Принцип субсидиарности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Принцип субсидиарности (поддержки), которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающей социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

Файлы: 1 файл

Принцип субсидиарности.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

 

Жизнеспособное гражданское  общество везде вырастало «снизу вверх», или, как часто говорят  о нем, «от корней травы». Пирамида самоорганизации устойчива, когда  ее основание образуют множество  локальных объединений, возникающих  для решения конкретных, частных, проблем. Опрос населения показал, что почти 80% населения в той  или иной степени ощущают ответственность  за происходящее у них во дворе  или микрорайоне (40% ощущают ее «в полной или значительной мере»); в  отношении происходящего на работе соответствующие цифры составляют 66 и 45%; а происходящего в городе, районе — 52 и 15%. Ответственность за происходящее в стране ощущают 33% («в полной или значительной мере» — 10%), что в конечном счете не так уж мало.

 

В то же время чувствуют  себя способными в полной либо значительной степени влиять на происходящее во дворе — менее 32% опрошенных, на работе — 36%, в городе, районе — 8,4%, а в  стране — 3,4%. Чувство ответственности  за происходящее, как на локальном  уровне, так и в стране в целом, несколько более характерно для  людей старших возрастов и  жителей небольших городов и  сел.

 

Вместе с тем в  восприятии способности реально  влиять на складывающееся положение межгрупповые различия практически неощутимы.

 

Из приведенных данных следует, что работа по формированию и развитию гражданского общества в  России является на сегодняшний день важнейшей стратегической задачей. Очевидна настоятельная необходимость  адекватно информировать людей  о реалиях российского гражданского общества, вытесняя предубеждения и  мифы. Нужно действительно помогать общественным объединениям и всем некоммерческим организациям работать со средствами информации, обучать их активистов навыкам продвижения объективной  информации о не сенасационных, но зато по-настоящему общественно полезных инициативах и акциях, организовывать и активно вести просветительскую работу среди широких слоев населения.

 

Россия пока находится  в начале долгого пути построения зрелого гражданского общества, но в случае серьезного одхода к решению поставленных проблем всех без исключения граждан страны можно будет с оптимизмом смотреть в будущее.

 

Вадим Белов

Генеральный директор Вольного экономического общества Москвы,

член Президиума Общественного  совета города Москвы, д.э.н., профессор

 

Журнал «Ценности  и смыслы» № 3, 2009 г.


 

