Предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Человеческое общество является объектом внимания многих наук (философии, истории, психологии и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения. Общество изучается также социологическим познанием. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, что в буквальном смысле означает учение об обществе. Впервые понятие «социология» введено в научный оборот в середине Х1Х века французским ученым Огюстом Контом. Конт, а следом англичанин Герберт Спенсер обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину. Для обозначения новой науки Конт использовал различные термины: социальная философия, социальная физика, социальная наука. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. на одной из лекций курса позитивной философии. Этим термином Конт обозначил «ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственным социальным явлениям».

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Уровни социологического знания 4

Глава 2. Различные подходы к структуре социологии 9

Глава 3. Функции социологии и их современное 12
содержание

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

КР Социология.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

                                                        стр

 

Введение                                                                                            2     

 

Глава 1. Уровни социологического знания                                     4     

 

Глава 2. Различные подходы  к структуре социологии                  9 

 

Глава 3. Функции социологии и их современное                         12

содержание

 

Заключение                                                                                     16

 

Список использованной литературы                                        17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человеческое общество является объектом внимания многих наук (философии, истории, психологии и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения. Общество изучается также социологическим познанием. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, что в буквальном смысле означает учение об обществе.  Впервые понятие «социология» введено в научный оборот в середине Х1Х века французским ученым Огюстом Контом. Конт, а следом англичанин Герберт Спенсер обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину. Для обозначения новой науки Конт использовал различные термины: социальная философия, социальная физика, социальная наука. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. на одной из лекций курса позитивной философии. Этим термином Конт обозначил «ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственным социальным явлениям».

Российская социология развивалась  как часть общеевропейской и  в то же время отличалась яркой  самобытностью. В дореволюционный  период и в первые  годы советской  власти развитию социологии, как фундаментальной, так и прикладной, уделялось большое  внимание. Для Социалистической академии общественных наук одной из первоочередных стала задача организации ряда социальных исследований. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 году в Петроградском университете открылся первый в России факультет общественных наук с отделением социологии во главе с П.А.Сорокиным. Строительство нового общества нуждалось в многосторонней информации о сложных социальных процессах, в социальных экспериментах. В тридцатые же годы социология была практически упразднена. Для тоталитарного режима теория познания объективной реальности оказалась не только излишней, но и опасной. Поэтому социологию объявили буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. И это одна из причин недостаточной изученности нашего общества, неадекватного представления о его социальной структуре, социальных отношениях и связях.

В 60-е годы российская социология начала возрождаться, но очень медленно и противоречиво, что связано  с замалчиванием в период «застоя» конфликтных ситуаций в социальной жизни; суть социологии сводилась к формальным эмпирическим исследованиям, увеличивался разрыв между теоретической и прикладной социологией.

В конце 80-х годов стало  ясно, что пренебрежение социальной политикой, социальным управлением, социальной наукой гибельно для общества, - и  социология становится предметом академического преподавания. Отметим, что в США она преподается более ста лет, и не только в высшей, но и в средней школе.

Пройдя сложный драматический  путь, социология как общеобразовательная  дисциплина получает в России «второе  рождение». Но на данный момент складывается противоречивая ситуация: с одной  стороны, « мода» на социологию растет, а с другой – снижается ее престиж, она, как и прежде, отождествляется  с эмпирическими исследованиями, к чему в немалой степени причастны  средства массовой информации. В газетах  постоянно публикуются результаты опросов общественного мнения, без использования  социологических данных не обходится ни одна политическая передача по радио и телевидению. Такая информация о наблюдаемых в обществе воззрениях, оценках, предпочтениях, выдаваемая за «глас народа», используется как мощное средство формирования массового сознания, нередко в определенном направлении. Что касается серьезных теоретических исследований, то они должного развития пока не получили.

Социология – и в  первую очередь теоретическая, фундаментальная  – является научным основанием практических общественных преобразований. Социология – своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс. Каждый человек должен сознавать, что он не только индивидуум, но и элемент общества, и должен учиться жить по законам общества. А это невозможно без знания хотя бы основ социологии, понимания ее структуры и решаемых ею задач.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

 

Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:

    1. Общесоциологические теории или общетеоретическая социология;
    2. Специальные социологические теории, характеризующиеся как частные или «теории среднего уровня»;
    3. Конкретные социологические исследования.

              Эти три уровня социологического  знания различаются глубиной  социологического анализа общественных  явлений и широтой делаемых  при этом обобщений и выводов.

