Предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Человеческое общество является объектом внимания многих наук (философии, истории, психологии и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения. Общество изучается также социологическим познанием. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, что в буквальном смысле означает учение об обществе. Впервые понятие «социология» введено в научный оборот в середине Х1Х века французским ученым Огюстом Контом. Конт, а следом англичанин Герберт Спенсер обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину. Для обозначения новой науки Конт использовал различные термины: социальная философия, социальная физика, социальная наука. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. на одной из лекций курса позитивной философии. Этим термином Конт обозначил «ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственным социальным явлениям».

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Уровни социологического знания 4

Глава 2. Различные подходы к структуре социологии 9

Глава 3. Функции социологии и их современное 12
содержание

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

КР Социология.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

Предоставляя объективную  информацию о тех или иных сторонах общественной жизни, конкретные социологические  исследования могут помочь выявить существенные противоречия, а также тенденции развития определенных социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во всяком случае для их всестороннего учета.

Главное в конкретном социологическом  исследовании – получить объективную  информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его сфере  и как это воспринимается людьми.

Конкретные социологические  исследования составляют важную область  эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных  и субъективных сторон. Они заключаются  в сборе фактов и материалов, наблюдениях  и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении. Это есть эмпирическое познание действительности, которое сформировалось в особую науку – эмпирическую социологию, которая развивается прежде всего в США и странах Европы.

Рассмотренные выше уровни социологического знания не изолированы  друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру социологического  знания, хотя роль их в данной структуре неодинакова. В ходе конкретных социологических исследований получают различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем осмысливается на уровне специальных и общесоциологических теорий. Это позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом обществе. В то же время общесоциологические теории используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ  К СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИИ

 

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре  данной науке. Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

- эмпирии, т.е. комплекса  социологических исследований, ориентированных  на сбор и анализ реальных  фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

- теории – совокупности  суждений, взглядов, моделей, гипотез,  объясняющих процессы развития  социальной системы в целом  и ее элементов;

- методологии – системы  принципов, лежащих в основе  накопления, построения и применения  социологического знания.

Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост  знания и научный вклад в фундаментальные  открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная же социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта.

Третий подход – масштабный – науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая –  сферы непосредственного социального  взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу  повседневной реальности).

В социологии выделяются также  содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание, функциональные социологии (экономическая, индустриальная, политическая, управленческая и др.), самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

В понимании общества как  социального целого, как системы, т.е. на макросоциологическом уровне, можно  назвать два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.

Функциональные теории впервые  возникли в Х1Х веке, а сама идея такого подхода принадлежала Г.Спенсеру, который сравнивал общество с живым организмом. Так же, как и живой организм, общество состоит из многих частей – экономической, политической, медицинской, военной и т.д., причем каждая часть выполняет свою определенную функцию. Задача социологии и заключается в исследовании этих функций, отсюда и название – функционализм.

Развернутую концепцию функционализма предложил и развил французский  социолог Э.Дюркгейм, продолжили Т.Парсонс и Р.Мертон. Главные идеи современного функционализма: понимание общества как системы интегрированных частей, наличие механизмов, сохраняющих стабильность общества; необходимость эволюционных изменений в обществе. На основе этих качеств и формируется общественная целостность и стабильность.

Марксизм, обосновывающий структуру  и взаимодействие элементов структуры  в обществе, можно с определенными  оговорками рассматривать как функциональную теорию. Однако, в западной социологии марксизм анализируется с иной точки  зрения. Поскольку К.Маркс определял  главным источником развития любого общества конфликт между классами и  на этой основе проводил теорию функционирования и развития общества, то такого рода подходы в западной социологии получили название теории конфликтов.

Классовый конфликт и его  разрешение с точки зрения К.Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается революционное переустройство общества.

Среди приверженцев подхода к изучению общества с точки зрения конфликта можно назвать немецких социологов Г.Зиммеля и Р.Дарендорфа. Если первый полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов, то второй придерживался мнения, что основной источник конфликта – власть одних людей над другими. Конфликт возникает между теми, кто имеет власть и между теми, кто ее не имеет.

Исходные посылки функционализма и теории конфликтов совершенно различны: если функционалисты рассматривают  общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся, то в рамках теории конфликта общество предстает  постоянно изменяющимся через разрешение противоречий.

Другой уровень, объединяющий социологические теории, изучающие  поведение и взаимодействие людей  в рамках микросоциологии, развивался в теориях интеракционализма (интеракция – взаимодействие). Видную роль в развитии вышеуказанных теорий сыграли У.Джеймс, Дж.Дьюи, Дж.Г.Мид, Г.Гарфинкель. Авторы интеракционалистских теорий полагали, что взаимодействия людей можно понять исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение. Один из вариантов интеракционализма – символический интеракционализм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные, присвоенные явлениям символы.

Особое место в микросоциологических подходах занимает теория ролей, связанная  с именами Я.Морено, Р.Мертона, Р.Линтона.Смысл  теории ролей Можно понять из слов В.Шекспира: «…Весь мир – театр. И люди в нем – актеры. И  каждый не одну играет роль…». Теория ролей рассматривает социальный мир как сеть взаимосвязанных социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.

Современная социология строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические  школы, разнообразные теории, т.е. отрицается идея универсальной социологической  теории.

По мнению Ж.Т.Тощенко, видного  российского социолога, наиболее плодотворным подходом к структуре социологии является взаимосвязь фундаментальных  и прикладных аспектов социологии в  рамках специальных социологических  теорий, которые рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи между ними.

