Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:51, реферат
Принцип субсидиарности (поддержки), которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающей социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.
С принятием общественностью страны социальной модели государственности России никто открыто не выступал против этой модели. Это было бы неосторожно, политически невыгодно. Потому что атаковать в лоб данную модель означает открытую атаку на кон-ституцию страны. Одновременно была попытка заменить модель социального государства так называемой субсидиарной концепцией.
Как известно, термин «субсидиарное» происходит от понятия «субсидия», означающий ограниченную адресную помощь, поддержку. В общественной жизни известен субсидиарный метод решения социальных задач. Например, в ряде случаев государство дает субсидии некоторым категориям граждан для приобретения жилья, практикуются также субсидии для наиболее бедных при оплате жилищно-коммунальных услуг и т.д. Однако в данном случае предпринята попытка расширить и перенести этот механизм на общие принципы государственного строительства. Идея такова: адресно помогать только самым слабым, самым незащищенным: старикам, несовершеннолетним сиротам, инвалидам — в общем тем, кто ни при сих обстоятельствах не способен дотянуть сам хотя бы до минимальных жизненных стандартов. Остальные должны только зарабатывать и обеспечивать себя самостоятельно, государство о них заботиться обязано. Сторонники данной концепции считают, что социальное государство порождает патернализм, иждивенчество, когда люди будут стараться не работать, а сесть на шею государству и обществу.
Возможно, в благополучных западных странах такая точка зрения может иметь определенные основания, но не в сегодняшней России. У нас миллионы людей хотят, но не имеют возможности работать, потому что элементарно не хватает рабочих мест. В таких условиях государству бросать своих граждан на произвол судьбы и делать вид, что оно здесь совершенно ни при чем, просто безнравственно. Идея субсидиарного государства была своеобразным «пробным шаром», чтобы прозондировать на этот счет мнение общества. Общество в лице многих представителей научных кругов, политических партий и движений, профсоюзных объединений отреагировало крайне негативно. Оно резко восстало, напомнив авторам концепции, что российскую Конституцию еще никто не отменял.
Модель социального государства, таким образом, получила право гражданства в России.
Российской Федерации
предстоит стать социально-
Системная реализация этой провозглашенной нормы, к сожалению, только начата. Построение правового государства в России тормозит отсутствие устойчивых демократических и правовых традиций, правовой нигилизм, неуважение к закону. Слова А.И.Герцена о том, что всякий русский, какого бы звания он ни был, охотно идет на нарушение закона, если он твердо уверен, что за это ему ничего не будет, актуальны и сегодня. В российском обществе часто сетуют на отсутствие хороших законов, механизма их реализации. Проблемы в праве заполнить можно, но значительно труднее жить по закону, соизмерять с ним свою линию поведения. Причем это касается как самого государства в лице чиновников, так и рядовых членов общества.
Современное российское
государство — переходное. Становление
социально-правового
Сегодняшняя Россия с очевидностью демонстрирует отсутствие даже тех непременных атрибутов, которые составляют базовые принципы любого социального государства.
В стране образовалось два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, отличающихся ценами и набором потребительских благ. Представители «двух России», по существу не пересекаясь в повседневной жизни, плохо по-нимают друг друга. По мере углубления экономической пропасти между бедными и богатыми последние стараются все больше обособиться, отделиться и отгородиться высоким забором. Сегодня эти два слоя формируются с детства на базе альтернативных форм об-разования. Это тем опаснее, что в «страну» богатых и очень богатых (включая олигархов и всякого рода магнатов), а также высокообеспеченных фактически входит российская политическая элита, которая не знает и не хочет знать, как существует большинство населе-ния, как живет «страна бедняков», субсидиарноедоходы и потребление которых не достигают даже прожиточного минимума, сформированного на биологическом уровне. Различия в уровне жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз.
Отсутствие среднего класса и две «уходящие» друг от друга России в совокупности составляют серьезный источник напряженности, вызывающий постоянную нестабильность и, как следствие, угрозу социальной безопасности. Пока в России не сформируется средний класс, не будет и крепкого фундамента для рыночных преобразований, упрочения эффективного рынка и соответствующих ему социальных структур.
Решить эту исключительно
важную, но в то же время крайне сложную
задачу возможно только за счет формирования
и развития гражданского общества,
которое в сегодняшней России
носит зачаточный характер. Связано
это в первую очередь с инфантильностью
гражданского сознания большинства
населения, неразвитостью общественно-
В соответствии с подготовленным
в 2007 году Общественной палаты РФ докладом
«О состоянии гражданского общества
в Российской Федерации» гражданское
общество «в широком смысле представляет
собой совокупность общественных институтов,
непосредственно включенных в структуры
государства и позволяющих
Согласно этим концепциям,
общество приходит на смену естественному
состоянию, независимо от того, как
понимается последнее: как утраченный
рай и «золотой век» (Руссо) или
как «война против всех» (Гоббс). Переход
к гражданскому состоянию сопровождается
заключением общественного
В концепциях философов
эпохи Просвещения
В 2007 году в Кремле прошла встреча Президента РФ В. В. Путина с членами Совета по содействию институтов гражданского общества и правам человека, в рамках которой выступали с докладом о результатах исследования состояния гражданского общества профессор МГУ А.А. Аузан и ректор Высшей школы экономики профессор Я.И. Кузьминов.