 

1.Социология, как и многие другие науки, развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.п.Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне – общесоциологическими. Эти теории касаются глубинных, или, как говорят социологи, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной жизни людей, выявляется роль труда в развитии общества (Г.Гегель, К.Сен-Симон, К.Маркс). Важным разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами. На общетеоретическом уровне социологического анализа выявляется сущность общественных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально-классовые и национальные отношения, отношения между обществом и личностью и т.д.). Совокупность всех указанных выше отношений образует определенное общество, которое выступает как система данных отношений. Их наиболее полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий или (что то же самое) общетеоретической социологии. На этом же уровне исследуется взаимодействие экономической, социальной, духовной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимости (например, воздействие современной научно-технической революции на социальную структуру общества, сферу науки и культуры). Анализируются взаимодействия экономики и политики, политики и права, производственной и экологической сфер жизни общества, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д. На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места в обществе, его многообразных связей с другими явлениями. Оно рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные выше общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни, а также объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность исследования общественных явлений и процессов на уровне общетеоретической социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, точнее, системы общесоциологических теорий.

2.Частные социологические  теории касаются отдельных сфер  общественной жизни, социальных  групп и институтов. Их познавательный  ракурс намного более узок, чем  общесоциологических, и ограничен,  как правило, теми или иными  подсистемами общества. В качестве  таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы  жизни общества. В этом случае  исследуются проблемы социально-экономических  отношений, производственной деятельности  людей, главным образом ее социальные  аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д.

Цели исследования заключаются  в том, чтобы на основе использования  статистических материалов, данных социологического исследования и другой информации получить исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением эффективности управления социально-экономическими процессами. Аналогичные цели ставятся и тогда, когда объекты социального изучения – политическая и духовная сферы общества. Разумеется, в каждом таком случае преследуются и специфические цели, обусловленные особенностями процессов, происходящих в той или иной сфере общественной жизни.

В процессе применения частных  социологических теорий возможно, а нередко и необходимо, обращение к общесоциологическим теориям, чтобы какие-то социальные явления или события осмыслить с более широких позиций, в рамках целого, каковым выступает общество. Но и в этом случае главное внимание будет уделено той сфере жизни общества, в которой эти события происходят, прежде всего анализу механизма функционирования этой сферы, происходящих в ней процессов, а также решению возникающих здесь специфических социальных  проблем.

В соответствии со своей  природой специальные социологические  теории органически сочетают в себе теоретический и эмпирический (т.е. направленный на анализ текущих практических данных) уровни исследования. Эти теории обосновывают способы непосредственного  практического влияния людей на те или иные стороны их жизни, производственной, политической и иной деятельности, их общественного, семейного и личного быта. Они обосновывают также пути улучшения деятельности различных социальных институтов. Другими словами, частные социологические теории направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.

Основными параметрами специальных  социологических теорий являются: исходные теоретические и методологические положения, на которых строятся данные теории и которые ложатся в  основу проводимых исследований и обработки  их результатов; система понятий, которыми оперируют специальные социологические  теории; формулируемые теоретические обобщения и выводы, а также вытекающие из исследований и осмысленные в рамках специальных теорий научные и практические рекомендации, касающиеся широкого круга проблем, в том числе повышения эффективности управления различными социально-экономическими, политическими и духовными процессами.

Специфика данных теорий заключается  именно в том, что они органически  связаны с практикой.

Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные  теории, можно выделить социологию труда, социально-классовых отношений, социологию молодежи и социологию семьи, этническую социологию, или социологию национальных отношений, социологию религии, социологию города и социологию села, социологию культуры, социологию личности. Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни, различающиеся между собой как по содержанию доминирующих в них общественных отношений, так и по действующим субъектам, в качестве которых выступают классы, нации, группы молодежи население города или села, политические партии и т.п.

Каждая из названных выше отраслей социологии в той или иной степени разработана усилиями ученых разных стран. В частности, это теории функционализма и социального действия американских социологов Т.Парсонса и Р.Мертона, основанные во многом на концепциях Э.Дюркгейма, М.Вебера и П.А.Сорокина, а также социально-психологические исследования, начиная с работ Г.Тарда и Л.Уорда вплоть до работ современных ученых в этой области, прежде всего в США и Западной Европе, а также об исследованиях в области политической и духовной культуры, проведенных Г.Алмондом, П.Сорокиным и другими видными социологами Запада.

Специальные социологические  теории получили названий «теорий среднего уровня» - этот научный термин введен американским социологом Робертом Мертоном, который считал что «это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».

Развивая «теории среднего уровня» социологи получают возможность  предметного анализа различных  областей общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов. В итоге можно получить данные, имеющие важное теоретическое  и практическое значение.

3.Следующий уровень социологического  знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения (в том числе отдельных социальных групп) к тем или иным событиям общественной жизни, их мнений относительно каких-то социальных проблем, способов их решения и т.д. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной и государственной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых и иных коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.

Информация о работе Предмет социологии