Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:30, контрольная работа
Человеческое общество является объектом внимания многих наук (философии, истории, психологии и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения. Общество изучается также социологическим познанием. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, что в буквальном смысле означает учение об обществе. Впервые понятие «социология» введено в научный оборот в середине Х1Х века французским ученым Огюстом Контом. Конт, а следом англичанин Герберт Спенсер обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину. Для обозначения новой науки Конт использовал различные термины: социальная философия, социальная физика, социальная наука. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. на одной из лекций курса позитивной философии. Этим термином Конт обозначил «ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственным социальным явлениям».
Введение 2
Глава 1. Уровни социологического знания 4
Глава 2. Различные подходы к структуре социологии 9
Глава 3. Функции социологии и их современное 12
содержание
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Предоставляя объективную информацию о тех или иных сторонах общественной жизни, конкретные социологические исследования могут помочь выявить существенные противоречия, а также тенденции развития определенных социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во всяком случае для их всестороннего учета.
Главное в конкретном социологическом исследовании – получить объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми.
Конкретные социологические исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон. Они заключаются в сборе фактов и материалов, наблюдениях и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении. Это есть эмпирическое познание действительности, которое сформировалось в особую науку – эмпирическую социологию, которая развивается прежде всего в США и странах Европы.
Рассмотренные выше уровни социологического знания не изолированы друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру социологического знания, хотя роль их в данной структуре неодинакова. В ходе конкретных социологических исследований получают различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем осмысливается на уровне специальных и общесоциологических теорий. Это позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом обществе. В то же время общесоциологические теории используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований.
Глава 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИИ
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науке. Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:
- эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;
- теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;
- методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
Второй подход – целевой.
Фундаментальная социология (базовая,
академическая) ориентирована на прирост
знания и научный вклад в
Третий подход – масштабный
– науку на макро- и микросоциологию.
Первая изучает крупномасштабные социальные
явления (этносы, государства, социальные
институты, группы и др.); вторая –
сферы непосредственного
В социологии выделяются также
содержательно-структурные
В понимании общества как социального целого, как системы, т.е. на макросоциологическом уровне, можно назвать два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.
Функциональные теории впервые возникли в Х1Х веке, а сама идея такого подхода принадлежала Г.Спенсеру, который сравнивал общество с живым организмом. Так же, как и живой организм, общество состоит из многих частей – экономической, политической, медицинской, военной и т.д., причем каждая часть выполняет свою определенную функцию. Задача социологии и заключается в исследовании этих функций, отсюда и название – функционализм.
Развернутую концепцию функционализма предложил и развил французский социолог Э.Дюркгейм, продолжили Т.Парсонс и Р.Мертон. Главные идеи современного функционализма: понимание общества как системы интегрированных частей, наличие механизмов, сохраняющих стабильность общества; необходимость эволюционных изменений в обществе. На основе этих качеств и формируется общественная целостность и стабильность.
Марксизм, обосновывающий структуру
и взаимодействие элементов структуры
в обществе, можно с определенными
оговорками рассматривать как
Классовый конфликт и его разрешение с точки зрения К.Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается революционное переустройство общества.
Среди приверженцев подхода к изучению общества с точки зрения конфликта можно назвать немецких социологов Г.Зиммеля и Р.Дарендорфа. Если первый полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов, то второй придерживался мнения, что основной источник конфликта – власть одних людей над другими. Конфликт возникает между теми, кто имеет власть и между теми, кто ее не имеет.
Исходные посылки
Другой уровень, объединяющий социологические теории, изучающие поведение и взаимодействие людей в рамках микросоциологии, развивался в теориях интеракционализма (интеракция – взаимодействие). Видную роль в развитии вышеуказанных теорий сыграли У.Джеймс, Дж.Дьюи, Дж.Г.Мид, Г.Гарфинкель. Авторы интеракционалистских теорий полагали, что взаимодействия людей можно понять исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение. Один из вариантов интеракционализма – символический интеракционализм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные, присвоенные явлениям символы.
