Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа
Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.
Введение……………………………………………………………………….…….. 4
Глава 1. Краткая история возникновения и развития социальной психологии
1.1 Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом … 6
1.2 Особенности развития социально-психологических идей в России …..….. 15
Глава 2. Предмет социальной психологии и ее теоретические прикладные задачи
2.1 Современное состояние социальной психологии ………………………..... 18
2.2 Предмет социальной психологии …………………………………………... 21
2.3 Научные и прикладные задачи социальной психологии ………………… 23
Заключение …………………………………………………………………….… 27
Одновременно с этим разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования, посвященные восприятию и пониманию людьми друг друга (А. А. Бодалев и другие ученые), психологическому климату коллектива (Б.Д. Парыгин и другие), стилю руководства (А. Л. Журавлев и другие), социальной перцепции (Г.М. Андреева и другие), эффективности групповой деятельности (Н. Н. Обозов и другие).
70-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъема и широкого признания социальной психологии в нашей стране. Она стала не только весьма популярной наукой, социально-психологические знания проникли и стали широко применяться во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, детскую, клиническую, военную, юридическую, спортивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Иными словами, социальная психология превратилась в одну из самых актуальных, активно разрабатываемых и востребованных психологических наук.
Наступившая в конце восьмидесятых
годов горбачевская перестройка и
последовавшее за ней прекращение существование
Советского Союза в начале девяностых
годов XX века вдохнули новую жизнь в развитие
социальной психологии в России. Были
сняты идеологические барьеры и ограничения
на развитие данной науки, действовавшие
на протяжении всего времени существования
советской власти, открыты возможности
для перевода и публикации на русском
языке зарубежной социально-психологической
литературы, расширилась проблематика
научных и прикладных исследований. Российская
социальная психология стала превращаться
в естественную часть мировой социально-психологической
науки, а российские ученые активно включились
в разработку тех социально-психологических
проблем, которые стали в наши дни актуальными
для всех стран мира.
Глава 2. Предмет социальной психологии и ее теоретические прикладные задачи
2.1 Современное состояние социальной психологии
В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально-психологической проблематики и выходом ее на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.
Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т.д. Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук. На базе социально-психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).
Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъема и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней не только появились новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.
Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.
2.2 Предмет социальной психологии
Предмет исследования современной социальной психологии можно определить следующим образом.
Социальная психология – это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Соответствующие явления относятся или к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальным группам людей.
Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.
Здесь выделяются и изучаются :
1)явления, характеризующие
общение и взаимодействие
2)феномены, относящиеся к малым социальным группам;
3)вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;
4)массовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах);
5)межличностные отношения;
6)социальное поведение людей;
7)восприятие и понимание людьми друг друга;
8)социальные установки;
9)лидерство;
10)межгрупповые взаимоотношения.
Названые проблемы и вопросы, конечно, никоим образом не исчерпывают предмета современной социальной психологии. Она, естественно, не стоит на месте и представляет сегодня собой динамичную, быстро развивающуюся науку, предмет которой систематически изменяется, дополняясь новыми задачами, которые открывают для себя ученые и которые перед ними ставит стремительно меняющаяся жизнь.
Обратим внимание на то, что проблематику этой области психологического знания в основном определяет общество, а не придумывают сами ученые, и, как только ситуация в обществе меняется, пред социальными психологами встают новые исследовательские задачи. К примеру, в последние годы в России социально-психологические знания и методы оказались особо востребованными в сфере экономики и политики, в частности в рекламном деле, при организации и проведении выборов/ Соответствующая проблематика пока что не вошла в область фундаментальных научных психологических исследований, но в ближайшее время это, наверное, произойдет.
2.3 Научные и прикладные задачи социальной психологии
Под научными задачами (их иногда также называют теоретическими, хотя это не вполне правильно, так как наука только к теории не сводится) социальной психологии понимают вопросы, связанные, прежде всего с разработкой и обоснованием научных теорий, объясняющих перечисленные выше группы социально-психологических явлений. В свою очередь, теоретические задачи, если их рассматривать отдельно, включают в себя решение следующих частных вопросов, характерных для современной науки в целом и социальной психологии в частности:
1)поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений;
2)классификация этих явлений с уточнением специфики тех из них, которые включаются в ту или иную классификационную группу;
3)научное объяснение
природы соответствующих
4)изучение происхождения (генезиса) соответствующих явлений;
5)исследование
динамики этих явлений (их
6)выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими, психологическими и не психологическими, явлениями.
Точные определения изучаемых в социальной психологии явлений необходимы, как и в любой другой науке, но, к сожалению, не всегда возможны по следующим причинам:
По указанным выше причинам многие социально-психологические феномены имеют не одно, а несколько различных определений.
Примерно так же, как с определением понятий, в социальной психологии обстоит дело и с классификацией изучаемых явлений, которая также возможна только в точных науках. Главная методологическая проблема, связанная с научной классификацией социально-психологических явлений, заключается в том, что не всегда можно выбрать нужное основание, доказать, что именно оно является самым главным и добиться того, чтобы выделяемые классы явлений между собой не пересекались.
Непросто в социальной психологии дело обстоит с научным объяснением природы изучаемых в ней явлений. Этому есть несколько причин. В частности, предлагаемые здесь объяснения:
Специфика современного социально-психологического знания такова, что оно допускает все указанные выше виды научных объяснений, но, к сожалению, не предлагает точного критерия: какое из них в том или ином случае следует предпочесть.
Выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими явлениями, - это теоретическая задача, которая предполагает ориентацию в данной науке на системный подход к изучению социально-психологических явлений. Такой подход соответствует природе социально-психологических явлений, так как они имеют множественные, системные связи с другими социальными и психологическими феноменами.
К прикладным задачам социальной психологии (их называют практическими, поскольку речь идет об использовании социально-психологических знаний в практике) в первую очередь относят: