Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:55, контрольная работа
Интерес к исследованиям в области мифологии – вечная проблема человечества.
Сегодня миф обозначает не только «предание о богах и героях», но и сформировавшуюся идеологию («коммунистический миф»), и политические аспекты споров между сторонниками различных партий и течений («политические мифотворцы»), и стереотипы голубого экрана («телемифы»), и степени непознанного наукой («миф о снежном человеке»). В большом количестве точек зрения и определений мифа выявляется одна его особенность – быть способом глобальной идентификации человека с природой, социумом, культурой, Богом, выполнять функцию самоотождествления индивида со всеми ипостасями универсума.
1.Илья Муромец как культурный герой
2. Праздник Купала как элемент культурной памяти
Список использованных источников
В младенчестве Купала выкрала у родителей птица Сирин, поэтому парень вырос вдали от родных мест. Однажды, гуляя на празднике летнего солнцестояния, Купала схватил венок у прекрасной девушки Костромы и они поженились. А после свадьбы молодожёнам открылась ужасная новость: Кострома оказалась родной сестрой Купала! Это был страшных грех, и они решили смыть его с себя, - обнявшись, утопились в очищающих водах Ра-реки. Боги сжалились над парой и простили их: бог неба Вышень превратил души влюблённых в диковинный цветок Купала-да-Мавка, который народная молва переименовала в Иван-да-Марья.
Великий князь – Ясное Солнышко – Владимир огнём и мечом окрестил Русь в христианство. Народ не сразу принял византийскую веру, тихо отождествил пантеон старых, языческих богов с христианским Богом и его святыми. В Православии «заменителем» бога Купало стал святой Иоанн Креститель-Предтеча, празднование дней которых совпало по дате, а потом совместились даже их имена, а в результате получился: яркий летний праздник Ивана Купала.
Если вернуться к истокам праздника Ивана Купала, то становится очевидной его глубокая суть – прощание с весной и празднование прихода настоящего, красного лета, когда начинают созревать хлеба, а травы растут в человеческий рост. После Купала день идёт не на рост, а на убыль. В народе говорят: «Петр и Павел на час день убавил, а Илья-Пророк – два уволок».
Этой ночью никто не должен спать. В зачарованную Купальскую Ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Все земное зелие-былие в эту ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую. В эту ночь оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.
Ночные травы цветут Огнем. Таковы - черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. Иной цвет пылает неподвижным, сильным пламенем, иной имеет вид молнии, летучего, призрачного огня. "Трава лев, - сказано об одной из них в древнейшем из "Залейников", - растет невелика, а видом как лев кажется. В день ее и не приметишь, сияет она по ночам. На ней два цвета, один желтый, а другой ночью как свеча горит. Около нее поблизости травы нет, а которая и есть, и та преклонилась перед ней". А вот что говорится о дивной траве киноворот: "Хотя какая буря, она кланяется на восток всеми стволами; то же, если и ветру нет". Папоротник, который раскрывается сильным огненно-красным (издали малиновым) слегка мерцающим цветом только на несколько мгновений в Купальскую Ночь дает возможность нашедшему его угадывать будущее.
Несчастным в любви, дабы приворожить избранника, рекомендуется в полночь на Ивана Купалу трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженной. Пока голая красавица носится кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.
По окончании веселых действ можно идти отдыхать. Это не касается, лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никому добра не приносили.
На Ивана Купала влюблённые проверяли свои чувства. Сначала селяне украшали ствол срубленной берёзки венками и ветками, а после хороводов и песен они сжигали соломенные чучела Купалы и Косторомы, в народе – Ярилы и Марены - на погребальном костре. Помянув божества, народ всей толпой дружно откалывал от берёзки по кусочку и бросал остатки деревца в реку. После этого парни и девушки, обнажившись, когда до гола, а когда – и нет, купались в летней речной воде. Вволю накупавшись, парни начинали бороться друг с другом, демонстрируя девушкам, следящими за ними, свою силу, ловкость и отвагу.
Когда второй костёр, высотой в 6-8 м, немного прогорал, старейшина судил давние обиды между соседями и начинался пир горой с пивом, салом, колбасой, блинами. Насытившись, люд зажигал подготовленное деревянное кольцо и спускал его на воду. Каждый парень обменивался с избранной девушкой венками, после чего молодёжь клала на воду пучок хвороста из веток и соломы, на который опускался и пускался вплавь сам венок. Если венок потонул – быть беде, если прибился к берегу – быть человеку одному, если благополучно и долго продержался на воде – то брак будет долгим, богатым и счастливым.
После венков пары, со связанными руками, прыгали через несколько потухший костёр со всего разбегу. И не дай Бог, если паре не удавалось перепрыгнуть через огонь! Разрыв отношений неизбежен: верная примета.
Мудрые люди встают рано утром на Ивана Купала, умываются в росе утренней, собирают травы лечебные, которые обладают чудодейственной, целительной силой. Хочет мать, чтобы хворь оставила её дитя, - надо бросить его рубашечку в купальный костёр. Молодёжь начинает праздновать Купалу ещё вечером, обливая всех прохожих водой из ведра.
В ночь на Ивана Купала спать нельзя, если не хотите попасть под власть тьмы. Тем, кто хочет быстро разбогатеть, надобно в ночь на Купалу искать чудной цветок Папоротника. Тем же, кто не любит риск, но всё же хочет прожить жизнь в достатке, надо просто перелезть через двенадцать заборов, и тогда сбудется любое, самое заветное желание.
