Предмет и задачи социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идёт речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа.
В последние годы не ощущается недостатка в литературе по проблемам управления, как в отечественной, так и в зарубежной. В этих работах поднимаются проблемы сущности управленческой деятельности, их функций, специфики управления персоналом в современных условиях, лидерстве и др. Вместе с тем на всех уровнях системы управления остаётся множество проблем, требующих изучения в рамках социологической науки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2с.
Управление как система…………………………………………………..3с.
Предмет и задачи социологии управления……………………………....8с.
Историческое развитие социологии управления………………………..13с.
Заключение…………………………………………………………………….16с.
Список литературы……………………………………………………………17с.

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная по социологии..docx

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие: целеполагание (миссия – цель), планирование, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.

Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определённые интервалы времени, взаимосвязана с главной целью организации и другими подцелями, адресна и контролируема.

Функция планирования реализуется через план, который представляет собой целенаправленный комплекс мероприятий, содействующих достижению поставленных целей в соответствии с задачами развития самой организации, её потенциалом.

Функция организации непосредственно связана с реализацией разработанного плана. Она характеризуется прежде всего распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также установлением взаимосвязей между различными направлениями деятельности. Таким образом, важным моментом в организации является чёткость функциональных обязанностей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.

Эффективность предпринимаемых  действий зависит всецело от уровня и характера мотивации к развитию сотрудниками организации, поэтому  формирование позитивной мотивации у сотрудников, направленной на достижение профессионального роста и благополучия организации, является одним из важных условий.

Главная задача координирования – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путём установления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливается взаимодействие между всеми элементами системы управления, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действий руководителя, его управленческой команды и персонала организации.

Под функцией контроля следует понимать «вид управленческой деятельности, благодаря которому можно удержать организацию на нужном пути, сравнивая показатели её деятельности с установленными стандартами или планами».6 Функция контроля осуществляется по двум направлениям:

  • контроль за выполнением работ, намеченных планом;
  • меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, учёт и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых планов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть ориентирован на результат, быть объективным, своевременным, экономичным и простым.

Функция оценки в системе управления призвана обеспечить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, руководителем и т. д).

 

2.Предмет и задачи социологии управления.

 

Социология управления как научная дисциплина. Социология является одной из молодых отраслей социологического знания, интерес к которой обусловлен усложнением социальных механизмов участия различных социальных групп в экономических, политических, культурных и других процессах. Изучение обозначенных процессов невозможно без систематического исследования механизмов воздействия на сознание и поведение людей. Другими словами, социология управления обеспечивает научное осмысление взаимодействия субъекта и объекта, оптимизации прямых и обратных связей между ними в процессе управленческой деятельности.

Понятие «управление» очень  многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций. Согласно одному из определений, которое даёт В.И. Кнорринг, «управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс».7

Управление как система  включает в себя управляющую и  управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «управление» утвердилось следующее определение: это «основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели»8

Социология управления – это отрасль социологического знания, изучающая закономерности функционирования социальных отношений, возникающих в процессе управления, а также становление и функционирование самой системы управления, сложившейся в обществе на основе его культурно-исторических традиций и особенностей. Социология управления изучает типичные черты и особенности социального поведения индивида и социальных групп в процессах управления, а также факторы, которые в управленческих процессах способствуют модернизации общества, либо препятствуют его прогрессивному развитию.

Предмет, объект и  задачи социологии управления. Предметом социологии управления является изучение закономерностей, форм, методов целенаправленного управления социальными процессами и группами, функционирования системы управления, её ролевой структуры, определяющих содержание и результаты управления жизнедеятельностью общества и его основных сфер.

Объектом социологии управления является порядок организованного взаимодействия индивидов в рамках управленческого процесса.

Основной целью социологии управления является получение комплексного и объективного знания о закономерностях функционирования системы управления на основе изучения условий и механизмов наиболее оптимального применения управленческих способностей, средств, методов, знаний индивидов в конкретных условиях действующих институтов и организаций.

Среди основных задач, которые стоят перед социологией управления как учебной дисциплины, можно выделить такие, как:

  • выявление и освещение основных проблем социологии управления как отрасли научного знания и обоснование их актуальности в свете современного развития общества;
  • анализ, систематизация и комплексное ознакомление с существующими социологическими теориями управления;
  • освоение категориального аппарата социологии управления;
  • изучение методологической базы исследования управленческих процессов;
  • формирование культуры управления, соответствующей основным принципам развития и функционирования современного общества на основе демократии с учётом национальных и ментальных особенностей формирования управленческой культуры в обществе.

Социология управления как  научная дисциплина имеет многоуровневый характер, и к основным направлениям исследований современной социологии управления можно отнести следующее:

  • история социологии управления, в рамках которой рассматривается развитие отечественных и зарубежных социологических концепций управления;
  • анализ современных зарубежных концепций социологии управления;
  • проблемы методологии и техники социологии управления;
  • социологический анализ принципов, структур и функций управления в основных институтах административной деятельности (экономических, политических, государственно-административных, региональных и др.), которые, в свою очередь, могут образовывать относительно самостоятельные подсистемы управления;
  • социологический анализ развития и применения современных методов управления;
  • социологический анализ управления институциональными изменениями;
  • социологические проблемы информационного обеспечения системы управления;
  • социологический анализ типов управленческой культуры в различных секторах институциональной системы общества;
  • влияние социально-политических факторов на характер и тип управленческой культуры;
  • социологические проблемы организации управления трудовыми коллективами;
  • социологический анализ лидерства и руководства, отношений руководства-подчинения в управленческой деятельности;
  • исследование роли неформальных отношений в системе управления;
  • формирование коррупции в системах управления, её причины и методы борьбы с ней;
  • инновационные процессы в системах управления;
  • управление мотивацией сотрудников организации в процессе трудовой деятельности.