Социальная политика государства в реформируемом  обществе

Реалии переходной российской экономики таковы, что в период кризисов приоритеты экономической  политики распределяются в пользу макроэкономических и финансовых аспектов развития. Однако это не означает, что в угоду  сиюминутным экономическим потребностям можно пожертвовать социальными  приоритетами общественного развития. Платой за наивные убеждения, что  “рыночные силы” автоматически  создадут “общество изобилия”, стал глубокий кризис человеческих ресурсов в сегодняшней России. В результате мы имеем капитализм с архаичным  укладом экономики, оскорбительную незащищенность личности перед лицом  преступности, удручающую бедность, катастрофическое падение интеллектуального уровня, физического и психологического здоровья нации, разлагающее влияние  всего этого на социальный климат общества и, как следствие, значительное увеличение стоимости человеческого  развития. 
Власть должна понимать, что целостность социально-культурной и национальной политики должна быть реализована не в будущем, а сегодня, — в ситуации общего экономического кризиса. Это потребует концентрации средств для решения стратегических проблем социально-культурной сферы, от которых зависят в первую очередь здоровье и социальная защищенность населения, сохранение и развитие духовного потенциала России. Государство обязано также исходить из нужд развития социально-культурной сферы при разработке налоговой политики, поддерживать местное самоуправление. Именно этот уровень несет ответственность за социальную защищенность населения и оздоровление жизненной среды и, в конечном счете, за нормализацию общественного климата. 
Социальная и экономическая политика государства взаимозависимы. На наш взгляд, “социальный климат общества” — интегральное, собирательное понятие. Оно вбирает в себя такие дефиниции, как “моральный”, “психологический”, “производственный”, “политический” и т.д. климат, и служит для отражения состояния и тенденций развития всех форм и видов общественного бытия и общественных отношений: политических, экономических, организационно-управленческих, нравственных, правовых, эстетических, социокультурных, социально-психологических и др. 
Процесс становления социального климата невозможен без механизма реализации, который функционирует через социальную политику государства. Мы получили в наследство неэффективную социальную политику, которая строилась на преобладании участия государства над всеми сторонами жизни человека и его семьи. 
Такая модель в течение 90-х годов показала полную неэффективность, потому что она не создавала у человека ни стимулов к производительному, эффективному труду, ни стимулов к социальной активности. Поэтому сейчас необходимо пересмотреть ту степень ответственности за уровень жизни, за благосостояние, которая ложится на разных партнеров в социальной жизни общества.  
Какие же это партнеры? Прежде всего, конечно, государство, которое играло преобладающую роль. Мы ведем сейчас достаточно последовательный курс на передачу полномочий по формированию социальной политики на уровень регионов. Не менее важно укрепить муниципальную власть, потому что только на этом уровне социальная политика, социальная помощь могут реализовываться наиболее эффективно. Кроме того, предприятия, которые несли очень большую социальную нагрузку в 80-х и начале 90-х годов, должны значительную часть этой нагрузки передать муниципальному уровню и сосредоточиться на выполнении основной производственной функции. 
Есть такой объект социальной политики, как некоммерческие общественные организации, которые работают в этой сфере. Здесь тоже должна проводиться линия на то, чтобы значительную часть социальных функций они взяли на себя, а государство им эти функции передало через систему федерального или муниципального социального заказа. 
Важнейшая часть стратегии — это укрепление позиций человека и его семьи. Первое — это реформа заработной платы. Сейчас, с нашей точки зрения, средняя заработная плата в Российской Федерации достаточно низкая, около 100 долларов в месяц. В ближайшие годы, при условии успешного экономического развития, заработная плата должна быть увеличена. Здесь очень важную роль должна сыграть налоговая реформа. Нельзя повышать заработную плату административным прямым путем, кроме бюджетной сферы. 
Строго говоря, разброс мнений по поводу сегодняшнего состояния и перспектив социально-экономического развития России широк — от бравурно-оптимистических до мрачно-апокалиптических. Так, на открытии Всемирного экономического форума в Москве в октябре 2001 года было отмечено, что Россия за последние десять лет совершила переход от плановой экономики к развивающейся и сейчас начинает долгий путь к состоянию развитой державы. По итогам 2000—2001 годов Россия вошла в число двадцати лучших стран мира по темпам роста. Нынешнее состояние российской экономики характеризуется как стабильно растущее.  
Мнение же известного экономиста, академика РАН, директора Института Европы Н.Шмелева диаметрально противоположно. Он убежден, что за десять лет в России разрушены все системы — пенсионная, социального обеспечения, здравоохранения, образования и т.д. Сложилось невиданное в цивилизованном мире расслоение по доходам. В Европе разрыв между доходами 10 процентов бедных и богатых (т.н. децильный показатель) — один к пяти. В России же — один к шестидесяти! 
