Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:17, творческая работа
Управление в своей основной части не является случайной деятельностью случайных личностей, а носит достаточно необходимый характер и потому регулируется своими специфическими законами. Структура управления как модель социальной деятельности обусловливается структурой этой деятельности и в силу этого делится на определенные виды. Что такое законы и принципы социального управления? Чем они отличаются от законов и принципов социальной деятельности? Ответы на эти вопросы будут даны в данной работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИИ, СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАКОНОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА 10
2.1. Законы информационно-аналитического управления 10
2.2. Законы организационно-административного управления 16
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Творческая работа
По дисциплине Социология и психология
ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ – ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ
Выполнила студентка:
Григорьян К.Р.
Проверил:
Ермаков М.Е.
Москва – 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
Управление в своей основной части не является случайной деятельностью случайных личностей, а носит достаточно необходимый характер и потому регулируется своими специфическими законами. Структура управления как модель социальной деятельности обусловливается структурой этой деятельности и в силу этого делится на определенные виды. Что такое законы и принципы социального управления? Чем они отличаются от законов и принципов социальной деятельности? Ответы на эти вопросы будут даны в данной работе.
В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие:
Между входным воздействием и выходным результатом имеется зависимость, кот может иметь различный вид: табличный, графический, формульный, словесный.
Зависимости могут быть объективными (формируются независимо от воли и сознания людей) и субъективными (формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны); кратковременными (например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования от имеющегося времени) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника от его производительности); моральными (связаны с соблюдением в обществе норм повеления человека, идеалов добра и зла) и аморальными (связаны с обычаями и традициями, так или иначе нарушающих права человека. Эти зависимости проявляются в незаконных общественных формированиях или в организациях, находящихся в неестественных условиях существования).
Таким образом, все решения
и поступки человека так или иначе
подчиняются некоторым
Закон – это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах; является общепринятой нормой для большой группы людей или организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых (законы организации).
Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия заключается в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.
Принципы социального управления — это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процессе своей жизнедеятельности. В них выражены необходимые основания деятельности органов управления. Если законы социального управления фиксируют существенные и повторяющиеся нормы профессиональной управленческой деятельности, то принципы социального управления устанавливают лишь основные правила этой деятельности.
В литературе понятие «закон» обычно используется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективными называют законы природы и общества всего реального мира, действующие независимо от воли и сознания людей. А субъективными — государственные (правовые) законы, которые обычно вводятся и действуют по воле государственных органов, различных социальных общностей, государства в целом. Нередко объективный закон характеризуется как существенная, устойчивая, повторяющаяся, внутренне присущая явлениям связь и взаимная обусловленность. Однако понятие «связь», рассматриваемое обычно как синоним понятий «отношение» и «взаимодействие», не дает возможности найти верный подход к сущностному определению закона, поскольку все эти понятия не характеризуют целенаправленную деятельность. Всякий социальный закон раскрывается как форма управления деятельностью людей, их необходимыми и повторяющимися управленческими программами. Конечно, это не любая форма управления. Социальный закон есть существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью[9, с. 35] .
Вне и независимо от деятельности людей существование социальных законов невозможно. Причем в состав социальной деятельности обязательно входит сознание. Отсюда возникает вопрос: все ли социальные законы имеют объективный характер? Если не все, то какие из чих могут быть отнесены к числу объективных?
Объективными называют прежде всего законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей. Основное свойство социальных субъектов заключается в их системообразующей функции, т.е. способности создавать в процессе взаимодействия особые социальные системы (например, врачи создают систему здравоохранения, учителя — систему образования и т.д.). В качестве своеобразной основы, особого фундамента этих систем выступают социальные объекты. Законы деятельности социальных объектов независимы от воли и сознания не данных объектов — больных, учеников, подчиненных и др. Они независимы от воли и сознания противоположных им общностей — социальных субъектов, Т.е. врачей, учителей, руководителей.
Объективный характер социальных законов в конечном счете связан как с тем, что они действуют независимо от воли и сознания людей — социальных субъектов, так и с тем, что они свойственны объекту, являются законами его формирования и развития. Тот же факт, что объект включает в свой состав сознание, не имеет здесь ровно никакого значения. Более того, в обществе имеют место и специфические духовные объекты — ученики, руководимые и др., в составе которых деятельность сознания играет определяющую роль. Нужно подчеркнуть, что законы функционирования и этих объектов также имеют объективный характер. Именно объекты очерчивают границу, которая и обусловливает объективность тех или иных законов.
Свойство объективности каких-либо законов устанавливается только в отношении вполне определенных субъектов. В обществе нет законов, которые бы во всех случаях имели объективный характер. Законы поведения больных или учеников объективны лишь в том случае, если эти социальные общности выступают объектами деятельности соответствующих субъектов. Если же субъектом выступает в целом все общество во взаимодействии с природой, то объективный характер имеют законы природы. Если брать процесс познания, то здесь объективный характер имеют законы развития, во-первых, природы, а во-вторых, всех тех социальных общностей, которые познаются данным субъектом. Поэтому все социальные субъекты для того, чтобы действовать успешно, должны изучать законы функционирования своих объектов и учитывать их в своей деятельности (например, поведение больных изучает медицина, поведение учеников — педагогика и т.д.).