Методы социологии управления. Методологическая база социологии управления как отрасли социологического знания основывается, прежде всего, на социологических методах исследования, в числе которых: наблюдение, опрос (анкетирование и интервьюирование), эксперимент, контент-анализ и некоторые другие.

Наблюдение является одним из самых распространённых методов, поскольку он не требует каких-либо специальных принадлежностей для своего осуществления, кроме необходимых исследовательских качеств личности: наблюдательность, аналитический ум, беспристрастность и т.д. Важнейшее достоинство такого метода, как наблюдение, состоит также в том, что он осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. При этом открывается возможность непосредственно воспринимать явления, события или поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Наблюдение как один из методов сбора информации планируется и осуществляется в той же последовательности, что и любое другое социологическое исследование. Определяются и уточняются цели и задачи, устанавливается объект и предмет наблюдения, формулируются основные гипотезы и задачи, конкретизируется вид (способ) наблюдения, подготавливается документация, разрабатывается процедура фиксации наблюдений, проводится сбор, обработка и анализ информации. Специфику содержания каждого этапа обуславливает характер изучаемой проблемы и особенности, присущие этому методу исследования.

Ни одно социологическое  исследование не обходится без анкетирования, которое просто незаменимо при сборе ограниченного количества информации у большого числа людей. Огромным преимуществом такого способа сбора информации является принцип анонимности, однако это не может служить гарантией того, что ответы респондента будут правдивыми, поэтому всегда следует учитывать при обработке информации своего рода процент погрешности.

Наряду с анкетированием активно применяется такой метод, как интервьюирование, которое представляет собой вид устного опроса и имеет как свои преимущества, так и недостатки по сравнению с анкетированием. Интерес представляет особый вид интервью, подробно описанный одним из ведущих специалистов социологии организаций А.И. Пригожиным, - диагностическое интервью, которое может быть двух видов: осваивающее и развивающее.9 В отличие от осваивающего, дающего лишь общие сведения, развивающее диагностическое интервью позволяет выявить организационные проблемы. Диагностическое развивающее интервью проводится по специальной технологии, включающей несколько блоков вопросов, которым предшествует социальное знакомство. Всего Пригожиным выделяется четыре блока вопросов: проблемный, блок решения проблем, позиционный блок и социометрия. Суть и успех этого вида интервью заключается в том, что оно представляет собой общение двух индивидуальностей, двух личностей.

Достоверность и объективность  информации проверяется методом  сопоставления информации, полученной из разных источников, именно поэтому каждое социологическое исследование включает в свой арсенал методов экспертный опрос как разновидность социологического опроса, который подразумевает сбор мнений компетентных лиц, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. В ходе сбора информации могут использоваться и аналитические методы, так называемые бесконтактные методы. Наиболее распространённым среди них является метод изучения документов. Он даёт возможность получить разностороннюю информацию о структуре, функциях и эффективности деятельности организации. При применении данного метода используются источники: официальные и неофициальные, первичные, составленные на базе прямого их анализа, наблюдения или опроса, и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное на основе данных первичных источников.

Различают два способа  анализа документальных материалов: количественный и качественный. Качественный анализ, под которым понимаются интеллектуальные операции по изучению и интерпретации информации, содержащейся в документальных материалах, по выявлению их сути, предполагает установление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа.

Стремление уменьшить  субъективность качественного анализа  привело к применению количественного  формализованного метода, примером которого является контент-анализ – перевод текстовой информации в количественные показатели.

Кроме отмеченных основных социологических методов социология управления располагает рядом методик, интенсивно применяемых в управленческой деятельности и выступающих в качестве средств контроля за состоянием объекта (процесса) управления, и важное место в нём отводится средствам социологической диагностики, которая является первым этапом на пути принятия управленческих решений. В настоящий момент в социологии чётко сложились и определились как ведущие два направления управленческой деятельности, интенсивно использующих в своей практической деятельности средства социологической диагностики: управленческое консультирование и социоинженерная деятельность. В рамках этих двух направлений и формировались основные подходы к диагностике в системе управления. Каждое из этих направлений имеет своё понимание социологической диагностики, её объекта, функций, средств и механизмов реализации. Однако, как правильно отмечает В.В. Щербина,10 если рассматривать социологическую диагностику как элемент подготовки системы управленческих решений, то её структура будет универсальной для обоих направлений, независимо от специфики объекта, и будет включать три относительно независимых элемента, таких как: описание состояния социального объекта; определение должного состояния объекта; соотнесение реального и должного состояния объекта. В той или иной форме эти три элемента присутствуют в любой диагностической методике и в совокупности составляют средство социологической диагностики.

Информация о работе Предмет и задачи социологии управления