Для возникновения и становления  специальных социологических теорий, по мнению югославского ученого Д.Марковича, необходимо выполнение хотя бы двух условий: нужно, чтобы данное явление могло  быть предметом социологического анализа  и чтобы между этим явлением и  обществом объективно существовали специфические связи; нужно, чтобы  имелась общественная потребность  в рассмотрении этого явления  с социологической точки зрения, т.е. в изучении специфических связей между этим явлением и обществом  как совокупностью всех общественных отношений.

Согласно утверждению  Ж.Т.Тощенко на сегодняшний день в российской социологии в большей  или меньшей степени оформлено  свыше 30 специальных социологических теорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Известно, что основатель социологии Огюст Конт определял ее как обществознание и указывал, что она способна только отражать, описывать существующее общество, т.е. расширять представление о нем. Этой точки зрения придерживаются многие ученые и в настоящее время. В отличие от О.Конта Э.Дюркгейм считал, что социология должна не только описывать и анализировать общественные явления, прогнозировать дальнейшее развитие общества, но также должна давать конкретные рекомендации по его совершенствованию.

В.А.Ядов отмечал, что «в качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят  в объективном анализе социальной действительности: познании глубинных  закономерностей социальных процессов  и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т.е. предоставлении обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального объекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами».

В настоящее время в  социологической литературе используются различные критерии и способы  классификации функций социологии. Например, А.Г.Здравомыслов выделяет четыре функции: теоретическую, идеологическую, критическую и инструментальную. Г.П.Давидюк отмечает девять функций: теоретическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую, критическую, управленческую, образовательную и  организационную. По мнению Ж.Т.Тощенко, социология как общественная наука выполняет тоеретико-познавательную и управленческую, функции, которые в свою очередь могут образовывать производные функции, зависимые от первых двух: мировоззренческую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, практическую и т.п. Э.В.Тадевосян, подчеркивая, что социология выполняет многообразные функции, считает, что в общем виде их можно разделить на три основные: теоретико-познавательную, практическую и идейно-воспитательную. При этом данное разграничение не должно быть чрезмерно жестким, не должно исключать взаимосвязь и взаимовлияние указанных функций. А.Н.Елсуков считает, что социология выполняет четыре основные функции: гносеологическую (в том числе критическую), прогностическую, праксеологическую, идеологическую. Рассмотрим подробнее некоторые из вышеуказанных функций.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция  заключается в изучении, исследовании, анализе социальной реальности, которая  выступает в виде одного или целой  группы взаимосвязанных факторов. Эта  функция направлена на «производство» новых социологических знаний. Ее реализация происходит на всех уровнях  социологического знания, так как общество – сложная система и его невозможно познать, изучить, проводя накопление и синтез только теоретических знаний фундаментальной социологии. В конечном итоге познавательная функция является также основой для осуществления других функций.

На общетеоретическом  уровне она выступает в форме  формулировки проблем социальной действительности, разработки гипотез, определения путей, методики инструментария социологического исследования, а также определения  прогнозов общественного характера.

На среднем уровне (частные  социологические теории) происходит перевод общих понятий на эмпирический уровень, идет накопление знаний о сущности, противоречиях явлений и конкретных ситуациях, имеющих место в человеческой жизни.

На эмпирическом уровне социологические  исследования, выявляя нрвые факты, ведут к увеличению обоснованных знаний о социальной действительности.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ функция  заключается в описании, систематизации, накоплении полученного исследователями  материала в виде различных научных  отчетов, статей, книг. Они отражают действительную картину изучаемого социального объекта, Естественно, данная работа требует от исследователя  высокой нравственной чистоты и  порядочности, так как на основе полученного материала делаются практические выводы, и они будут  выступать источником замера, отсчета, сравнения для будущих поколений.

С описательной функцией тесно  связана ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ, чьей задачей  является выдача научно обоснованных прогнозов развития как всего  общества, так и его отдельных  сфер и структур на основе конкретной информации, необходимой для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.

Составление прогнозов играет очень важную роль для всех социальных явлений, так как они не только указывают на необходимость определенного  изменения, но также показывают реальные возможности осуществления данного  изменения, разрабатываются практические рекомендации и предложения по повышению  эффективности управления различными социальными процессами.

Практические рекомендации, выдвигаемые социологами, бывают объективного и субъективного характера, в  зависимости от того, к какой группе социальных факторов они относятся. Первые относятся к условиям человеческой жизнедеятельности (социальная структура общества, политический строй, условия труда и т.д., а также реальное поведение человека в этих условиях). Практические рекомендации в данном случае основываются на конкретной информации о возможных тенденциях развития тех или иных социальных факторов. Вторые включают в себя группу явлений субъективного аспекта (цели, мотивы, установки, интересы, ценностные ориентации, общественное мнение и др.). Выявляя их взаимосвязь с нормами и ценностями групп и организаций общества, которые изучаются, появляется возможность установить степень отклонения, на основе чего разработать средства совершенствования межличностных, межгрупповых и тому подобных отношений. Благодаря этой функции социологии возможно сознательное переустройство и совершенствование жизни всех звеньев социальных организаций общества, в результате тщательного анализа возможности такого преобразования, на длительную перспективу для каждого трудового коллектива или социальной организации, учитывая при этом общую перспективу развития общества. Это возможно потому, что социология объединяет знания как общих основ изучаемого общества, так и знания конкретных особенностей различных социальных субъектов.

Информация о работе Предмет социологии