Принципы социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных принципов социального обслуживания населения.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- рассмотреть понятие социального обслуживания;
- обозначить правовое регулирование социального обслуживания;
- раскрыть систему социальных служб;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Понятие социального обслуживания
Правовое регулирование вопросов социального обслуживания
Система социальных служб
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Адресность, доступность, добровольность и гуманность
Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации
Конфиденциальность и профилактическая направленность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования 

«Благовещенский торгово-экономический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Право социального обеспечения»

 

Тема: «Принципы социального обслуживания населения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Группа ______________________

 

 

 

 

 

Благовещенск, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

    1. Понятие социального обслуживания
    2. Правовое регулирование вопросов социального обслуживания
    3. Система социальных служб

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

    1. Адресность, доступность, добровольность и гуманность
    2. Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации
    3. Конфиденциальность и профилактическая направленность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В сложных условиях перехода к рыночной экономике особенно острыми являются проблемы уровня жизни всего населения и социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц попавших в трудную жизненную ситуацию, то есть тех слоев, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что  при любых системных и структурных  преобразованиях экономики страны, приоритетной целью ее политики является обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших направлений социальной политики государства является обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита населения и особенно наиболее уязвимых его слоев от негативного воздействия рыночных отношений в экономике.

До последнего десятилетия основными такими мерами были социальные выплаты гражданам в виде пенсий и пособий. Современный этап характеризуется комплексным развитием и совершенствованием всех элементов системы социального обеспечения, сочетающих обеспечение нуждающихся категорий граждан как в денежной, так и "натуральной" формах.

Социальные  услуги в системе социального  обеспечения занимают особое самостоятельное  место и степень их развития может  рассматриваться как один из существенных показателей развития уровня всего  социального обеспечения в целом. Принятые в 1995 г. Федеральные законы "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" повысили значимость социального обслуживания и заложили правовую базу всестороннего развития социальных услуг как особых видов социального обеспечения. Данное обстоятельство принималось во внимание при выборе темы исследования.

Как вышеназванные  законы, так и принятые впоследствии другие нормативные правовые акты по социальному обслуживанию в своей совокупности еще не подвергались специальному научному анализу. Автор стремился дать всесторонний анализ законодательства о социальном обслуживании и на его основе обосновать возможность формирования в системе отрасли права социального обеспечения генерального института социального обслуживания.

Таким образом, целью курсовой работы является  изучение основных принципов социального  обслуживания населения.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- рассмотреть  понятие социального обслуживания;

- обозначить  правовое регулирование социального  обслуживания;

- раскрыть систему  социальных служб; 

- охарактеризовать  такие принципы социального обслуживания населения как адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также конфиденциальность и профилактическая направленность.

Основой для  написания данной курсовой работы послужили  нормативно-правовые акты и специальная  литература.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

 

1.1 Понятие социального обслуживания

Социальная  сторона жизнедеятельности человека, государства и общества - это совокупность необходимых и достаточных условий жизни человека как биологического и общественного существа. Основным критерием социального развития общества выступает благополучие человека.

Стратегическая  цель социального государства - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам1.

В соответствии с ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации"2 социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К признакам  социального обслуживания следует  относить и то, что условия договора по предоставлению социальных услуг, а  также обязанность сторон вступить в договор предусмотрены нормативными правовыми актами и полностью  исключают свободу договора.

Что касается содержания правоотношений, в рамках которых  происходит социальное обслуживание, то необходимо учитывать следующее. Публичные услуги в социальной сфере  обусловлены социальными правами  граждан и, как правило, соответствуют  видам социальных обязательств государства. При формальном закреплении принципов оказания социальных услуг, которые взаимосвязаны с принципами социального государства) законодатель ставит своей целью добиться такого баланса между частными и публичными интересами, который в наибольшей степени отвечал бы требованиям фактического равенства и справедливости.

Особые финансовые условия и иные гарантии доступности  этих услуг, которые обеспечивает государство, и именно оно - также черта, отличающая социальные услуги от иных публичных услуг.

