Принципы и законы управления – важнейшие составляющие научных знаний об управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:17, творческая работа

Описание работы

Управление в своей основной части не является случайной деятельностью случайных личностей, а носит достаточно необходимый характер и потому регулируется своими специфическими законами. Структура управления как модель социальной деятельности обусловливается структурой этой деятельности и в силу этого делится на определенные виды. Что такое законы и принципы социального управления? Чем они отличаются от законов и принципов социальной деятельности? Ответы на эти вопросы будут даны в данной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИИ, СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАКОНОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА 10
2.1. Законы информационно-аналитического управления 10
2.2. Законы организационно-административного управления 16
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

SPU.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Основным средством нейтрализации пагубных последствий третьего закона Паркинсона является постоянно проводимая децентрализация управляющей подсистемы, а точнее — последовательное внедрение в ее деятельность демократических начал. Социальное управление всегда осуществляется при органичном единстве централизация и децентрализации как особых видов социального управления.

Разграничение функций  между уровнями социального управления основано во многом на том, что в централизованном порядке обычно решаются только те вопросы, которые с такой же эффективностью не могут быть решены низовыми звеньями. Другими словами, при формировании управленческих структур централизация используется при решении стратегических вопросов, а децентрализация — при решении вопросов тактических и оперативных.

Для формирования рациональных структур управления требуется установление правильного соотношения между централизацией и децентрализацией, что предполагает

    • централизацию стратегических функций (выработку общих целей, постановку общих задач, контроль их исполнения) с одновременной передачей полномочий по принятию тактических и оперативных решений на низшие уровни управленческой иерархии;
    • интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения общих, стратегических целей, и обеспечение их приоритета перед частными тактическими и оперативными целями;
    • придание всем уровням и структурам управления относительной самостоятельности с тем, чтобы они были способны автономно и достаточно быстро реагировать на изменение внешних и внутренних условий деятельности социальной системы.

3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ

 

Принципы  социального управления — это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процессе своей жизнедеятельности. В них выражены необходимые основания деятельности органов управления. Если законы социального управления фиксируют существенные и повторяющиеся нормы профессиональной управленческой деятельности, то принципы социального управления устанавливают лишь основные правила этой деятельности.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления (рис. 1). Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п. [6, с. 15]

 

Рисунок 1. Факторы, определяющие принципы управления

Принципов социального  управления имеется большое количество. Они пока в достаточной мере никем  не описаны и никак не систематизированы, что, естественно, затрудняет их изучение. Чтобы дать некоторое представление о принципах социального управления, можно предложить следующие группы этих принципов [3, с. 21-25].

1) Принципы принятия управленческих решений:

    • принцип непротиворечивости управленческих решений;
    • принцип преемственности управленческих решений;
    • принцип своевременности управленческих решений;
    • принцип цикличности управленческих решений;
    • принцип законности и правовой защищенности управленческих решений;
    • принцип ресурсной и документационной обеспеченности управленческих решений и т.д.

2) Принципы государственного управления:

    • принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти на власть политическую и административную (аппаратную);
    • принцип разделения государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
    • принцип разделения государственной власти на территориальные уровни (этажи) управления;
    • принцип двойного подчинения аппарата политической и административной власти;
    • принцип наибольшего благоприятствования и др.

3) Карьерные принципы:

    • принцип повышения служебной квалификации;
    • принцип «ударной возгонки»;
    • принцип «пас в сторону»;
    • принцип «отцовского лифта»;
    • принцип «руки»;
    • принцип «локтей» и пр.

4) Организационные принципы:

    • принцип оптимизации управления (совершенствование управляемой и управляющей подсистем);
    • принцип разумной управляемости (обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей);
    • принцип делегирования полномочий (передача руководителем или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия);
    • принцип соответствия (имеет две стороны: с одной - работник должен соответствовать должности, а с другой — получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя);
    • принцип автоматического замещения отсутствующего (отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций);
    • принцип первого руководителя (контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, ибо только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса);
    • принцип единоначалия (подчиненные должны получать приказания только от одного начальника);
    • принцип эффективности организационной структуры (она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов);
    • принцип единства доверия и проверки («Доверяй, но проверяй»);
    • принцип допустимости ошибки («Исполнитель имеет право на ошибку», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку);
    • принцип основного звена (не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе).

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать принципы, которые являются общими для всех подсистем системы управления [5, с. 87-90]:

      1. сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
      2. устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
      3. экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты;
      4. сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

Приведенные принципы управления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Так специфическими принципами управления персоналом являются:

        • разделение труда;
        • единоначалие;
        • подчиненность личных интересов общим;
        • и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальный  закон есть существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью. Объективный характер социальных законов в конечном счете связан как с тем, что они действуют независимо от воли и сознания людей - социальных субъектов, так и с тем (и это главное), что свойственны социальному объекту, являются законами его формирования и развития.

Специфика законов социального управления: во-первых, они упорядочивают непосредственно нормативную деятельность людей; во-вторых, имеют отрицательный, негативный характер, направлены на разрушение данной управляющей подсистемы.

Законов социального  управления огромное множество. Среди них выделяют законы, регулирующие информационную деятельность (информационно-аналитическое управление); а также организационно-административную деятельность (организационно-административное управление).

Принципы социального  управления — это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процессе своей жизнедеятельности. Если законы социального управления фиксируют существенные и повторяющиеся нормы профессиональной деятельности, то принципы социального управления устанавливают лишь основные правила этой деятельности. Посредством принципов организуется реальный процесс управления, т.е. продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого воздействия.

Принципов социального  управления имеется большое количество. Они пока в достаточной мере никем  не описаны и никак не систематизированы, что, естественно, затрудняет их изучение. Чтобы дать представление о них, можно предложить следующие группы этих принципов: 1) принципы принятия управленческих решений, 2) принципы государственного управления; 3) карьерные принципы, 4) организационные принципы.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

    1. Акимова Т.А. Теория организации: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367с.
    2. Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 416с.
    3. Евченко А.В., Есенкова Л.А. Экономика и социология труда: конспект лекций / Курск. гос. техн. ун-т. – Курск, 2001. – 194с.
    4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. – 3-е изд. , изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – 544с.
    5. Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. – СПб: Питер, 2001. – 346с.
    6. Руденко В.И. Менеджмент. Пособие для подготовки к экзаменам. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 192с.
    7. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 425с.



Информация о работе Принципы и законы управления – важнейшие составляющие научных знаний об управлении