В качестве выхода из тупиковой ситуации Шмелев предлагает приостановить все социальные реформы вследствие неготовности населения к ним, а главным вопросом считает возврат народу утраченного доверия к власти, к государству, ибо апатия, недоверие, асоциальность подрывают успехи в экономике, политике, социальном настроении россиян (см. “Литературная газета”, 2001, № 42, с.2.). 
Истина, наверное, находится посередине между двух крайних точек зрения. По заключению исследовательского центра РОМИР (Российское общественное мнение и изучение рынка), который регулярно проводит исследования в рамках международного проекта “Жизненные ценности”, базовая система ценностей россиян осталась во многом традиционной. По степени ранжированности они следующие: семья, работа, друзья, свободное время, религия. Современное российское общество постепенно выходит из состояния социального шока, в котором оно пребывало все десятилетие переходного процесса. Можно, таким образом, говорить о стабилизации общественного сознания и оформлении новой системы ценностей, значительное место в которой занимают не только социалистически уравнительные, но и либерально-демократические предпочтения (см. “Известия”, 2001, 25 сентября). Иначе говоря, преобладающие тенденции в развитии общественных отношений на всех уровнях структурной организации российского общества начала нового тысячелетия составляют фрагменты его социального климата. 
Решение любых социальных вопросов имеет в своей основе реальный сектор производства. И с этой точки зрения “Проблема 2003 года” — “пика физического и морального устаревания основных фондов всей российской экономики” — не “страшилки” досужих политиков. Энергетический кризис — это лишь предвестие вступления страны в стадию жестких тотальных ресурсных ограничений. Сегодня потребность реального сектора в средствах на замену оборудования, исчерпавшего не только моральные, но во многом и физические сроки эксплуатации, многократно превышает внешний долг страны. 
Истощенные более чем за 10 лет инвестиционной паузы резервы требуют возмещения. На этом общем фоне энергетиками было принято решение о повышении тарифов. Хотя реальная необходимость этого далеко не очевидна, тем не менее начиная с мая прошлого года тарифы на электроэнергию повышались трижды. При этом принципиальных изменений в экономическом положении отрасли не произошло. Но руководители РАО “ЕЭС России” считают, что тарифы выросли недостаточно, и сегодня требуют не только нового их повышения, но уже и права на “свободное” ценообразование для части объемов электроэнергии. И это несмотря на то, что маятник экономического благополучия пошел резко вниз. 
В дополнение к росту тарифов на энергию фактически началась реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве, сроки осуществления которой, как выяснилось, оказались нереальны. Идеолог “реформ” Герман Греф был вынужден признать, что повысить долю коммунальных услуг, оплачиваемых населением, вряд ли удастся. Причина все та же. Хотя население уже стало платить за жилье и отопление гораздо больше, но из-за роста цен за энергию затраты в этой энергоемкой сфере тоже стремительно повышаются. Кстати, с октября 2001 г. башкортостанцы стали платить больше за комуслуги. И конца этому процессу не видно... 
В стране нарастает гигантский ком проблем, связанный с фактическим отсутствием у правительства сколько-нибудь ясной политики в области цен и доходов. Если оно не начнет всерьез наводить порядок в хозяйственном законодательстве и не вернет себе право реально решать проблемы в данной стратегической сфере, этот ком сомнет его, порождая еще больший хаос и социальную сумятицу в и без того погрязшей в неразберихе стране. 
Проблема становления оптимального социального климата в российском обществе обрела международное звучание и значение. После чудовищных террористических актов 11 сентября 2001 года стало ясно, что в новом тысячелетии все мы обречены жить в обществе нестабильности, риска и страха. Такое общество —порождение нашего неспокойного времени, следствие глобализации, эрозии правил поведения и распада старых систем государственного управления и международных связей. 
Именно страх лишает общество устойчивости и уверенности, бросает вызов традициям, сложившимся формам человеческого общежития, всему укладу жизни на планете, предъявляет новые требования к людям. На первое место выдвигаются способности предвосхищать опасности, умение стойко переносить их... 
На территории России нестабильность, увы, господствует уже давно. Именно поэтому островки спокойного, мудрого отношения к жизни, искусства жить бок о бок с другими людьми оказываются настоящей редкостью. 
Побывавший летом 2001 года в Башкортостане Президент России В.В.Путин отметил, что республика может служить образцом спокойствия, многонационального согласия и веры в свои силы. Здесь единой семьей живут представители нескольких десятков народов, накоплен позитивный опыт налаживания братских межэтнических отношений.


Информация о работе Принцип субсидиарности