Далее, в литературе объективными называют законы и потому, что люди, не могут их ни устанавливать, ни создавать, ни уничтожать, ни преобразовывать. Разумеется, нельзя смешивать возможность преобразования общественной жизни с преобразованием ее законов. Люди в практической деятельности преобразовывают, изменяют свои общественные отношения. Но эта преобразующая деятельность человека возможна лишь на основе тех или иных объективных законов общественного развития.
Некоторые представители социологии не признают объективного характера общественных законов [10, с. 223-225]. В качестве доказательства приводится такой довод: поскольку в общественной жизни все делается людьми, являющимися сознательными существами, то как же возможны в истории объективные законы, не зависящие от воли и сознания людей?
При таком подходе отождествляется всякая деятельность людей с, деятельностью сознательной (плановой). Между тем люди сами делают свою историю, но это совсем не означает, будто вся их деятельность в истории является осознанной, определяется сознанием (планом). Исторический опыт показывает, что многие законы общественного развития действовали задолго до того, как люди их открыли и объяснили. Закон стоимости, например, действует на протяжении 5—7 тыс. лет. Но люди познали этот закон сравнительно недавно. В конце XVIII — начале XIX в. английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо сделали важный шаг к выявлению этого закона, а научное объяснение его действия было дано К. Марксом лишь в середине XIX в.
Для того, чтобы объяснить историческое событие, надо не только обращать внимание на его индивидуальные, своеобразные черты, но и выделить то общее, что находится в основе целого ряда таких событий. Законы и раскрываются путем выделения существенного из массы единичных явлений. Только при таком подходе можно понять историческое событие как закономерный результат исторического процесса.
Таким образом, социальные законы, будучи законами объективными, реально, на деле выступают как законы социальной деятельности людей. Проявляясь через социальную деятельность индивидов и общественных групп, эти законы всегда носят характер законов-тенденций, имеют, вероятностную природу. Определяя направление, характер и содержание социальной деятельности людей, они выступают как стохастические регуляторы.
Социальные действия, специфика которых обусловлена индивидуальными особенностями, жизненными обстоятельствами и конкретными условиями жизнедеятельности совершающих их людей, характеризуются как случайные величины. Эти случайности в своей совокупности образуют некую среднюю равнодействующую величину. Средняя равнодействующая величина, определяющаяся суммой индивидуальных социальных действий личностей, выступает как форма проявления общественного закона. Каждая «индивидуальная величина» входит в среднюю равнодействующую, поскольку включена в нее и, как таковая, оказывает на нее влияние. В то же время она «отклоняется» от средней равнодействующей, а та, в свою очередь, отклоняется от абсолютных требований данного общественного закона.
Отклонение средней равнодействующей величины социальных отношений личностей от объективных требований общественного закона влечет за собой дисфункцию в социальном механизме. Критерием эффективности механизма действия общественного закона, таким образом, выступает средняя равнодействующая социальных отношений личностей. Социологические исследования социальных отношений личностей позволяют обнаружить не только формы проявления социальных законов в различных сферах жизнедеятельности общества, но и дисфункциональные элементы в социальном механизме и соответственно устранять их.
В чем специфика законов социального управления? Являясь частью социальных законов, они отличаются по меньшей мере двумя особенностями. Во-первых, законы социального управления упорядочивают непосредственно нормативную деятельность людей. А во-вторых, по направленности своего воздействия на социальные процессы, на развитие социальных субъектов и социальных объектов имеют отрицательный, негативный характер. Если социальные законы, порождаемые деятельностью какой-либо социальной подсистемы, обычно направлены на укрепление данной подсистемы, то за коны социального управления, напротив, направлены на разрушение управленческой подсистемы, в рамках которой они возникли.
Данная особенность объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, управляемая подсистема, как правило, не остается в статическом состоянии. Она постоянно развивается. Соответственно, должна постоянно самообновляться и управляющая подсистема. Но последняя имеет склонность отставать в своем развитии от управляемой подсистемы и в результате начинает тормозить ее самообновление. Во-вторых, управляющая подсистема, однажды возникнув под влиянием управляемой подсистемы, приобретает в дальнейшем свою внутреннюю логику развития, которая достаточно часто не отражает логику развития управляемой подсистемы. Это обстоятельство также приводит к возникновению в ней тормозящего негативного эффекта [2, с. 160-167].
Законов социального
управления огромное множество. Часть
из них уже изучена. О другой части
мы, возможно, еще и не догадываемся. В
массе социальных законов обращают на
себя внимание те из них, которые регулируют информационную и
организационную деятельность социальных общностей.
Поскольку информация тесно связана с
сознанием и анализом изменяющейся обстановки,
то эту группу называют информационно-аналитической,
а ту группу, которая направлена на регулирование
материальных (вещных) отношений, —
организационно-
Среди изученных
информационно-аналитических