Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:51, реферат
Принцип субсидиарности (поддержки), которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающей социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.
Принцип субсидиарности (поддержки), которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающей социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.
Социальное Государство. Краткий словарь-справочник, Москва, 2002 г.
Субсидиарности принцип (от лат. subsidiarius – вспомогательный, резервный) – принцип, согласно которому права и интересы индивида, малой группы, первичных общностей имеют приоритет перед правами и интересами общностей более высокого порядка, в том числе государства. В структурном плане С.п. означает перераспределение ответственности снизу вверх, когда на вышестоящие уровни управления передаются только те функции, которые не могут в полной мере выполняться низовыми структурами. С.п. в той или иной мере присутствует в теориях, выдвигающих идеи переноса центра тяжести решения вопросов социальной и политической жизни на первичные общности, становление самоуправления, частную собственность, свободу и ответственность личности. Приверженцы С.п. настаивают на том, что проводимая государством социальная политика должна дополнять, но не подменять собственную инициативу человека. После Второй мировой войны С.п. стал достоянием общественной мысли и практической политики в ФРГ. В рамках принятой здесь концепции «социального рыночного хозяйства», с одной стороны, поощрялась собственная инициатива, а с другой - государство принимало на себя своего рода страховочные обязательства в тех случаях, если инициативные усилия на нижестоящем уровне были невозможны или оказывались недостаточны.
П.с. привлек внимание авторов «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» (Центр стратегических разработок), которые, исходя из необходимости адаптации социальной политики и социального законодательства России к более жестким бюджетным ограничениям, предложили модель «субсидиарного государства». В данной модели масштабы всеобщих социальных трансфертов предполагалось существенно ограничить, в т.ч. в результате усиления адресности социальных выплат (социальные трансферты направляются в пользу малообеспеченных категорий населения при одновременном их сокращении обеспеченным семьям) и расширения соплатежей населения по ряду услуг здравоохранения и образования. Реализация такого подхода потребовала бы осуществления в ближайшие годы комплекса структурных мер в социальной сфере, наиболее важные из которых: 1. Реформирование системы предоставления социальных льгот, выплат и услуг. 2. Реформирование пенсионного обеспечения. 3. Реформы в области трудовых отношений и занятости населения. 4. Реформирование систем здравоохранения и социального страхования. 5. Жилищно-коммунальная реформа и др.
Реализация предлагаемой
модели субсидиарного государства
как современной формы
18.02.2010 "Социальное
государство и гражданское
18.02.2010
Девяностые годы были
периодом сложного и противоречивого
становления социального
Впервые понятие «социальное государство» ввел в науку в 1850 году немецкий ученый Лоренц фон Штейн, который отмечал, что социальное государство «обязано поддерживать равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной личности посредством своей власти... развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле и говорится о социальном государстве». В 1930 году немецким ученым Г. Геллером было предложено понятие «социальное правовое государство» и дана его трактовка. Центральной идеей социального правового государства становится акцентирование на правах гражданина с их социальными гарантиями со стороны государства. Рождение термина «социальное государство» было связано с анализом развития капитализма и классовой борьбы в Германии, попытками определить роль государства в регулировании справедливого распределения доходов между трудом и капиталом, установ-лении равенства и свободы людей, обеспечении социальной солидарности общества, выражающейся в заботе имущих и работающих о неимущих и неработающих и т. д. Германия стала пионером и в практической реализации данной идеи. В 1949 году при образовании ФРГ положение о том, что она является социальным государством, было официально внесено в Конституцию страны. Немцы предпочли путь развития диалога и сотрудничества классов, общественных групп и слоев. Более чем полувековая история Федеральной Республики Германии подтвердила правильность выбора. После ФРГ к этому решению пришли и многие другие страны Запада: Франция — в 1958 году, Швейцария — в 1972 году, Греция — в 1973 году, Швеция — в 1975 году, Испания — в 1978 году. В 90-е годы данный процесс затронул и восточноевропейские постсоциалистические страны, включая Россию.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ).
Несмотря на общность
цивилизованного пути с другими
странами, Россия имеет свой исторический
путь становления социального
Вопрос о природе
сущности и функциях социального
государства в России не академический,
а политический, ответ на который
непосредственно определяет жизнь
всего народа. Хотя в российской
социологической и
В настоящее время
наступает новый важный этап в
разработке и реализации принципов
социального государства в
При этом необходимы ответы на важнейшие вопросы:
как реализуются сегодня гарантированные Конституцией социальные права граждан Российской Федерации;
к каким конкретным целям нужно двигаться России, чтобы стать социальным государством;
каковы механизмы реализации социального государства, включая оценки поэтапного изменения качества жизни граждан России, уровня социального развития современного рос-с и некого общества.
По вопросу дальнейшего
развития российской государственности
существуют различные взгляды. При
известной степени обобщения
эти взгляды можно
первый определяется
стремлением направить Россию по
тому пути, который уже прошли многие
социальные государства, обеспечив
своим гражданам достойный
второй подход исходил
из необходимости учитывать в
первую очередь особенности
По сути, к осуществлению этой функции и сводится роль социального государства.
Сегодня формирование социальной
государственности происходит в
экстремальных условиях резкого
падения производства, политической
нестабильности, правового нигилизма,
выражающегося в
Социальная функция
является одной из важнейших функций
любого государства. Именно от степени
и эффективности ее реализации зависит
возможность признания
Свое непосредственное
выражение социальная функция находит
в том, что государство как
система институтов, реализующих
публичную власть, должно таким образом
управлять общественными
Идея социального
государства с ее ориентацией
на развитие человека, создание ему
достойных условий жизни
Термин «социальное
государство» подчеркивает именно то
обстоятельство, что государство
призвано осуществлять политику, направленную
на обеспечение определенного
Социализация государства — это процесс поиска механизмов согласования интересов большинства его членов, гармонизации свободной конкуренции на рынке и социального равновесия в обществе, прав личности и гражданской ответственности. Баланс достигается через многогранную деятельность современного социального государства. В ее основе — перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости, охрана прав работника на предприятии, социальное страхование, социальный надзор и попечительство, поддержка семьи, материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры, экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе.
Государство, объявившее себя социальным, призвано обеспечить высокий прожиточный минимум, социальное равенство, гарантированное социальное обеспечение и социальную защиту, постоянное повышение уровня благосостояния, т.е. выполнять масштабные по своему объему и значимости социальные цели.
Социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Оно должно заботиться обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, патриотизма и милосердия.
Социальное государство
— наиболее целесообразный способ
соединения начал свободы и власти
в целях благополучия личности и
благоденствия общества, обеспечения
социальной справедливости и солидарности
в распределении продуктов
Основная цель социального государства — максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.