Предмет и задачи социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идёт речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа.
В последние годы не ощущается недостатка в литературе по проблемам управления, как в отечественной, так и в зарубежной. В этих работах поднимаются проблемы сущности управленческой деятельности, их функций, специфики управления персоналом в современных условиях, лидерстве и др. Вместе с тем на всех уровнях системы управления остаётся множество проблем, требующих изучения в рамках социологической науки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2с.
Управление как система…………………………………………………..3с.
Предмет и задачи социологии управления……………………………....8с.
Историческое развитие социологии управления………………………..13с.
Заключение…………………………………………………………………….16с.
Список литературы……………………………………………………………17с.

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная по социологии..docx

— 55.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

 

 

Введение……………………………………………………………………….2с.

  1. Управление как система…………………………………………………..3с.
  2. Предмет и задачи социологии управления……………………………....8с.
  3. Историческое развитие социологии управления………………………..13с.

Заключение…………………………………………………………………….16с.

Список литературы……………………………………………………………17с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идёт речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа.

В последние годы не ощущается  недостатка в литературе по проблемам  управления, как в отечественной, так и в зарубежной. В этих работах поднимаются проблемы сущности управленческой деятельности, их функций, специфики управления персоналом  в современных условиях, лидерстве и др. Вместе с тем на всех уровнях системы управления остаётся множество проблем, требующих изучения в рамках социологической науки.

Между тем и в науке, и в учебном процессе очевидна настоятельная потребность в анализе социального управления как особого вида управленческой деятельности, объектом которой выступают взаимодействия различных социальных общностей (территориальных, демографических, образовательных, культурных и др.). Эта потребность вызвана реальными проблемами общественной жизни, требующими теоретического и эмпирического социологического анализа и практического решения.

Актуальность темы обусловлена  процессами, происходящими в обществе, экономике и образовании, потребностью анализа субъектов и субъектных отношений, необходимостью социологического осмысления сущности и особенностей системы управления. Безусловно, значение социологии управления в современных условиях возрастает.

Целью данной работы является: из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типические, и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменений социально-экономической политики, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

1.Управление как система.

 

Теория управления – это отрасль научного знания, изучающая процессы в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих решений и управления вообще.

В социологической и управленческой литературе сложились различные  подходы к управлению.

Управление как  наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как  искусство – это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного познания.

Управление как  функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

Управление как  процесс – это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.

Управление как  аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определённых целей.

В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект.1 Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г.В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления – государство), общественное управление (субъект управления – общество и его структуры), менеджмент (субъект управления – предприниматель, собственник).2

Вместе с изменением и  развитием социально-экономической и духовной структуры общества изменяется и совершенствуется управление, а вместе с ним и управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.

В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере  чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной перестройке всей системы управления. Осознание человеческого фактора в функционировании управленческих  структур привело к тому, что в центре внимания учёных, аналитиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных методов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в современных условиях часто не даёт желаемого результата.

Система управления представляет очень сложный объект, который  включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений – совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам: социальным, открытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.

В современной науке и  практике управления, чаще всего, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления даёт возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход  как особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения. Системный подход нашёл своё применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

Система может рассматриваться как объединение некоторого разнообразия в единое и чётко расчленённое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Можно сказать проще, что система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.  Любая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление её структуры. Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.

Социальная система – это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединённые социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своём системном» уровне действия, и поведение входящих в неё индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:

    • машинные (например, система регулирования турбины);
    • человеко-машинные (например, система управления станком);
    • организационные, или системы «человек-человек» (например, система управления цехом или концерном).

Курс социологии управления предполагает рассмотрение и изучение только последнего вида систем.

Система управления – это совокупность принципов, методов, средств, форм и процессов управления.

В системе управления, в  свою очередь, выделяются такие системы (подсистемы), как:

    • принятия решений,
    • информационная,
    • планирования,
    • повышения квалификации,
    • мотивации,
    • учёта и др.

Эффективность системы управления напрямую зависит от согласованности её отдельных компонентов.

Абсолютно безупречной оптимальной  системы управления создать, к сожалению, невозможно, однако непрерывный процесс её совершенствования с акцентом на способность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.

Целостное представление  о системе основывается на понятиях:

    • открытой системы;
    • взаимодействия с внешней средой;
    • анализа характеристик, при изменении которых меняется взаимодействие с внешней средой.

Одним из самых важных качеств, присущих открытым системам, является признание взаимозависимости между  системой и внешним миром. Соответственно, изменения во внешней среде сказываются на системе, либо на её отдельных элементах. В свою очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.

Как целостная система  управление не наблюдаемый  непосредственно  объект (за исключением отдельных элементов – людей, техники управления, информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявляются через конкретные виды связей, а поэтому воспринимаются конкретно, а комплексные отношения (управленческие отношения в целом) непосредственно не воспринимаются. При их анализе и описании требуется абстрактная формализация.

В управлении могут быть выделены реальные и концептуальные (абстрактные) системы (подсистемы). В реальной системе, в отличие от концептуальной, содержится полный набор системных элементов. В нём выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру, кадры, системообразующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют материальные и информационные потоки, вход и выход.

Одновременно отмечается усиление отношений и связей –  возрастает степень выраженности иерархической структуры системы управления. С позиций общей теории систем явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложное отношение, складывающееся из разных составляющих, разделение последних, пусть условное, весьма существенно. Характерными особенностями иерархии, являются централизация, односторонняя личная зависимость и власть.

М. Месарович, И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стратифицированные, многослойные, многоэшелонные.3 Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.

1. Стратифицированные. При таком моделировании уровни абстрагирования описываются стратами. Например, в модели предприятия можно выделить высшую страту – социальную, затем организационно-экономическую и, наконец, техническую. Важно подчеркнуть, что каждая выделенная страта имеет свои понятийный язык и термины, концепции и принципы, позволяющие рассматривать и интерпретировать определённые характеристики, свойства и проблемы.

2. Многослойные. Сложную исходящую проблему можно разбить на семейство последовательно расположенных более простых подпроблем, так что их решение позволяет решить и исходящую проблему, то есть выделяется иерархия слоёв принятия решений. Например, в системе управления можно выделить три слоя – концепцию, структурно-функциональное строение, управленческую деятельность.

3. Многоэшелонные. В качестве примера можно привести формальные организации людей. Различные входящие в систему элементы обладают правом принятия решений, имеют, как правило, противоречащие одна другой цели. В рамках многоэшелонной системы авторами используется термин «организационные иерархии». Согласно определению, организационная иерархия представляет собой «распределение ролей (статусов) по вертикали в структуре организации».4

Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения её функциональной составляющей. Под функцией управления следует понимать «особый вид специализированной управленческой деятельности, выделившейся в процессе разделения управленческого труда, которая осуществляется специальными приёмами и средствами».5

Информация о работе Предмет и задачи социологии управления