Предмет и задачи социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…….. 4
Глава 1. Краткая история возникновения и развития социальной психологии
1.1 Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом … 6
1.2 Особенности развития социально-психологических идей в России …..….. 15
Глава 2. Предмет социальной психологии и ее теоретические прикладные задачи
2.1 Современное состояние социальной психологии ………………………..... 18
2.2 Предмет социальной психологии …………………………………………... 21
2.3 Научные и прикладные задачи социальной психологии ………………… 23
Заключение …………………………………………………………………….… 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Социальная психология.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

     Одновременно с этим разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования, посвященные восприятию и пониманию людьми друг друга (А. А. Бодалев и другие ученые), психологическому климату коллектива (Б.Д. Парыгин и другие), стилю руководства (А. Л. Журавлев и другие), социальной перцепции (Г.М. Андреева и другие), эффективности групповой деятельности (Н. Н. Обозов и другие).

     70-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъема  и широкого признания социальной психологии в нашей стране. Она стала не только весьма популярной наукой, социально-психологические знания проникли и стали широко применяться во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, детскую, клиническую, военную, юридическую, спортивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Иными словами, социальная психология превратилась в одну из самых актуальных, активно разрабатываемых и востребованных психологических наук.

     Наступившая в конце восьмидесятых годов горбачевская  перестройка и последовавшее за ней прекращение существование Советского Союза в начале девяностых годов XX века вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени существования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубежной социально-психологической литературы, расширилась проблематика научных и прикладных исследований. Российская социальная психология стала превращаться в естественную часть мировой социально-психологической науки, а российские ученые активно включились в разработку  тех социально-психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

                    

 

 

     Глава 2. Предмет социальной психологии и ее теоретические прикладные                             задачи

                   2.1 Современное состояние социальной психологии

     В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально-психологической проблематики и выходом ее на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она  превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

      Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т.д. Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук. На базе социально-психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).

     Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъема и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней не только появились новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала  одной из наиболее интересных  и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается  большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.

     Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.

  1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.
  2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.
  3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR-движения психологии рекламы, имиджмейкерства и других.
  4. В Европе,  включая и Россию, возникли новые направления социально-психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца шестидесятых годов, появляется психология межгрупповых отношений, и по-новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управления и коллектива.
  5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или  взаимодействием между большими социальными группами.
  6. Произошло заметное сближение социологических социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.
  7. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Она стала превращаться в единую, не разделенную на отдельные направления науку.

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                         2.2 Предмет социальной психологии

     Предмет исследования современной социальной психологии можно определить следующим образом.

     Социальная психология – это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Соответствующие явления относятся или к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальным группам людей.

     Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.

     Здесь выделяются и изучаются :

1)явления, характеризующие  общение и взаимодействие людей;

2)феномены, относящиеся  к малым социальным группам;

3)вопросы взаимодействия  и взаимовлияния индивида и группы;

4)массовидные  явления психики (феномены, возникающие  в больших социальных группах);

5)межличностные  отношения;

6)социальное  поведение людей;

7)восприятие  и понимание людьми друг друга;

8)социальные  установки;

9)лидерство;

10)межгрупповые  взаимоотношения.

     Названые проблемы и вопросы, конечно, никоим образом не исчерпывают предмета современной социальной психологии. Она, естественно, не стоит на месте и представляет сегодня собой динамичную, быстро развивающуюся науку, предмет которой систематически изменяется, дополняясь новыми задачами, которые открывают для себя ученые и которые перед ними ставит стремительно меняющаяся жизнь.