Считалось, что на Ивана
Купалу ведьмы справляют свой праздник,
который заключается в
Почему праздник Ивана Купала считается самым развратным? Наверное, потому что парни и девушки вместе купались в знойную июльскую ночь, иногда – голышом. В некоторых деревнях было принято, чтобы одна – самая красивая девица – полностью обнажалась и раздаривала своим товаркам венки: попался сухой венок – быть девке одной-одиношенькой, свежий – обязательно выйдет замуж. Естественно, парни подглядывали за этим нехитрым гаданием. К тому же существовало ещё одно «верное» средство обратить на себя внимание любимого – девушке надо было голышом три раза оббежать вокруг ржаного поля, и всё! Купальские младенцы считались особо здоровыми, счастливыми и одарёнными детьми.
На Купала нашими предками проводились огненные обряды и ритуалы. Огненный ритуал состоял из жжения больших костров в купальскую ночь. Огнища сопровождались играми, песнопениями и хороводами. Для защиты и очищения от нечистой силы себя, люди прыгали через эти костры. Удачным считается прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, означает выход замуж или удачу.
Те, кто собирался пожениться, при перепрыгивании крепко держались за руки, ибо, по примете, если руки не разожмутся - быть свадьбе.
Костер на день Ивана Купала. Прыжки через костер - самая яркая традиция праздника Ивана Купала
Старались прыгнуть выше - кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в грядущем году.
В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и сами болезни. А дым от костров отгонял темные силы от деревень и полей.
Пускание венка. В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки из березы с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка.
Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!
Гадание на воске. Чтобы выполнить это гадание, берут восковую свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растет, одним духом выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают. Гадать нужно при свечах.
Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".
Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!" Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле - порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.
Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.
Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В Иванов день ходили в баню и первый раз парились свежими березовыми вениками. В «иванский веник», обладавший магической силой, добавляли цветы Иван-да-марьи, листья папоротника или делали его из двенадцати трав, собранных в купальскую ночь. От такого веника говорили, «здоровье крепчает». С первым новым веником девушки гадали на замужество: выходя из бани, кидали его за спину – куда комлем упадет, туда и замуж пойдешь.
Все обряды на Купала является значительной степени мистическими
Традиционно в ночь на Ивана
Купала (с 6 на 7 июля) по всей территории
Украины проходят магические действа.
Неординарные купальские обряды - прыганье
через костер, плетение венков, игрища
и хороводы вокруг кукол-чучел - издавна
находят сторонников среди
Магическое и колоритное языческое Купало или Купайло праздновали 23-24 июня - в день летнего солнцестояния, когда ночь была вдвое короче день.
После принятия христианства и "наслоение" верований украинских начали отмечать народный праздник с новым названием "Ивана Купала" по юлианскому календарю, а по применяемым ныне григорианскому он сдвинулся в ночь с шестого на седьмое июля.
Все обряды на Купала являются в значительной степени мистическими. Многие из них сегодня остаются неразгаданными. До конца не понятно, кем является сам Купало, главный персонаж праздника: бог изобилия или любовь. Другое главное действующее лицо - Марена. Так же имеет несколько толкований. Эти праздничные божества олицетворяют мужское (солнечное) и женское (водное) начала. Молодежь изготавливает специальные куклы-чучела Купала и Марены и традиционно "хоронят" их - сжигают или топят.
Очищение огнем и водой имеет важное значение в купальской обрядности. Огонь разжигают вечером и поддерживают пламя до утра. Прыжки через купальский костер сопровождаются присказками и гаданиями на силу, на здоровье, на красоту и на урожай. Праздничным утром все должны искупаться в целебной воде.
Еще издавна Купала считают праздником молодежи, праздником любви. Взрослые мужчины и женщины тоже приходят на гуляния, однако участия в пении они не берут.
Важным аспектом купальских праздников является поиск пары, создание семьи. Гадание на любовь, на бракосочетание - бросание венков, издавна имело символическое значение. Девочки собственноручно собирали и плели два венка, которые на следующее утро бросали на воду. Если два венка сойдутся - в этом году образуется пара и девушка выйдет замуж. Если один венок утонул - девушка в этом году замуж не выйдет.
Согласно народным легендам, в Киеве на Ивана Купала вся нечисть собиралась на Лысой горе и потом расходилась городом в поисках жертв. Чтобы уберечь свое жилище, дом со всех сторон обкладывали ветками калины, ольхи, лещины и ивы. Язычники и сейчас советуют это делать, а еще в коем случае не спать ночью - мол, могут напасть злые духи.
Еще одно знаменитое поверье - что в ночь на Купала расцветает папоротник. Тот, кто найдет такой цветок, станет знахарем, и ни один клад от него не скроется.
Правда, ученые говорят, что папоротник не цветет, но поверье имеет свое обоснование. Существует очень редкий вид папоротника. Он не цветет, но имеет колосовидное образование, напоминающее цветок
Существует поверье, что на Ивана Купала осуществляются любые желания. По мнению эзотерики в этот день очень сильная энергетика, небо открыто для просьб. Например, желание сбудется, если в ночь с 6 на 7 июля перелезть через 12 огородов.
Информация о работе Праздник Купала как элемент культурной памяти