Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:23, курс лекций
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным за
В каждом современном обществе имеется государственный сектор экономики, хотя его удельный вес различен.
Мировая практика показывает, что тотальное огосударствление экономики неэффективно, так как это не дает должного экономического эффекта, как и всеобщая приватизация предприятий.
Частная экономика доминирует в современных развитых странах.
Она возникла
в результате промышленной революции
на этапе индустриального
Изначально частная экономика развивалась независимо от государства, но экономические катаклизмы поставили вопрос об усилении государственного регулирования частного сектора в экономике.
Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).
Для всех этих форм характерна «лагерная коллективность» их жизни, обязательность и принудительность исполнения функций, зависимость от финансирования, как правило, государства.
Теневая (криминальная) экономика существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения является девиантным, однако он тесно связан с частной экономикой.
Английский
социолог Дюк Гоббс в своей
книге «Плохой бизнес»
В частности,
банки иногда оцениваются как
«элегантные грабители». Среди традиционных
форм мафиозной экономической
Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне сферы его профессиональной занятости.
Социолог Э. Гидденс называет ее «неформальной», отмечая «раздвоение» труда на профессиональный и «дополнительный», например, работа врача на приусадебном участке, которая ведется на непрофессиональном уровне.
Дополнительная работа требует подчас от человека огромных затрат времени и энергии, а результат получается невысоким.
Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности человека.
4. Политические общественные институты
Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.
Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:
1) политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;
2) материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.
Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.
В центре внимания политики – власть и управление в обществе.
Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.
Универсальной структурой государственной власти являются:
1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);
3) судебные органы;
4) армия и органы госбезопасности;
5) государственная система информации и т. д.
Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.
Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.
Государство как ядро социологической системы обеспечивает:
1) социальную интеграцию общества;
2) безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;
3) распределение ресурсов и социальных благ;
4) культурно-образовательную деятельность;
5) социальный контроль за девиантным поведением.
Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.
В основе подчинения власти лежат:
1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);
2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);
3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).
Сложность социополитической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.
Они влияют на различия типов политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).
В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).
Все политические институты влияют на формирование государственных и властных структур, формируют политическое направление развития общества.
В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите.
Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.
Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:
1) индивидуализм;
2) конституционная форма правления;
3) общее согласие тех, кем управляют;
4) лояльная оппозиция.
В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя унифицированную монопартийность, контроль над экономикой, СМИ, семьей, проводя террор по отношению к оппозиции. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.
Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности.
В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:
1) тоталитарному, в котором господствует военно-административный метод управления;
2) стихийно рыночному, где власть переходит к корпоративным группам, которые сращиваются с мафией и ведут войну друг с другом;
3) застойному, когда устанавливается относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.
В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность при Брежневе.
5. Социальные институты образования и науки
Система
образования относится к числу
важнейших социальных институтов. Она
обеспечивает социализацию индивидов,
посредством которой они
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.
Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.
В то же
время образование имеет
Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.
Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:
1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;
4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;
5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.
Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.
Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.
Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.
Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.
Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.
Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.
В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.
Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.
В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.
Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.
Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.
Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.
Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.
Принцип
организованного скептицизма
6. Религия как социальный институт
Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.
Информация о работе Предмет, объект, функции и методы социологии