Праздник Купала как элемент культурной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Интерес к исследованиям в области мифологии – вечная проблема человечества.
Сегодня миф обозначает не только «предание о богах и героях», но и сформировавшуюся идеологию («коммунистический миф»), и политические аспекты споров между сторонниками различных партий и течений («политические мифотворцы»), и стереотипы голубого экрана («телемифы»), и степени непознанного наукой («миф о снежном человеке»). В большом количестве точек зрения и определений мифа выявляется одна его особенность – быть способом глобальной идентификации человека с природой, социумом, культурой, Богом, выполнять функцию самоотождествления индивида со всеми ипостасями универсума.

Содержание работы

1.Илья Муромец как культурный герой
2. Праздник Купала как элемент культурной памяти
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

крантропология.docx

— 59.32 Кб (Скачать файл)

Чем он уникален, ключевой герой  русского народного эпоса – сын  крестьянина, Илья Иванович Муромец? Вспомним его собратьев – детей разных народов. Роланд – племянник (а по некоторым версиям – побочный сын) Карла Великого, Рустам - сын знаменитого богатыря, Геракл – сын Зевса... С каждым из них у Ильи немало общего, но они – отпрыски царских родов, потомки языческих божеств… А русским героем стал простолюдин, плебей, о котором надменные князья и бояре подчас говорили: «Мужик, деревенщина!». Об этом стоит задуматься. Илья человечнее, чем исполин Святогор, мудрее, чем Добрыня, честнее, чем Алёша. Сила и мудрость простого человека непобедимы – такое убеждение присуще русскому народу и оно нас никогда не подводило. Вот игры в «элитарщину» не раз приводили Русь на грань гибели – и у великих наших богатырей опускались руки.

 

Это прочувствовал Алексей  Константинович Толстой, в его стихотворении  Илья Муромец – носитель консервативных крестьянских ценностей. В патриции он не стремится, не потакает ничьей спеси, поварчивает на тех, кого искушают новомодные украшения жизни:

Не терплю богатых сеней,

Мраморных тех плит;

От царьградских от курений

Голова болит!..

Первым подвигом Ильи был  подвиг милосердия. Болезнь с младенчества приковала его к постели. Но, когда  калики перехожие попросили у  него милостыню – Илья испытал  настолько сильный порыв помочь им, что его вознаградили исцелением и богатырской силушкой. Есть и  такое мнение: миф об Илье Муромце  воспевает пассивность, лень. Чему учит былина? Пролежи на печи тридцать лет  и три года – и будут тебе честь и хвала. Но нельзя упускать суть сюжета: не за лень вознаградили Илью, а за душевный порыв, за доброту, за желание помочь людям. Только глухое сердце может воспринять это как  пассивность. За доброе сердце получил Илья богатырскую силу.

Что было потом – всем известно:

Из того ли-то из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Выезжал удаленький дородный добрый молодец,

Он стоял заутрену во Муроме,

А-й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…

Первая проба богатырских  сил - сеча с вражескими войсками под  Черниговом и пленение Соловья-разбойника.

Последний подвиг «старого казака Ильи Муромца» тоже известен: проехав  по последней из «трёх дорог», Илья нашёл клад, несметные сокровища. Но к чему богатырю золото да серебро? Всё своё богатство он потратил на строительство храма:

Построил он церковь соборную.

Тут Илья и окаменел,

И поныне его мощи нетленные.

В версии другого сказителя развязка выглядит так:

«Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».

Любопытно, что первым театральным  представлением петровского времени, который играли в селе Преображенском в честь молодожёнов – царя Петра и Евдокии Лопухиной  – был спектакль «Илья - муромский богатырь и Соловей разбойник».

Герои русского богатырского эпоса – самоотверженные защитники  Православия и Отчизны. Таков  Добрыня: один из его исторических прототипов – дядька князя Владимира, креститель Новгорода, подавивший мятеж волхвов. Таков и Алёша: он был сыном  одного из святых ростовских епископов. По одной версии он – святителя  Леонтия, по другой – Феодора. Они  были крестителями Залесской Руси. Судьбы наших легендарных богатырей крепко связаны с Крещением Руси – исторически и мистически. Недаром Демьян Бедный в богоборческом порыве написал пьесу «Богатыри», в которой осмеял разом Крещение, Илью, Добрыню, Алёшу. Кощунственную комедию поставили в московском Камерном театре. Пьеса возмутила Молотова и Сталина, и вскоре Демьяна Бедного исключили из партии. Иногда и из партии воинствующих атеистов исключали за хулу на Крещение Руси…

Проходили века, но герои  русских былин всегда действовали  в эпоху крещения Руси – при  князе Владимире. Подвиги Ильи напрямую связаны с преодолением язычества. Он одолевает Идолище поганое, он отрубает голову вражескому богатырю Жидовину, который, по мнению некоторых исследователей, символизировал хазарскую экспансию. Князь Владимир в богатырском эпосе – далеко не идеальный герой. Подчас он несправедливо обижал Илью, но, когда нужно было встать на защиты Отечества, богатырь забывал об обидах, служил народу и государству. В этом сюжете – важная метафора нашей истории.