Используя данный признак в качестве основания  для классификации, можно выделить следующие виды социальных услуг:

изначально  бесплатные для всего населения (общее образование, скорая медицинская  помощь);

бесплатные  для отдельных категорий населения (высшее образование на конкурсной основе, получаемое впервые);

частично оплачиваемые (проезд на железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение для  льготных категорий).

Социальное  обслуживание предполагают публичный  характер прав лица, претендующего на получение этих услуг, обусловленный тесной связью между услугами и социальными правами. Социальные права как права "второго поколения" представляют собой те притязания, которые предъявляются не к отдельным лицам и организациям, а к обществу и государству как его организованной форме.

Признаком социальных услуг является и тот факт, что  они регулируются нормами специальных  законов, не имеющих "прописки" в  гражданском законодательстве, а  образующих особый блок законодательства - социальное законодательство, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении.

Следующий признак - преобладание императивного метода регулирования, характерного для публичного права, над диспозитивным, характерным для частного права. Использование императивного метода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосредственно вытекают из системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования (медицинская помощь в рамках программ ОМС).

К числу признаков  следует отнести и принятие государством (или иными публичными структурами, например, местным самоуправлением) на себя ответственности (полной или частичной) за социальные услуги. Учитывая, что большинство социальных услуг не имеют материального результата, что создает значительные сложности в определении их качества, важное значение имеет деятельность государства по созданию системы стандартов и регламентации самой процедуры оказания услуг.

 

1.2 Правовое регулирование вопросов социального обслуживания

 

Анализ международно-правовых актов всех уровней позволяет  говорить о том, что хотя в них  и определены основные социальные стандарты, уровень и виды социальной помощи, однако такое понятие как "социальное обслуживание" в данных документах не используется. Тем не менее, можно говорить, что право на социальное обслуживание является самостоятельным элементом в содержании такого комплексного права, каковым признается право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение.

Рассматривая  право на социальное обслуживание как  элемент социально-правового статуса  гражданина в сфере социальной жизни  и, в частности, в сфере социального обеспечения, оно, как и в целом право граждан на социальное обеспечение носит конституционный характер. Это вытекает из смысла норм, закрепляющих социальные права граждан в главе второй Конституции Российской Федерации.

Исследуя отношения  по социальному обслуживанию, автор делает вывод, что граждане реализуют свое субъективное право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по тем видам социальных услуг, которые закреплены федеральными законами. Однако, субъективное право на социальное обслуживание на современном этапе не является в полной мере гарантированным государством.

Законодательство, регулирующее отношения по социальному  обслуживанию, охватывает большое количество актов, принятых различными государственными органами, которые часто дублируют друг друга. Систематизация этого законодательства еще не проводилась. Социальное обслуживание, являясь самостоятельной частью государственной системы социального обеспечения, требует разработки и принятия обособленного нормативного акта на уровне федерального закона.

Статья 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации" закрепляет право граждан на социальное обслуживание.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальное  обслуживание осуществляется на основании  обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного  объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Проводимые  в настоящее время реформирование социальной сферы, реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищной политике и сельском хозяйстве направлены на повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных услуг: информационных, правовых, транспортных, культурных, образовательных, медицинских и т.д.

Институт социальных услуг, невзирая на особый интерес, проявляемый  к нему со стороны государства, общества, правовых норм, пока остается недостаточно изученным юридической наукой. Имеющиеся исследования можно условно разделить на две группы: в рамках первой группы изучаются права той или иной категории российских граждан на получение бесплатных социальных услуг, в рамках второй - анализируются гражданско-правовые основы оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. Продолжающийся процесс замены льгот денежными компенсациями породил всплеск интереса к первой группе исследований, в то время как недостаточность финансирования государственных гарантий в социальной сфере потребовала дополнительного изучения возможностей институтов гражданского общества в реализации социальной политики.

Информация о работе Принципы социального обслуживания населения