если приглядеться к судьбе этого эпического героя – можно увидеть символику, сокровенно важную для понимания судеб нашей страны. Неслучайно в недавнем исследовании «Самосознание и национальный характер русских» Илья Муромец был признан наиболее ярко выраженным русским характером.
Героический эпос – это не только корни любой культуры, но и, уж извините за патетику, предначертание будущей судьбы народа. Илья Муромец – герой патриархального, консервативного общества. Сказители подчёркивают, что перед нами – опытный воин в почтенном возрасте – «Старый казак Илья Муромец». Былины об Илье Муромце стали появляться несколько позже былин о Добрыне Никитиче – и, как фольклорный персонаж, Илья был моложе своего благородного собрата. Может быть, поэтому авторы фильма «Илья Муромец» старшим по возрасту назвали Добрыню. Но во всех былинных сюжетах подчёркивается старшинство Ильи. «Старым» его величают даже, когда речь идёт о первых подвигах богатыря, хотя точно известен его возраст в то время – тридцать лет (в некоторых вариантах – тридцать лет и три года). Нередко в позднейшей истории нашей страны именно «старые казаки» становились героями и спасителями Отечества – вспомним Суворова в Альпах или Кутузова в 1812-м году. Так уж сложилось: образ Ильи появился, когда былины о Добрыне и Алёше Поповиче уже ходили в народе. Но он быстро завоевал центральное место в русском эпосе.
Информация о работе Праздник Купала как элемент культурной памяти