Служба Ильи проходила  на заставе богатырской, первым встречал врагов, защищал Родину – и ни силой, ни хитростью никто не мог  его одолеть. Именно поэтому его  признали своим героем пограничники. Вершина русского эпоса – былина о противостоянии Ильи Муромца с  иноземными захватчиками, с Калином-царём.

Эта патриотическая былина обретала особую популярность в годы военных испытаний, когда вставал  вопрос о независимости Родины, когда  над страной нависала смертельная  опасность. После победы на Угре наша страна (как бы она не называлась Русь, СССР, Украина) – не покорялась врагами, неизменно побеждала. Мы привыкли к победам в отечественных войнах, считаем их чем-то естественным, даже неизбежным. А ведь в истории гораздо больше примеров «благоразумного» подчинения напору завоевателя, чем образцов победного сопротивления.

Во все  века былины об Илье Муромце были известны каждому мальчишке. Пример богатырского служения воспитывал воинов.

События ХХ века снова пробудили  фантазию сказителей, и в былинах  об Илье появились новые мотивы. К тому времени на всю Россию уже  прогремели картины Виктора Васнецова, посвящённые богатырям – «Богатыри» (в народе её чаще называют «Три богатыря») и «Илья Муромец». Не счесть копий  васнецовских «Богатырей», украшавших скромные избы и городские комнаты советских людей, знавших цену воинскому подвигу. Васнецов писал: «Картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!». Именно на страже, а не в бою, изобразил их художник, стремившийся передать образ грозной, но миролюбивой силы. И в центре картины, конечно, Илья Муромец – старший из «крестовых братьев». Он излучает спокойствие, он слит с природой – с предгрозовым небом, с широкими холмами, с крепкими дубравами. Защитник сирот и бедных вдов, защитник земли русской – именно так он говорил о себе перед большими битвами.

Другое дело – его исторический тёзка и один из исторических прототипов. В 1643-м году Илья Муромец – воин и монах – был причислен  православной церковью к лику святых в чине преподобного. Полностью отождествлять  его с былинным героем нельзя: эпос вобрал в себя многие сюжеты, славные  дела столетий, который народ связывал с любимым образом богатыря. И  всё-таки в этой истории есть поразительные  факты! В 1701 г. мощи богатыря описал паломник И. Лукьянов: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение».

Кто бывал в Киево-Печерской  лавре – тот не забудет мощи святого угодника Илии Печерского, Ильи Муромца, широкоплечего, крепкого человека. В ХХ веке несколько раз  предпринимались исследования останков богатыря. Анатомы определили, что  Илья перенёс серьёзную болезнь  позвоночника, подтверждая былинный сюжет о многолетнем бессилии молодого сильного мужчины. А ещё  на его теле обнаружено множество  ран, одна из них – от вражеского копья, смертельная, в сердце. Видно, защитник земли русской принял неравный бой. То ли защищал монастырь, то ли постригся в монахи после долгой воинской службы.

…В 1956-м году на экраны страны вышел цветной широкоэкранный кинофильм  режиссёра Александра Птушко «Илья  Муромец». Роль богатыря исполнил Борис  Андреев – актёр, олицетворявший героизм народа. Получилась впечатляющая, истинно эпическая картина. Компьютерных технологий в те времена не было – а чудеса «Ильи Муромца» впечатляют и по сей день… И массовые сцены, не знающие равных в мировом кинематографе (былинный размах!), и распевная речь Бориса Андреева – всё в этом фильме соответствует эпическому настрою. А разве можно забыть взгляд богатыря с картины Васнецова? Это полотно известно многим, если не каждому, оно вдохновляет, учит мужеству, учит любить Отечество.

