Предмет и задачи социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…….. 4
Глава 1. Краткая история возникновения и развития социальной психологии
1.1 Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом … 6
1.2 Особенности развития социально-психологических идей в России …..….. 15
Глава 2. Предмет социальной психологии и ее теоретические прикладные задачи
2.1 Современное состояние социальной психологии ………………………..... 18
2.2 Предмет социальной психологии …………………………………………... 21
2.3 Научные и прикладные задачи социальной психологии ………………… 23
Заключение …………………………………………………………………….… 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Социальная психология.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

     В одной из немногих исторических работ  на эту тему, опубликованных на русском языке, выделяют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевиористсткое, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.

     Необихевиористское направление возникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихевиризмом или социальным бихевиоризмом.

     Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А.Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда,  Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.

     Общей мотивационной концепцией социального поведения в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принципом – оперантное  (по Скиннеру), или викарное (по Бандуре), социальное научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевиоризма в целом, выступал ‘’драйв’’, а внешние стимулы трактовались как ‘’социальные подкрепления’’. Затем акцент оказался смещенным  с  биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения.

     Работа Д.Тибо и Г.Келли ‘’Социальная психология групп’’ (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящим в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными ‘’вознаграждениями и наказаниями’’ между участниками группового процесса.

    Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов  стал поиск объяснения агрессивного поведения, социальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Н.Миллер, Р.Доллард и другие сформулировали и обосновали фрустрационную теорию агрессии и вместе с  А.Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой основная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А.Бандура , труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологические факторы в объяснении социального поведения человека.

     Когнитивистская ориентация в социальной психологии, в свою очередь, отличалась стремлением  объяснить социальное поведение с использованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Принципиальная схема объяснения, характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношения  и социальные установки организуются в некоторую систему, которая используется для управления его поведением.

     К теориям, представляющим это направление, относятся:

  1. Концепции когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и другие);
  2. Социально-психологические концепции С. Аша, Д. Креча, Р. Кратчфилда.

     Концепции когнитивного соответствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определяют поведение человека. В норме данная структура должна быть сбалансированной, и если этого нет, то возникает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сбалансированной (теории структурного баланса Ф.Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивного диссонанса Л. Фестингера, конгруэнтности Ч. Остуда и П. Танненбаума).

     Основная идея Ф. Хайдера, например, заключалась в утверждении, что люди склонны формировать и сохранять в своем сознании упорядоченный и связный взгляд на мир.

     По мнению Т. Ньюкома, тенденция к балансу характеризует не только внутренний, психологический мир человека , но и сферу межличностных отношений.

     Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной психологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи проникли во многие области социальной психологии, включая малые группы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.

     Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссонанса.  

1) Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) – консонанс,  или соответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему когнитивная система, в конечном счете, стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.

2) Аномальное состояние когнитивной системы - диссонанс. Данное состояние связано с неприятными эмоциональными переживаниями, и от него люди стараются избавиться.

3) Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного диссонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.

4) Внутри когнитивной системы индивида (или социальной группы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных изменений данной системы.

     Среди социально-психологических концепций выделяются взгляды Д. Креча и Р. Кратчфилда, которые несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные переменные, как ‘’образ’’, ‘’ожидание’’, ‘’идея’’ и  ряд других.

     Психоаналитическая ориентация в социальной психологии вначале исходила из учения З. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ортодоксальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной или неофрейдистской.  Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.

     В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия между малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд трактовал семейные отношения, социальные психологи более позднего времени, относящиеся  к данной ориентации, понимают любую малую группу и характерные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносится, соответственно, на роль лидера группы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами социальной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.

     Многие современные ученые признают, что глубинная психология оказала существенное влияние на ‘’движение человеческого потенциала’’,  в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, используемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участниками группы того, что находится вне их сознания.

    К психоаналитической ориентации в социальной психологии можно также отнести теории, в которых с социально-психологической точки зрения рассматривается понятие ‘’личность’’ и дается объяснение межличностным отношениям.

     К примеру, в основе понимания В.Шутцем интерперсонального поведения лежит одно  из фундаментальных положений теории З. Фрейда, согласно которому социальная жизнь взрослого человека однозначно определяется его детским опытом. Сферой продолжения этого опыта становятся отношения с окружающими людьми уже ставшего взрослым человека.

     В эту же группу теорий можно включить концепцию авторитаризма и авторитарной личности Т. Адорно. Такая личность, по мнению этого автора, воспитывается авторитарными родителями, которые используют в семье суровые, жесткие формы наказания по отношению к ребенку. Став взрослым, человек, воспитанный подобным образом в семье, начинает проявлять свои авторитарные склонности по отношению к другим, зависящим от него людям.

