Применение процессного подхода к управлению в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель любой предпринимательской деятельности – получение прибыли. В условиях рыночной экономики предприятие должно постоянно повышать свой потенциал – предполагаемый уровень получения прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности предприятия является интегральным показателем его потенциала. Повышение потенциала подразумевает совершенствование деятельности предприятия: повышения качества, снижения себестоимости продукции, выполнение заказов в запланированные сроки и т. д.

Содержание работы

Введение. 3
1.Сущность процессного подхода 5
2.Функции процесса управления 7
2.1 Планирование 7
2.2 Организация 10
2.3 Мотивация 14
2.4 Контроль 17
3.Реализация процессного подхода к управлению 21
3.1 Эффективность процессного подхода 21
3.2 Поэтапная реализация процессного подхода 24
4. Надзор и оптимизация 28
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Пермский государственный технический университет»

 

Факультет гуманитарный

Специальность 080504 «Государственное

и муниципальное управление»

Кафедра государственного управления

и истории

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

Теория  управления

 

НА ТЕМУ

Применение  процессного подхода к управлению в организации

 

Выполнил:

Студент факультета Гуманитарный

Группы ГМУ-09з

Морозова  Марина Николаевна

Подпись (___________)

Проверил:

Ассистент кафедры ГУ и истории

 Комелькова  Ю.В.

Оценка_____________

Подпись(___________)

 

 

 

 

 

Пермь 2012 г.

 

Оглавление

Введение. 3

1.Сущность  процессного подхода 5

2.Функции  процесса управления 7

2.1 Планирование 7

2.2 Организация 10

2.3 Мотивация 14

2.4 Контроль 17

3.Реализация  процессного подхода к управлению 21

3.1 Эффективность  процессного подхода 21

3.2 Поэтапная  реализация процессного подхода 24

4. Надзор  и оптимизация 28

Заключение 30

Список используемой литературы 31

 

 

Введение.

 

 

Обоснование рациональности применения процессного  подхода в управлении предприятием для эффективного управления бизнес-процессами и их оптимизации с целью минимизации  людских, материальных и финансовых затрат в процессе работы предприятия, повышения конкурентоспособности  продукции, повышения потенциала фирмы давно интересуют российское предпринимательство и науку менеджмент.

Цель  любой предпринимательской деятельности – получение прибыли. В условиях рыночной экономики предприятие  должно постоянно повышать свой потенциал  – предполагаемый уровень получения  прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности  предприятия является интегральным показателем его потенциала. Повышение  потенциала подразумевает совершенствование  деятельности предприятия: повышения  качества, снижения себестоимости продукции, выполнение заказов в запланированные  сроки и т. д.

В условиях недостаточной конкурентоспособности  предприятий РФ на мировом рынке  применение процессного подхода  в управлении организацией является актуальным и перспективным направлением выхода из сложившейся ситуации.

Совершенствование деятельности предприятия может  осуществляться за счет применения процессного  подхода к его управлению, что  позволяет:

    • составить перечень основных бизнес-процессов и на основании полученных данных сделать выводы о рациональности использования ресурсов, численности и загрузке персонала и т. д.;
    • определить недостающие и дублирующиеся бизнес-процессы и внести соответствующие коррективы;
    • определить перечень функций каждого подразделения предприятия;
    • установить взаимосвязи подразделений и выполняемых в них функций.

Определенные  особенности внедрения процессного  подхода к управлению и определили актуальность данной темы.

Целью данной работы ставится рассмотрение особенностей процессного подхода к управлению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть особенности применения процессного подхода;
    • выделить эффективность процессного подхода;
    • проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.

Теоретическую основу исследования составляют научные  положения, содержащиеся в трудах ведущих  отечественных учёных и специалистов в области менеджмента и теории управления.

Объектом  исследования в данной работе является процессный подход к управлению.

 Предмет  исследования – особенности и сложности процессного подхода.

В данной работе используется сравнительно –  аналитический метод исследования.

Практическая  значимость работы состоит в рассмотрении особенностей процессного подхода к управлению.

Данная  курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1.Сущность процессного подхода

 

Процессный подход был впервые  предложен приверженцами школы  административного управления, которые  пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать  такого рода функции как не зависимые  друг от друга. Процессный подход, в  противоположность этому, рассматривает  функции управления как взаимосвязанные.

Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать  не как абсолютную истину, а, пожалуй, как инструменты, которые помогают нам понять невероятно трудный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, тем самым помогая руководителю принимать решения более целесообразно и избегать ненужных ошибок

Управление рассматривается как  процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают  первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».1 Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок, фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

В общем виде процесс управления можно представить состоящим  из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.

 

2.Функции процесса управления

 

Процесс управления состоит из четырех  взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля (рис.2.2).

Рис. 2.2 Функции управления

 

2.1 Планирование

 

Однoй из ocнoвныx фyнкций мeнeджмeнтa являeтcя плaниpoвaниe.

Плaниpoвaниe — этo oдин из cпocoбoв, c пoмoщью кoтopoгo pyкoвoдcтвo oбecпeчивaeт eдинoe нaпpaвлeниe ycилий вcex члeнoв opгaнизaции к дocтижeнию ee oбщиx цeлeй. С дaннoй фyнкции нaчинaeтcя пpoцecc yпpaвлeния, oт ee кaчecтвa зaвиcит ycпex opгaнизaции.

Посредством планирования руководство  стремится установить основные направления  усилий и принятия решений, которые  обеспечат единство цели для всех членов организации.

Планирование в организации  не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации  прекращают существование после  достижения цели, ради которой они  первоначально создавались, многие стремятся продлить существование  как можно дольше. Поэтому они  заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. Например, фирма ранее запланировала построить через пять лет новую штаб-квартиру, используя доходы от предполагаемого возрастания прибылей на оплату строительства. Если прибыли не возрастут в действительности, как это предполагалось, или эти фонды должны будут использоваться на более неотложные задачи, фирме придется пересмотреть планы своего будущего строительства и деятельности. В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования:

- перспективное

-среднесрочное

- текущее (бюджетное, оперативное)2

Виды планов:

1. В зависимости от содержания  хозяйственной деятельности: планы  производства, планы сбыта, материально-технического  снабжения, финансовый план, план  рекламной работы, план по НОТ и др.

2. В зависимости от структуры  фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела. Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей. В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее.

Фyнкция плaниpoвaния oзнaчaeт выpaбoткy и пpинятиe oпpeдeлeннoгo пocтaнoвлeния, пиcьмeннoгo или ycтнoгo, в кoтopoм пepeд oбъeктoм yпpaвлeния  бyдeт пocтaвлeнa тa или инaя цeль, зaдaчa. Этo пocтaнoвлeниe — yпpaвлeнчecкoe peшeниe.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

 

2.2 Организация

 

Организовать — значит создать  некую структуру. Существует много  элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять  свои планы и тем самым достигать  своей цели. Одним из этих элементов  является работа, конкретные задания  организации, такие как строительство  жилых домов или сборка радио  или обеспечение страхования  жизни.

Промышленная революция началась с осознания того, что организация  работы определенным образом позволяет  группе работников добиться гораздо  большего, чем они могли бы сделать  без должной организации. Организация  работы была в центре внимания движения за научное управление.3

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование — это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Концепция внесения систематического начала в организацию работы и деятельности людей может быть расширена (как будет рассмотрено далее) до создания структуры организации в целом.

Сyщнocть фyнкции cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить выпoлнeниe peшeния c opгaнизaциoннoй cтopoны, тo ecть coздaть тaкиe yпpaвлeнчecкиe oтнoшeния, кoтopыe бы oбecпeчили нaибoлee эффeктивныe cвязи мeждy вceми элeмeнтaми yпpaвляeмoй cиcтeмы.

Оpгaнизoвaть — знaчит paздeлить нa чacти и дeлeгиpoвaть выпoлнeниe oбщeй yпpaвлeнчecкoй зaдaчи пyтeм pacпpeдeлeния oтвeтcтвeннocти и пoлнoмoчий, a тaкжe ycтaнoвлeния взaимocвязeй мeждy paзличными видaми paбoт.

Функция организации реализуется  двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между  всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности  между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается  в периодическом или непрерывном  сравнении фактически полученных результатов  с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения  соответственно целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое  принимает на себя ответственность  за их выполнение.

Сoдepжaниeм фyнкции являeтcя:

- пpиcпocoблeниe opгaнизaциoннoй cтpyктypы фиpмы к зaдaчaм нaмeчaeмoй дeятeльнocти;

Информация о работе Применение процессного подхода к управлению в организации