Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа
Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.
Введение……………………………………………………………………….…….. 4
Глава 1. Краткая история возникновения и развития социальной психологии
1.1 Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом … 6
1.2 Особенности развития социально-психологических идей в России …..….. 15
Глава 2. Предмет социальной психологии и ее теоретические прикладные задачи
2.1 Современное состояние социальной психологии ………………………..... 18
2.2 Предмет социальной психологии …………………………………………... 21
2.3 Научные и прикладные задачи социальной психологии ………………… 23
Заключение …………………………………………………………………….… 27
по дисциплине ___Социальная психология______________
Тема: ______Предмет и задачи социальной психологии_
______________________________
______________________________
Направление __психология ______
Подпись студента __________ Дата сдачи работы «___» __________ 200__ г.
Нормоконтролер _______________
Ф.И.О. подпись
«___» __________ 200__ г.
Работа принята для передачи на аттестацию _________________ _________________ Ф.И.О. ответственного лица, должность подпись
«___» __________ 200__ г.
Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ _______________ ______________
Ф.И.О.
«___» __________ 200__ г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Краткая история возникновения и развития социальной психологии
1.1 Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом … 6
1.2 Особенности развития социально-психологических идей в России …..….. 15
Глава 2. Предмет социальной психологии и ее теоретические прикладные задачи
2.1 Современное состояние социальной психологии ………………………..... 18
2.2 Предмет социальной психологии …………………………………………... 21
2.3 Научные и прикладные задачи социальной психологии ………………… 23
Заключение …………………………………………………………………….… 27
Глоссарий ………………………………………………………………………... 29
Список использованных источников …………………………………………….…. 32
Приложение 1. ………………………………………………………………………... 33
Приложение 2. …………………………………………………………………….….. 34
Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания, родилась «на перекрестке» двух наук. Все это создает трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.
Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем. Запросы на социально - психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т.д.
Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально - психологических исследований начался лишь в конце 1950 – начале 1960-х гг. Во-вторых, тем, что социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами.
Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Глава 1. Краткая история возникновения и развития социальной психологии
1.1 Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом
В истории социальной психологии можно отметить две даты ее возникновения. Одна из них обращает нас к древнейшим временам в истории человечества – тем эпохам, когда люди впервые задумались над проблемами, волнующими современных ученых. Другая относится к сравнительно недавнему прошлому, когда зародилась и стала развиваться современное теоретическое, экспериментальная и практическая социальная психологии. Если наукой считать только ту систему знаний, которая отвечает новейшим научным требованиям, то древнейшую историю человечества в лучшем случае можно рассматривать лишь как предысторию научной социальной психологии, а 20-й век – как возникновение и начало развития современной социальной психологии.
Знания о человеческих взаимоотношениях возникали по мере накопления опыта совместной деятельности и общения людей. В древнейших государствах они уже не только существовали, но и широко использовались в практике. В частности, правители и представители религий того времени умело манипулировали массами людей, их знанием и поведением с помощью знаний о закономерностях поведения людей в группе.
Относительно времени возникновения научной социальной психологии ученые придерживаются более определенного мнения, хотя и оно, конечно, не является единым. Большая часть специалистов говорит о том, что как самостоятельная наука социальная психология возникла во второй половине 19-ого века. Ее появление и признание связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами – М.Лацарусом (1824 – 1903) и Г.Штейнталем (1823 – 1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием «психология народов», проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими трудами внес известный немецкий психолог В.Вундт (1832 – 1920). Он написал и опубликовал в начале 20-ого века (1900 и далее) десятитонный труд под названием «Психология народов».
Таким образом, история социальной психологии началась с выделения особой науки под названием «психологии народов» («этническая психология», «психическая этнография», «культурно-историческая психология»), которую в 19-м веке почти одновременно стали разрабатывать представители разных наук: историки, философы, лингвисты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоединились психологи (в лице, например, В.Вундта и Г.Г.Шпета).
Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце 19-ого века – первые десятилетия 20-ого века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых – социологов и социальных психологов – оказалось проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г.Тард, Г.Лебон во Франции, С.Сигеле в Италии, В.М.Бехтерев в России. Важным событием для социальной психологии стала публикация в 1895 году книги Г.Лебона «психология народов и масс».
Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно говоря «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление в этот период ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание «социальная психология»:
Считается, что именно с этого времени за данной наукой закрепляется не только ее современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний.
Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного выше, зародились еще в середине 19-ого века, однако до начала 20-ого столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводилось, за исключением, пожалуй, единственного эксперимента, осуществленного американским ученым Н.Трипплетом еще в 1897 году. В современную экспериментальную науку социальная психология стала по – настоящему превращаться лишь в десятые – двадцатые годы 20-ого века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В.Меде (1913), русским ученым В.М.Бехтеревым (1918 – 1920) и американским ученым Ф.Оллпортом (1920).
Отметим, что только в тридцатые годы 20-ого века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и было связано, с одной стороны, с прагматической ориентацией науки, господствовавшей в этой стране, а с другой, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма. Немаловажную роль сыграло и то, что в самих США огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма).
Именно в это время К.Левин и Я.Морено практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематике малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп. В это время зарождается первое теоретически и экспериментально обоснованное направление социальной психологии, получившее позже название «групповая динамика».
Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время. После ее окончания проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны (зарождение и распространение фашизма, агрессивности, авторитаризма, проявление жестокости и беспомощности в социальных и человеческих взаимоотношениях т.п.)
Позже интересы исследователей вновь возвращаются в «мирное» русло.
Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис начала 20-ого века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ и др. Это, естественно, сказалось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологических явлений, характерных для представителей этих направлений.
Бихевиористы в социальной психологии (Б.Скиннер, Н.Миллер, Д.Доллард, Дж.Тибо, Г.Келли, А.Бандура и др.) сосредоточили свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул – реакция» и с использованием понятия «подкрепление».
Психоанализ (Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, Л.Шутц и другие) обратился к ‘’глубинным’’ групповым процессам, имеющим бессознательный характер.
Идеи гештальтпсихологии, давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р.Кратчфильд, Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л. Фестингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы). Естественно, что именно эти направления преобладали в социальной психологии первой половины XX века.
В последней четверти ХХ века зарубежные социальные психологи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десятилетий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со сложившимися в психологии к этому времени ведущими направлениями и школами. Однако далеко не все они внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.