     Интеракционистская ориентация рассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше направлений, возникла не в психологии, а социологии и затем была перенесена в социальную психологию. Ее главным идейным и методологическим источником стала система взглядов Д. Мида.

     Предмет анализа в интеракционистском подходе – взаимодействие индивидов, групп и общества, процессы массовых коммуникаций и социальные роли. Здесь решается задача, в некотором смысле слова противоположная той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиористы. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы исходя из индивида, то интеракционисты, наоборот, пытались объяснить личность исходя из социальных процессов

     Внутри интеракционистской традиции выделяются три частных направления:

  1. Символический интеракционизм;
  2. Теория социальных ролей;
  3. Теория референтной группы.

     Концепция символического интеракционизма представлена в трудах Г.Блумера, Н. Дензина, М. Куна, А. Роуза, Т. Шибутани и других. Здесь утверждается, что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вербальных, так и невербальных. Основными источниками символов могут выступать личность, социальная роль и референтная группа.

     Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются человеку или которые он сам берет на себя. Референтная группа также присутствует в сознании взаимодействующим друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета – критерий оценок, суждений и образец для подражания. С  ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким образом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и того же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оценочную функции в процессе социального взаимодействия людей.

    Оценивая в целом представленные выше ориентации в зарубежной социальной психологии первой и начала второй половины XX века, необходимо отметить, что они отчетливо выделялись в основном только в социальной психологии США. К концу XX века различия между ними и теми направлениями в психологии, на которые они в свое время опирались, сгладились и стали менее заметными. Кроме того, в Европе и России (бывшем Советском Союзе) социально-психологические исследования во второй половине XX века пошли иными путями, чем в США.

 

 

        1.2 Особенности развития социально-психологических идей в России

     Рассматривая историю развития отечественных социально-психологических                   идей, следует обратить внимание на следующее:

  1. Еще до революции 1917 года и, отчасти, в первые годы советской власти социальная психология в России развивалась в русле тех же тенденций и направлениях, что и за рубежом;
  2. После революции развитие социальной психологии в России пошло иными путями. Были подвергнуты острой критике идеи об отрицательной роли неорганизованных масс людей в истории, высказанные В.М. Бехтеревым в «Коллективной рефлексологии»;
  3. В связи с тем, существовавшая в то время зарубежная и дореволюционная российская психология масс, представлявшая социальную психологию в целом, не соответствовала ни идеологии, ни политике советской власти, в течение почти полувека социальная психология в Советском Союзе фактически не разрабатывалась. Она была заменена частью марксистско – ленинского учения под названием «исторический материализм»;
  4. К концу 60-х годов 20 – ого века, во время «хрущевской» оттепели, ситуация в стране стала меняться. В практике управления страной к этому времени появились проблемы, которые надо было решать с позицией конкретных наук, что способствовало активизации деятельности ученых и практиков в направлении решения социально – психологической проблематики. В первую очередь нужно было решить вопрос о предмете социальной психологии и его отличии от предметов других социальных и гуманитарных наук, разрабатывавшихся в стране. Этот вопрос, как известно, на протяжении всех лет существования советской власти дискутировался дважды: в 20-е и в конце 50-х – начале 60-х годов 20-ого века.

После последней  дискуссии социально-психологическая  проблематика разделяется между двумя науками: социологией и психологией. К социологии отходят большие социальные группы, массовые коммуникации и массовидные

явления психики, к психологии – личности в группе, проблематика малых групп, человеческих взаимоотношений и восприятия людьми друг друга.

     Социально-психологические исследования в нашей стране хотя и начинаются, но поначалу приобретают характер, соответствующий еще господствовавшей в то время ‘’марксистско-лениниской’’ идеологии.  В психологии эти исследования ограничиваются социальной психологий малых групп  и восприятия людьми друг друга, не касаясь, например, объяснения социальных процессов и явлений. В свою очередь, социально-психологическая проблематика малых групп оказывается соответствующим образом ‘’подправленной’’ и противопоставленной ‘’буржуазной’’ социальной психологии, по-прежнему ‘’неприемлемой’’ для советских ученых. Это, в частности, проявилось в следующем. Понятие ‘’малая группа’’ заменяется на понятие ‘’коллектив’’. Он, соответственно, трактуется в русле понимания ‘’социалистического’’ коллектива в марксистско-ленинской философии, научном коммунизме и в педагогической теории А. С. Макаренко. В публикациях на тему о психологии коллектива считается обязательным непременно критиковать ‘’западную’’ или ‘’буржуазную’’ социальную психологию малых групп, противопоставлять ей ‘’более правильную’’ советскую социальную психологию коллектива. В этом ключе были выполнены многие исследования коллектива, организованные и проведенные с конца шестидесятых годов под руководством А. В. Петровского, Л. И. Уманского, Е. В. Шороховой и других.

Информация о работе Предмет и задачи социальной психологии