Говоря о структуре
гражданского общества, Я.И. Кузьминов
заявил, что она включает «различные
объединения от бизнес-клубов, ассоциаций,
общественных организаций до клубов
по интересам и потребительских
коопераций...». Кроме того, есть две
обособленные группы, которые не всегда
выступают как элемент
Из 360 тыс. зарегистрированных НКО и общественных объединений, по данным мониторинга, реально работают около 70 тыс. В некоммерческом секторе трудятся 1,5 млн человек, к его деятельности привлекаются 200 тыс. экспертов и 8 млн. волонтеров. Бюджет НКО, без учета волонтерских вкладов, по данным Общественной палаты, составляет 25 млрд. рублей.
По данным доклада
Общественной палаты РФ «О состоянии
гражданского общества в Российской
Федерации за 2007 год», в расчете
на 1000 жителей в нашей стране приходится
2,5 зарегистрированных НКО. В сравнении
с другими
По мнению одного из авторов доклада А.А. Аузана, уже можно говорить о том, что некоммерческий сектор приобрел относительную устойчивость. По данным, собранным в ходе специальных обследований, основу сектора составляют организации, существующие уже достаточно длительное время: 56% активно работающих организаций — более 10 лет, а 77% — более 5 лет.
Наиболее распространенная
форма негосударственных
Определенное представление
о жизнеспособности организаций
дал проведенный при подготовке
доклада опрос муниципальных
служащих (заместителей глав администраций
и сотрудников, отвечающих за работу
с общественностью) в 53 городах. По данным
опроса в четырех из каждых пяти
городов респонденты знают
Как бы то ни было, зарегистрированные организации — лишь часть структур гражданского общества. Около 70% опрошенных муниципальных служащих знают о существующих в их городах объединениях граждан, которые официально не зарегистрированы, но фактически работают.
По словам Я.И. Кузьминова, среди 90 млн трудоспособного населения активность проявляют 2–3 млн человек, участвующих в политике и властных структурах; 10–15 млн человек, участвующих в деятельности НКО, и 5—10 млн человек, являющихся предпринимателями, менеджерами и собственниками. Потенциал гражданской активности, по данным палаты, составляет 15—25%.
Однако, несмотря на определенную
активность некоторых НКО, треть
населения России ничего не знает
об их деятельности, а треть может
назвать только местные профсоюзы
или сообщества. При этом правозащитные
организации, международные
Ключевой проблемой развития гражданского общества, по мнению Кузьминова, является дефицит доверия — главного препятствия к совместным действиям россиян. В тяжелых жизненных ситуациях лишь 4% граждан вспомнят об НКО, многие обратились бы за помощью к тем, кто сам побывал в подобных ситуациях. Готовность помогать друг другу проявляют 25%, а объединяться для решения общих проблем — 18% респондентов.
А.А. Аузан считает, что «мы находимся на минимуме взаимного доверия, но крайнюю точку спада мы все же прошли». Как будут развиваться дальнейшие отношения, зависит, по его мнению, от двух главных факторов: законодательства, которое в последнее время ухудшается, и сотрудничества в секторе НКО. Улучшение отношений между гражданским обществом и властью зависит от «равенства отношений в позитиве», — подчеркнул А. Аузан.
По оценке специалистов, объем финансирования структур гражданского общества в настоящее время не превышает 1% ВВП. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» профессор ГУ-ВШЭ Л. Якобсон: «Статистика всего, что относится к гражданскому обществу находится в безобразном состоянии. Это один из признаков невнимания к гражданскому обществу. Мы очень плохо знаем, что в нем происходит. Поэтому многие вещи пришлось экспертно оценивать, анализировать, через опросы, досчитывать. Поэтому 1% — это приблизительная оценка. Это, с одной стороны, финансирование структур гражданского общества — подлинно некоммерческих организаций, потому что есть еще квазинекоммерческие (и их отделять). И того, что делают добровольцы. Это не всегда находит денежное выражение, но это реальный вклад в благосостояние граждан. Это услуги, которые им оказаны бесплатно, но оценить их надо в денежной форме. Вот вместе — это 1% ВВП».
В 1997 году доля некоммерческого сектора в России составляла 2% ВВП, в 2007 году она сократилась в два раза. Для сравнения: в 2003 году в США объем гражданского общества составил 7,5% , в Нидерландах — 15,7% ВВП.
При этом, после принятия закона о некоммерческих объединениях, ситуация с гражданскими институтами ухудшилась. Закон не предусмотрел те отрицательные эффекты, которые возникли в связи с его принятием.
Резко сократилось количество регистрируемых некоммерческих объединений, потому что, с одной стороны, увеличилась сумма, необходимая для регистрации НКО, с другой — увеличились требования по отчетности НКО. 67% из опрашиваемых в рамках исследования НКО ответили, что они начинают «содержательных» людей отвлекать для ведения отчетности, а 34% сказали, что из-за проблем с объемом отчетности им приходится отказываться от проектов.
В упомянутом докладе
Общественной палаты РФ дано определение
современного зрелого гражданского
общества: это общество свободной
самоорганизации. Профессиональные, культурные
и иные сообщества, из которых оно
состоит, открыты для тех, кто
осознанно стремится к