Образ Ильи Муромца любим  и всеми, понятен миллионам –  и всё-таки он таинственен, как сама природа. Бдительно глядит вдаль  православный богатырь – старый казак  Илья Иванович Муромец, крестьянский сын, непобедимый воин. Он несёт свой крест, не прячась за чужими спинами. Первым грудью встречает вражьи стрелы. Он бессмертен, пока помнятся на земле  его подвиги. Потому он по праву герой прошлого, настоящего и будущего нашего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Праздник Купала как элемент культурной памяти

 

7 июля празднуется один  из самых поэтичных событий  украинского обрядового календаря.  Купальские огни вдохновляли  на творчество не только великого  Николая Гоголя, а и многих  других писателей и поэтов. Церковь  в этот день отмечает Рождество Иоанна Крестителя. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца Купайла, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.

БОГ КУПАЛА (Купало) - Бог, который  дает человеку возможность сотворить  всякие Омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь.

Купала - веселый и прекрасный Бог, одевающийся в легкие белые  одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов.

Купалу почитали как Бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов.

Многие Славяно-Арийские Роды, занимающиеся полеводством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней  Макошью и Богиней Тарой, а также Богами - Перуном и Белесом.

Перед началом жатвы и  сбором полевых плодов, в честь  Бога Купалы праздновался праздник, на котором Богу Купале, а также всем Древним Богам и Предкам приносили безкровные жертвы.

«Купало/Купала» - один из древнейших русских праздников. Связанный с летним солнцестоянием, еще в ведическую (а вероятнее всего и в индоевропейскую) пору он делил год на две половины, о которых в Махабхарате говорится так:

 «Божественные день-ночь (сутки) — это год,

 Он также делится  на две части:

 Ночь - это путь (солнца) на юг, день - это путь на север».

«Время движения Солнца на юг считается темной половиной года; умерший в это время подлежит возврату. Движение Солнца к северу (от зимнего до летнего солнцестояния) «светлой половиной», умерший в это время не возвращается». Причем, согласно идее трех начал — святости, страстности и злобы (незнания), соответственно светлой, красной и темной карме, люди разделялись в своих посмертных судьбах:

 Темные направляются  в преисподнюю,

 Красные (раджас) — к человеческому (существованию),

 Светлые в мир богов уходят, причастные счастливой доле.

 В силу исключительной  злобности (они)

 Попадают в звериные  лона,

 В силу праведных-неправедных  (дел) — в человеческие,

 А в силу праведных — в божеские (лона).

 Именно в Купальскую  ночь, когда Солнце поворачивало на юг и начиналась «Ночь богов», после обрядов очищения водой и огнем, как бы «включался» процесс возвращения на землю тех душ, которые в силу праведеных-неправедных дел, совершенных в прошлой своей жизни, должны вернуться на землю в человеческом облике. Излившись дождем или росой, они приходят вновь в мир людей в облике новорожденных младенцев. Чему подтверждение средневековое русское поучение: «То ти не Род, седя на воздусе мечет на землю груды и в том рождаются дети» и ведическое представление о том, что путь предков ведет умершего на Луну, откуда он изливается дождем или росой и вновь рождается здесь.

 Наши далекие предки были убеждены, что из навей нас дети емлют, то есть из мира мертвых мы возвращаемся в этот мир детьми. Не случайно еще в начале XX века собирали и пили росу с трав, собранных в купальскую ночь. Считалось, что это приносит здоровье и жизненную силу, способствует зачатию и рождению здорового потомства. Души возвращались на землю дождем и росой, и необходимо было дать им новую плоть, зачать новые живые существа.

В древности с этим периодом совпадал свадебный сезон, то есть время заключения браков то ест  игрищ в селениях. Огонь, через который прыгает молодежь — это не только средство очищения, но и оберег; предпочтение, которое оказывают при этом соломе и разному старью, как топливу для таких костров, может свидетельствовать о том, что к огню приглашают умерших предков.

День Ивана Купало/Купала приходился на день летнего солнцеворота, отмечавшего у древних индоевропейцев начало "Ночи богов". В этом празднике поклонение солнцу, огню, воде и деревьям проявлялось с наибольшей силой.

Древняя Русь полнилась верованиями в славянских богов, пышными обрядами и дивными ритуалами. Наши предки были намного умнее, чем принято сейчас думать. Мудрые языческие славяне верили в Даждь-бога и Перуна, Велеса и Белобога, Макош и Припекало, Рода и Сварога, Хорса и Ярило, Ладу и Купало: наши предки поклонялись силам природы. В отличие от диковинных заморских божеств, славянские идолы отличались особой человечностью и приближённостью к насущным потребностям язычников.

Купало – это древнеславянский бог лета, лесных плодов, обилия и  урожая, который олицетворял жар  солнца.

Информация о работе Праздник Купала как элемент культурной памяти