     Обратим внимание на то, что проблематику этой области психологического знания в основном определяет общество, а не придумывают сами ученые, и, как только ситуация в обществе меняется, пред социальными психологами встают новые исследовательские задачи. К примеру, в последние годы в России социально-психологические знания и методы оказались особо востребованными в сфере экономики и политики, в частности в рекламном деле, при организации и проведении выборов/ Соответствующая проблематика пока что не вошла в область фундаментальных научных психологических исследований, но в ближайшее время это, наверное, произойдет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2.3 Научные и прикладные задачи социальной  психологии

     Под научными задачами (их иногда также называют теоретическими, хотя это не вполне правильно, так как наука только к теории не сводится) социальной психологии понимают вопросы, связанные, прежде всего с разработкой и обоснованием научных теорий, объясняющих перечисленные выше группы социально-психологических явлений. В свою очередь, теоретические задачи, если их рассматривать отдельно, включают в себя решение следующих частных вопросов, характерных для современной науки в целом и социальной психологии в частности:

1)поиск и  нахождение точных определений изучаемых явлений;

2)классификация  этих явлений с уточнением  специфики тех из них, которые  включаются в ту или иную  классификационную группу;

3)научное объяснение  природы соответствующих явлений;

4)изучение происхождения  (генезиса) соответствующих явлений;

5)исследование  динамики этих явлений (их формирования  и изменения в процессе развития);

6)выяснение  связей, существующих между различными  социально-психологическими    и другими, психологическими и  не психологическими, явлениями. 

     Точные определения изучаемых в социальной психологии явлений необходимы, как и в любой другой науке, но, к сожалению, не всегда возможны по следующим причинам:

  • Психология – гуманитарная, а не естественная (то есть по своей природе не точная) наука
  • Большинство явлений, изучаемых в социальной психологии, сложны, и их суть трудно полностью выразить в единственном предложении или кратком определении;
  • Среди самих ученых не существует установки на поиск и признание единственно правильного определения того или иного явления;
  • Сегодня отсутствуют общепринятые критерии правильности или неправильности того или иного определения, помимо, разумеется, чисто формальных (не содержательных) логических требований.

     По указанным выше причинам многие социально-психологические феномены имеют не одно, а несколько различных определений.

     Примерно так же, как с определением понятий, в социальной психологии обстоит дело и с классификацией изучаемых явлений, которая также возможна только в точных науках. Главная методологическая проблема, связанная с научной классификацией социально-психологических явлений, заключается в том, что не всегда можно выбрать нужное основание, доказать, что именно оно является самым главным и добиться того, чтобы выделяемые классы явлений между собой не пересекались.

     Непросто в социальной психологии дело обстоит с научным объяснением природы изучаемых в ней явлений. Этому есть несколько причин. В частности, предлагаемые здесь объяснения:

  1. Могут быть как психологическими, так и социальными;
  2. Могут выступать как редукционистские (сведение сложных явлений к более простым) или дедукционистские (объяснение одного явление на основе другого, частного явления) или системные (объяснение явления как порождаемого взаимодействие множества факторов);
  3. Так же могут существовать только на уровне умственных рассуждений, гипотез или предположений и экспериментально проверяемых, достоверных  
    (не вызывающих сомнения) фактов.

     Специфика современного социально-психологического знания такова, что оно допускает все указанные выше виды научных объяснений, но, к сожалению, не предлагает точного критерия: какое из них в том или ином случае следует предпочесть.

     Выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими явлениями, - это теоретическая задача, которая предполагает ориентацию в данной науке на системный подход к изучению социально-психологических явлений. Такой подход соответствует природе социально-психологических явлений, так как они имеют множественные, системные связи с другими социальными и психологическими феноменами.

    К прикладным задачам социальной психологии (их называют практическими, поскольку речь идет об использовании социально-психологических знаний в практике) в первую очередь относят:

  1. Выявление проблем социально-психологического характера, с которыми люди сталкиваются в их повседневной жизни;
  2. Разработка методов диагностика этих проблем;
  3. Создание и апробация методов социально-психологического воздействия;
  4. Поиск, обоснование и разработка способов практического решения соответствующих проблем;
  5. Квалифицированная оценка успешности решения соответствующих проблем;
  6. Подготовка практических социальных психологов (психологов, работающих в социальной сфере) в высших учебных заведениях;
  7. Взаимодействие социальных психологов с другими специалистами в решении практических проблем.

Информация о работе Предмет и задачи социальной психологии