Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:30, контрольная работа
Человеческое общество является объектом внимания многих наук (философии, истории, психологии и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения. Общество изучается также социологическим познанием. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, что в буквальном смысле означает учение об обществе. Впервые понятие «социология» введено в научный оборот в середине Х1Х века французским ученым Огюстом Контом. Конт, а следом англичанин Герберт Спенсер обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину. Для обозначения новой науки Конт использовал различные термины: социальная философия, социальная физика, социальная наука. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. на одной из лекций курса позитивной философии. Этим термином Конт обозначил «ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственным социальным явлениям».
Введение 2
Глава 1. Уровни социологического знания 4
Глава 2. Различные подходы к структуре социологии 9
Глава 3. Функции социологии и их современное 12
содержание
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение
Глава 1. Уровни социологического
знания
Глава 2. Различные подходы
к структуре социологии
Глава 3. Функции социологии
и их современное
содержание
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество является объектом внимания многих наук (философии, истории, психологии и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения. Общество изучается также социологическим познанием. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, что в буквальном смысле означает учение об обществе. Впервые понятие «социология» введено в научный оборот в середине Х1Х века французским ученым Огюстом Контом. Конт, а следом англичанин Герберт Спенсер обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину. Для обозначения новой науки Конт использовал различные термины: социальная философия, социальная физика, социальная наука. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. на одной из лекций курса позитивной философии. Этим термином Конт обозначил «ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственным социальным явлениям».
Российская социология развивалась как часть общеевропейской и в то же время отличалась яркой самобытностью. В дореволюционный период и в первые годы советской власти развитию социологии, как фундаментальной, так и прикладной, уделялось большое внимание. Для Социалистической академии общественных наук одной из первоочередных стала задача организации ряда социальных исследований. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 году в Петроградском университете открылся первый в России факультет общественных наук с отделением социологии во главе с П.А.Сорокиным. Строительство нового общества нуждалось в многосторонней информации о сложных социальных процессах, в социальных экспериментах. В тридцатые же годы социология была практически упразднена. Для тоталитарного режима теория познания объективной реальности оказалась не только излишней, но и опасной. Поэтому социологию объявили буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. И это одна из причин недостаточной изученности нашего общества, неадекватного представления о его социальной структуре, социальных отношениях и связях.
В 60-е годы российская социология начала возрождаться, но очень медленно и противоречиво, что связано с замалчиванием в период «застоя» конфликтных ситуаций в социальной жизни; суть социологии сводилась к формальным эмпирическим исследованиям, увеличивался разрыв между теоретической и прикладной социологией.
В конце 80-х годов стало ясно, что пренебрежение социальной политикой, социальным управлением, социальной наукой гибельно для общества, - и социология становится предметом академического преподавания. Отметим, что в США она преподается более ста лет, и не только в высшей, но и в средней школе.
Пройдя сложный драматический
путь, социология как общеобразовательная
дисциплина получает в России «второе
рождение». Но на данный момент складывается
противоречивая ситуация: с одной
стороны, « мода» на социологию растет,
а с другой – снижается ее престиж,
она, как и прежде, отождествляется
с эмпирическими
Социология – и в первую очередь теоретическая, фундаментальная – является научным основанием практических общественных преобразований. Социология – своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс. Каждый человек должен сознавать, что он не только индивидуум, но и элемент общества, и должен учиться жить по законам общества. А это невозможно без знания хотя бы основ социологии, понимания ее структуры и решаемых ею задач.
Глава 1.УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:
Эти три уровня
1.Социология, как и многие другие науки, развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.п.Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне – общесоциологическими. Эти теории касаются глубинных, или, как говорят социологи, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной жизни людей, выявляется роль труда в развитии общества (Г.Гегель, К.Сен-Симон, К.Маркс). Важным разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами. На общетеоретическом уровне социологического анализа выявляется сущность общественных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально-классовые и национальные отношения, отношения между обществом и личностью и т.д.). Совокупность всех указанных выше отношений образует определенное общество, которое выступает как система данных отношений. Их наиболее полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий или (что то же самое) общетеоретической социологии. На этом же уровне исследуется взаимодействие экономической, социальной, духовной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимости (например, воздействие современной научно-технической революции на социальную структуру общества, сферу науки и культуры). Анализируются взаимодействия экономики и политики, политики и права, производственной и экологической сфер жизни общества, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д. На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места в обществе, его многообразных связей с другими явлениями. Оно рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные выше общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни, а также объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность исследования общественных явлений и процессов на уровне общетеоретической социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, точнее, системы общесоциологических теорий.
2.Частные социологические
теории касаются отдельных
Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологического исследования и другой информации получить исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением эффективности управления социально-экономическими процессами. Аналогичные цели ставятся и тогда, когда объекты социального изучения – политическая и духовная сферы общества. Разумеется, в каждом таком случае преследуются и специфические цели, обусловленные особенностями процессов, происходящих в той или иной сфере общественной жизни.
В процессе применения частных социологических теорий возможно, а нередко и необходимо, обращение к общесоциологическим теориям, чтобы какие-то социальные явления или события осмыслить с более широких позиций, в рамках целого, каковым выступает общество. Но и в этом случае главное внимание будет уделено той сфере жизни общества, в которой эти события происходят, прежде всего анализу механизма функционирования этой сферы, происходящих в ней процессов, а также решению возникающих здесь специфических социальных проблем.
В соответствии со своей природой специальные социологические теории органически сочетают в себе теоретический и эмпирический (т.е. направленный на анализ текущих практических данных) уровни исследования. Эти теории обосновывают способы непосредственного практического влияния людей на те или иные стороны их жизни, производственной, политической и иной деятельности, их общественного, семейного и личного быта. Они обосновывают также пути улучшения деятельности различных социальных институтов. Другими словами, частные социологические теории направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.
Основными параметрами специальных
социологических теорий являются: исходные
теоретические и
Специфика данных теорий заключается именно в том, что они органически связаны с практикой.
Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные теории, можно выделить социологию труда, социально-классовых отношений, социологию молодежи и социологию семьи, этническую социологию, или социологию национальных отношений, социологию религии, социологию города и социологию села, социологию культуры, социологию личности. Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни, различающиеся между собой как по содержанию доминирующих в них общественных отношений, так и по действующим субъектам, в качестве которых выступают классы, нации, группы молодежи население города или села, политические партии и т.п.
Каждая из названных выше отраслей социологии в той или иной степени разработана усилиями ученых разных стран. В частности, это теории функционализма и социального действия американских социологов Т.Парсонса и Р.Мертона, основанные во многом на концепциях Э.Дюркгейма, М.Вебера и П.А.Сорокина, а также социально-психологические исследования, начиная с работ Г.Тарда и Л.Уорда вплоть до работ современных ученых в этой области, прежде всего в США и Западной Европе, а также об исследованиях в области политической и духовной культуры, проведенных Г.Алмондом, П.Сорокиным и другими видными социологами Запада.
Специальные социологические теории получили названий «теорий среднего уровня» - этот научный термин введен американским социологом Робертом Мертоном, который считал что «это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».
Развивая «теории среднего уровня» социологи получают возможность предметного анализа различных областей общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов. В итоге можно получить данные, имеющие важное теоретическое и практическое значение.
3.Следующий уровень