Принцип субсидиарности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Принцип субсидиарности (поддержки), которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающей социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

Файлы: 1 файл

Принцип субсидиарности.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

Принцип субсидиарности (поддержки), которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающей социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

 

Социальное Государство. Краткий словарь-справочник, Москва, 2002 г.

 

Субсидиарности принцип (от лат. subsidiarius – вспомогательный, резервный) – принцип, согласно которому права и интересы индивида, малой группы, первичных общностей имеют приоритет перед правами и интересами общностей более высокого порядка, в том числе государства. В структурном плане С.п. означает перераспределение ответственности снизу вверх, когда на вышестоящие уровни управления передаются только те функции, которые не могут в полной мере выполняться низовыми структурами. С.п. в той или иной мере присутствует в теориях, выдвигающих идеи переноса центра тяжести решения вопросов социальной и политической жизни на первичные общности, становление самоуправления, частную собственность, свободу и ответственность личности. Приверженцы С.п. настаивают на том, что проводимая государством социальная политика должна дополнять, но не подменять собственную инициативу человека. После Второй мировой войны С.п. стал достоянием общественной мысли и практической политики в ФРГ. В рамках принятой здесь концепции «социального рыночного хозяйства», с одной стороны, поощрялась собственная инициатива, а с другой - государство принимало на себя своего рода страховочные обязательства в тех случаях, если инициативные усилия на нижестоящем уровне были невозможны или оказывались недостаточны.

П.с. привлек внимание авторов  «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» (Центр стратегических разработок), которые, исходя из необходимости адаптации социальной политики и социального законодательства России к более жестким бюджетным ограничениям, предложили модель «субсидиарного государства». В данной модели масштабы всеобщих социальных трансфертов предполагалось существенно ограничить, в т.ч. в результате усиления адресности социальных выплат (социальные трансферты направляются в пользу малообеспеченных категорий населения при одновременном их сокращении обеспеченным семьям) и расширения соплатежей населения по ряду услуг здравоохранения и образования. Реализация такого подхода потребовала бы осуществления в ближайшие годы комплекса структурных мер в социальной сфере, наиболее важные из которых: 1. Реформирование системы предоставления социальных льгот, выплат и услуг. 2. Реформирование пенсионного обеспечения. 3. Реформы в области трудовых отношений и занятости населения. 4. Реформирование систем здравоохранения и социального страхования. 5. Жилищно-коммунальная реформа и др.

Реализация предлагаемой модели субсидиарного государства  как современной формы неолиберальной идеологии означала бы отход от конституционного положения о социальном государстве.

 

 

18.02.2010 "Социальное  государство и гражданское общество": статья Генерального директора  ВЭО Москвы, д.э.н., профессора В.  Г. Белова в журнале "Ценности  и cмыслы" 

18.02.2010

 

Девяностые годы были периодом сложного и противоречивого  становления социального государства  в России с большими социальными  издержками. Несмотря на взаимосвязь  и взаимообусловленность экономической  и социальной политики, последняя  осуществлялась по остаточному принципу. Необходимость целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального  государства диктуется востребованностью  со стороны граждан России, выступающих  за проведение сильной и активной социальной политики.

 

Впервые понятие «социальное  государство» ввел в науку в 1850 году немецкий ученый Лоренц фон Штейн, который  отмечал, что социальное государство  «обязано поддерживать равенство в  правах для всех различных общественных классов, для отдельной личности посредством своей власти... развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле и  говорится о социальном государстве». В 1930 году немецким ученым Г. Геллером было предложено понятие «социальное правовое государство» и дана его трактовка. Центральной идеей социального правового государства становится акцентирование на правах гражданина с их социальными гарантиями со стороны государства. Рождение термина «социальное государство» было связано с анализом развития капитализма и классовой борьбы в Германии, попытками определить роль государства в регулировании справедливого распределения доходов между трудом и капиталом, установ-лении равенства и свободы людей, обеспечении социальной солидарности общества, выражающейся в заботе имущих и работающих о неимущих и неработающих и т. д. Германия стала пионером и в практической реализации данной идеи. В 1949 году при образовании ФРГ положение о том, что она является социальным государством, было официально внесено в Конституцию страны. Немцы предпочли путь развития диалога и сотрудничества классов, общественных групп и слоев. Более чем полувековая история Федеральной Республики Германии подтвердила правильность выбора. После ФРГ к этому решению пришли и многие другие страны Запада: Франция — в 1958 году, Швейцария — в 1972 году, Греция — в 1973 году, Швеция — в 1975 году, Испания — в 1978 году. В 90-е годы данный процесс затронул и восточноевропейские постсоциалистические страны, включая Россию.

 

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, «политика  которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ).

 

Несмотря на общность цивилизованного пути с другими  странами, Россия имеет свой исторический путь становления социального государства. Это позволяет говорить о необходимости  разработки российской модели социального  государства. В отличие от Запада, задача формирования социальной государственности  выдвинулась не на прочном фундаменте государства, основанном на праве, а  в обстановке нестабильности, правовой разрегулированности и неуважении к правам человека. Россия провозгласила себя соци-альным государством в период экономической разрухи, обнищания большей части населения.

