Предмет, объект, функции и методы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:23, курс лекций

Описание работы

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным за

Файлы: 1 файл

лекции по социологии.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

В конфликтологии большое внимание уделяется понятию  сила участников социального конфликта.

Сила – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов:

1) физическую силу, включая и технические средства, применяемые как инструмент насилия;

2) информационно-цивилизационную форму применения социальной силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих соперника, и т. д.;

3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);

4) прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, психологический ресурс и т. д.

Стадия  конфликтного поведения характеризуется  максимальным использованием силы участниками  конфликта, применением всех имеющихся  в их распоряжении средств. Значительное влияние на развитие конфликта оказывает  окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекает социальный конфликт.

Она может  выступать либо источником внешней  поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Социальный  конфликт, как правило, проходит через основные этапы.

В конфликтологии принято выделять следующие стадии протекания конфликта:

1) скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией;

2) формирование конфликта – четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований;

3) инцидент – событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий;

4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль;

5) завершение конфликта, причем оно не всегда осуществляется путем удовлетворения притязаний сторон.

Также необходимо помнить, что на любой  из указанных стадий конфликт может  прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны.

2. Виды конфликтов

В современной  социологической литературе существует множество классификаций видов  конфликтов по различным основаниям.

С точки  зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:

1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);

2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);

3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);

4) межгрупповой.

Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности  на политические, социально-экономические, национально-этнические и другие.

Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.

Политические  конфликты связаны с сознательно  формулируемыми целями, направленными  на завоевание ведущих позиций в  институтах в структурах политической власти. К основным политическим относятся  конфликты:

1) между ветвями власти;

2) внутри парламента;

3) между политическими партиями и движениями;

4) между различными звеньями управленческого аппарата.

Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно  классификации Д. Катца конфликты бывают:

1) между косвенно конкурирующими подгруппами;

2) между непосредственно конкурирующими подгруппами;

3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения.

Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:

1) действительные (существующие объективно в определенной социальной подсистеме;

2) случайные (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт);

3) заместительные (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);

4) основанные на плохом знании (результат неумелого управления);

5) скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);

6) фальшивые (создающие только видимость).

В настоящее  время получила распространение  точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.

В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:

1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;

2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта

Внешним признаком разрешения конфликта  может служить завершение инцидента.

Устранение  инцидента необходимо, но это недостаточное  условие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной  ситуации.

Это изменение  может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта.

Возможно  также разрешение социального конфликта  путем изменения требований одной  стороны: соперник идет на уступки и  изменяет цели своего поведения в  конфликте.

В современной  конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.

Компромисс  представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие  стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.

М. Вебер  рассматривает консенсус как  неотъемлемую характеристику любого человеческого  сообщества, коль скоро оно существует и не распадается.

Он  противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в  качестве условия.

При этом необходимо помнить, что консенсус  не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта.

По  М. Веберу консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной  договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением.

Нетрудно  увидеть, что интерпретация Вебера рассматривает это социальное явление  в широком смысле слова.

Отсюда  можно сделать вывод, что консенсус  не всегда порожден конфликтом, также  как и конфликт не всегда заканчивается  консенсусом.

При таком  понимании консенсуса поведение  основывается на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей.

Договор же вторичен, так как он есть нормативное  закрепление консенсуса.

Достижение  консенсуса в обществе предполагает достижение консенсуса политического.

Под ним  обычно понимается состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов.

При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно  должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно поддерживать если не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство.

Варьируясь  от проблемы к проблеме, степень  консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера.

Именно  поэтому конфликтующим сторонам для более успешных переговоров  необходимо начинать их именно с таких  тем, так как это даст им больше шансов для нахождения общего консенсуса.

Для поддержания  консенсуса в обществе необходимо учитывать  три обстоятельства.

Во-первых, естественная готовность большинства  следовать действующим законам, установлениям, нормам.

Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления.

В-третьих, ощущение принадлежности к некой  общности, что способствует определенному  нивелированию роли различий.

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как социальное явление

1. Культура как объект социологического познания. Разнообразие теоретических подходов к изучению и пониманию культуры

Социология культуры – это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком  смысле слова социология культуры –  это не просто отрасль социологического знания, она охватывает всю проблематику общественной жизни под определенным углом зрения.

В социологической  теории культуры был накоплен значительный материал и разработано множество  подходов по определению этого термина.

Среди наиболее распространенных из них можно  отметить следующие подходы:

1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;

2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;

3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;

4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;

5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;

6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;

7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;

8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.

Объектом  социологического исследования данного  направления социологической науки  является:

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Культурное  содержание можно выделить в любой  целенаправленной деятельности социальных субъектов: труде, политике, быту и т. п.

При социологическом  изучении культуры особое значение имеет выделение ценностного компонента, что позволяет объединить культуру в систему, обеспечивающую их связь на различных уровнях: общество в целом; социальные группы; личности.

Понятие «культура» в современном социологическом  знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур.

Информация о работе Предмет, объект, функции и методы социологии