Особое место в
Современная социология строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т.е. отрицается идея универсальной социологической теории.
По мнению Ж.Т.Тощенко, видного российского социолога, наиболее плодотворным подходом к структуре социологии является взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов социологии в рамках специальных социологических теорий, которые рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи между ними.
Для возникновения и становления
специальных социологических
Согласно утверждению Ж.Т.Тощенко на сегодняшний день в российской социологии в большей или меньшей степени оформлено свыше 30 специальных социологических теорий.
Глава 3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Известно, что основатель социологии Огюст Конт определял ее как обществознание и указывал, что она способна только отражать, описывать существующее общество, т.е. расширять представление о нем. Этой точки зрения придерживаются многие ученые и в настоящее время. В отличие от О.Конта Э.Дюркгейм считал, что социология должна не только описывать и анализировать общественные явления, прогнозировать дальнейшее развитие общества, но также должна давать конкретные рекомендации по его совершенствованию.
В.А.Ядов отмечал, что «в качестве
самостоятельной отрасли знания
социология реализует все присущие
общественной науке функции: теоретико-познавательную,
описательную, прогностическую, практически-
В настоящее время в
социологической литературе используются
различные критерии и способы
классификации функций
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция заключается в изучении, исследовании, анализе социальной реальности, которая выступает в виде одного или целой группы взаимосвязанных факторов. Эта функция направлена на «производство» новых социологических знаний. Ее реализация происходит на всех уровнях социологического знания, так как общество – сложная система и его невозможно познать, изучить, проводя накопление и синтез только теоретических знаний фундаментальной социологии. В конечном итоге познавательная функция является также основой для осуществления других функций.
На общетеоретическом
уровне она выступает в форме
формулировки проблем социальной действительности,
разработки гипотез, определения путей,
методики инструментария социологического
исследования, а также определения
прогнозов общественного
На среднем уровне (частные
социологические теории) происходит
перевод общих понятий на эмпирический
уровень, идет накопление знаний о сущности,
противоречиях явлений и
На эмпирическом уровне социологические исследования, выявляя нрвые факты, ведут к увеличению обоснованных знаний о социальной действительности.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ функция
заключается в описании, систематизации,
накоплении полученного исследователями
материала в виде различных научных
отчетов, статей, книг. Они отражают
действительную картину изучаемого
социального объекта, Естественно,
данная работа требует от исследователя
высокой нравственной чистоты и
порядочности, так как на основе
полученного материала делаются
практические выводы, и они будут
выступать источником замера, отсчета,
сравнения для будущих
С описательной функцией тесно связана ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ, чьей задачей является выдача научно обоснованных прогнозов развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур на основе конкретной информации, необходимой для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.
Составление прогнозов играет
очень важную роль для всех социальных
явлений, так как они не только
указывают на необходимость определенного
изменения, но также показывают реальные
возможности осуществления
Практические рекомендации, выдвигаемые социологами, бывают объективного и субъективного характера, в зависимости от того, к какой группе социальных факторов они относятся. Первые относятся к условиям человеческой жизнедеятельности (социальная структура общества, политический строй, условия труда и т.д., а также реальное поведение человека в этих условиях). Практические рекомендации в данном случае основываются на конкретной информации о возможных тенденциях развития тех или иных социальных факторов. Вторые включают в себя группу явлений субъективного аспекта (цели, мотивы, установки, интересы, ценностные ориентации, общественное мнение и др.). Выявляя их взаимосвязь с нормами и ценностями групп и организаций общества, которые изучаются, появляется возможность установить степень отклонения, на основе чего разработать средства совершенствования межличностных, межгрупповых и тому подобных отношений. Благодаря этой функции социологии возможно сознательное переустройство и совершенствование жизни всех звеньев социальных организаций общества, в результате тщательного анализа возможности такого преобразования, на длительную перспективу для каждого трудового коллектива или социальной организации, учитывая при этом общую перспективу развития общества. Это возможно потому, что социология объединяет знания как общих основ изучаемого общества, так и знания конкретных особенностей различных социальных субъектов.