 

Вопрос о природе  сущности и функциях социального  государства в России не академический, а политический, ответ на который  непосредственно определяет жизнь  всего народа. Хотя в российской социологической и политологической литературе феномен социального  государства еще остается малоизученным, для зарубежной политической социологии данная тема не является новой.

В настоящее время  наступает новый важный этап в  разработке и реализации принципов  социального государства в нашей  стране. В России происходят реформы  практически во всех отраслях социальной сферы — в труде и трудовых отношениях, в политике доходов, занятости, в социальном страховании и т.д.

 

При этом необходимы ответы на важнейшие вопросы:

как реализуются сегодня  гарантированные Конституцией социальные права граждан Российской Федерации;

к каким конкретным целям  нужно двигаться России, чтобы  стать социальным государством;

каковы механизмы  реализации социального государства, включая оценки поэтапного изменения  качества жизни граждан России, уровня социального развития современного рос-с и некого общества.

 

По вопросу дальнейшего  развития российской государственности  существуют различные взгляды. При  известной степени обобщения  эти взгляды можно сгруппировать  в два основных подхода:

первый определяется стремлением направить Россию по тому пути, который уже прошли многие социальные государства, обеспечив  своим гражданам достойный уровень  жизни. Сторонники этого подхода  исходили из того, что социальное го-сударство может формироваться и функционировать только в условиях рыночной экономики. Государство, заинтересованное в благополучии своих граждан, должно проявлять постоянную заботу о развитии и эффективном функционировании рыночных механизмов, поскольку именно они являются залогом эффективности всей экономической системы, а следовательно, и источником социальных благ;

второй подход исходил  из необходимости учитывать в  первую очередь особенности постсоциалистической экономики и общественного сознания, воспитанного на таких постулатах, как социальное равенство, социальная справедливость, народовластие, коллективизм. Поэтому главная цель социального  государства состоит в том, чтобы, не деформируя прочно укоренившиеся  в обществе идеи равенства и справедливости, обеспечить социальные гарантии каждому  человеку. Механизмом, который позволит успешно осуществить эту цель, является перераспределительная функция государства.

 

По сути, к осуществлению  этой функции и сводится роль социального  государства.

 

Сегодня формирование социальной государственности происходит в  экстремальных условиях резкого  падения производства, политической нестабильности, правового нигилизма, выражающегося в девальвировании права, игнорировании законов, недооценке их регулирующей, социальной роли. В России формирование социально-правового государства идет по сравнению с Западом весьма специфично, а именно — от абсолютизации социальных прав и ущемления гражданских к попытке обеспечения одновременно и первого,: и второго поколения прав.

 

Социальная функция  является одной из важнейших функций  любого государства. Именно от степени  и эффективности ее реализации зависит  возможность признания конкретного  государства социальным.

 

Свое непосредственное выражение социальная функция находит  в том, что государство как  система институтов, реализующих  публичную власть, должно таким образом  управлять общественными процессами и организовывать их, чтобы обеспечить максимально возможное удовлетворение потребностей каждого члена общества средством предоставления прав, разработки механизмов их реализации и гарантирования, а также защиты.

 

Идея социального  государства с ее ориентацией  на развитие человека, создание ему  достойных условий жизни основана на принципax Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в которой подчеркивается, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и каждый человек должен обладать всеми правами и всеми бодами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия. Экономические, социальные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на образование и на участие в культурной жизни и т.д., отмеченные в ст. 6 Декларации, кладутся в основу системы прав и гарантий, провозглашаемых социальным государством.

 

Термин «социальное  государство» подчеркивает именно то обстоятельство, что государство  призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку  социально незащищенных групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство  — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении прочетов труда.

 

Социализация государства  — это процесс поиска механизмов согласования интересов большинства его членов, гармонизации свободной конкуренции на рынке и социального равновесия в обществе, прав личности и гражданской ответственности. Баланс достигается через многогранную деятельность современного социального государства. В ее основе — перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости, охрана прав работника на предприятии, социальное страхование, социальный надзор и попечительство, поддержка семьи, материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры, экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе.

 

Государство, объявившее себя социальным, призвано обеспечить высокий прожиточный минимум, социальное равенство, гарантированное социальное обеспечение и социальную защиту, постоянное повышение уровня благосостояния, т.е. выполнять масштабные по своему объему и значимости социальные цели.

 

Социальному государству  должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Оно должно заботиться обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, патриотизма и милосердия.

 

Социальное государство  — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях благополучия личности и  благоденствия общества, обеспечения  социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная спра-ведливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как солидарная ответственность поколений и сословий -богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин (тендерное равенство).

 

Основная цель социального  государства — максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и  духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Информация о работе Принцип субсидиарности