Принципы социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных принципов социального обслуживания населения.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- рассмотреть понятие социального обслуживания;
- обозначить правовое регулирование социального обслуживания;
- раскрыть систему социальных служб;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Понятие социального обслуживания
Правовое регулирование вопросов социального обслуживания
Система социальных служб
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Адресность, доступность, добровольность и гуманность
Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации
Конфиденциальность и профилактическая направленность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Социальные  услуги являются неотъемлемым атрибутом  современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг, так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства.3

Задачи по предоставлению социальных услуг населению в  какой-то мере государство выполняло  всегда. Действительно, если рассматривать  в качестве одной из причин возникновения  государства потребность общества в институте, способном решать "общие дела", то следует признать, что деятельность государства по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов - это деятельность, имеющая выраженную социальную направленность. Можно спорить о причинах, по которым оказывались эти услуги, но следует признать, что они отвечали интересам большинства.

В современных  условиях особую социальную направленность имеют образование, медицинские  услуги, социальное обеспечение. К сожалению, в ряде исследований сущность социального государства значительно сужается и социальные услуги рассматриваются исключительно с точки зрения потребностей социально незащищенных общественных групп. Между тем в условиях постиндустриального общества эти услуги важны не только для беднейших слоев населения, но для большей части общества. Цель этих услуг - содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития.

Анализируя  природу социальных услуг в качестве исходной точки, следует использовать тот факт, что сущность этого явления состоит в том, что это прежде всего услуги, то есть согласно п. 1 ст. 779 "Договор возмездного оказания услуг" ГК РФ4 определенные действия или определенная деятельность. Выделяя услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные, ГК РФ не проводит их дифференциации с учетом специфики социальных услуг. Данный подход, по мнению Конституционного Суда РФ, является недостаточным в части медицинских услуг, и с учетом специфики отношений, обусловленной их непосредственной связью с такими благами, как жизнь и здоровье, требует установления в рамках специального регулирования более детальных правил, регламентирующих предоставление гражданам медицинской помощи в различных формах.

В ряде имеющихся  исследований по проблемам юридической  природы социальных услуг в качестве критерия, позволяющего отграничить  социальные услуги от иных публичных  услуг, используется сфера жизни общества, в рамках которой происходит их реализация.5 Социальная сфера, включающая в себя образование, здравоохранение, науку, культуру, социальное обеспечение, обладает значительной спецификой, особенно в условиях построения социального государства, параметры которого заданы ст. 7 Конституции РФ.

Всеобщая декларация прав человека6 закрепляет достаточно абстрактное право на определенные параметры жизненного уровня, которое наполняется содержанием на уровне многочисленных конвенций, пактов и деклараций.

Право граждан  на доступность необходимых благ и услуг предполагает, что в  условиях техногенного общества, когда  значительно возрастает зависимость  человека от системы этих благ и  услуг, необходимо не только участие  государства в создании, расширении и совершенствовании этой системы, но и вмешательство в процесс получения, пользования теми или иными достижениями цивилизации.

На конституционном  уровне в Российской Федерации не закреплено социальное право на обслуживание, хотя идея о том, что благосостояние людей определяется не только потреблением материальных благ, давно уже воспринята и зарубежным, и отечественным законодательством, и наукой. Социальное обслуживание, включающее в себя совокупность соответствующих услуг, выступает в роли одного из тех способов, при помощи которых создаются условия для удовлетворения социально-приоритетных потребностей, исходя из интересов общества. Будучи средством наиболее полной интеграции человека в общественную жизнь посредством пользования услугами современной инфраструктуры и достижениями цивилизации, право на обслуживание, как уже указывалось, не соответствует возрастанию доли потребления социальных услуг.

Одна из проблем, связанных с реформированием  социальной сферы, состоит в том, что необходимо более четко определить вариант связи между организационно-правовой формой юридического лица, оказывающего услуги, и социальной сущностью этих услуг. Первый вариант - социальные услуги оказывают четко обозначенные государственные или муниципальные учреждения. Второй - организации любых организационно-правовых форм могут оказывать социальные услуги от имени государства на особых финансовых и иных условиях. Представляется, что последние изменения в российском законодательстве свидетельствуют о приверженности второй линии.

Доступность услуг - это их важнейшая характеристика, особенно актуальная для социальных услуг в России. На доступность  услуг влияет множество факторов, среди них: географический фактор, экономический, культурный, организационный, фактор социальной принадлежности. В связи с этим полагаем, что правовое регулирование в сфере социальных услуг, наряду с имеющей место тенденцией по их стандартизации, должно создать дополнительные гарантии доступности тех услуг, которые непосредственным образом связаны с реализацией социальных и культурных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

 

1.3 Система  социальных служб

Система социального  обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.

Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения. В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе.

Социальное обслуживание охватывает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на дому. Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина. Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание – это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.

 

ГЛАВА  II. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

    1. Адресность, доступность, добровольность и гуманность

 

Проведение  последовательной и эффективной  государственной политики по социальному  обслуживанию граждан Российской Федерации  должно основываться на соблюдении определенных основополагающих принципов.

Согласно словарю  русского языка С.И. Ожегова, "принцип - это основное, исходное положение  какой-нибудь теории, учения, науки  и т.д."7 Таким образом, можно утверждать, что принципы в данном случае - это выработанные практикой, закрепленные или отраженные в специальных нормативных правовых актах руководящие положения, в соответствии с которыми осуществляется деятельность различных субъектов в рамках их компетенции по социальному обслуживанию граждан.

Основные принципы социального обслуживания граждан  закреплены в ст. 5 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности  предоставления социальных услуг  несовершеннолетним, находящимся в  трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны. К сожалению, перечисленные Законом принципы лишь декларируются, а их содержание не раскрывается. Кроме того, практическая деятельность по социальному обслуживанию населения может основываться и на иных принципах в зависимости от вида учреждения и предприятия, содержания услуг и т.д., а также интерпретации уже имеющихся.

Деятельность  по социальному обслуживанию граждан  осуществляется в соответствии с  принципом адресности, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

- гражданам,  находящимся в трудной жизненной  ситуации;

- инвалидам  и лицам с ограниченными возможностями,  нуждающимся в постороннем уходе;

- гражданам,  частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;

- детям-сиротам,  детям, оставшимся без попечения  родителей, безнадзорным несовершеннолетним;

- гражданам,  пострадавшим от физического  или психического насилия, стихийных  бедствий, в результате вооруженных  и межэтнических конфликтов;

- иным лицам,  нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

Принцип доступности социального обслуживания граждан выражается в следующем:

- в государственной  гарантии прав граждан России  на социальное обслуживание по  основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;

- в равноправии  прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане  Российской Федерации, так и  постоянно проживающие в стране иностранные граждане;

- в государственном  обеспечении прав граждан страны  на получение в системе социальных  служб бесплатной информации  о возможностях, видах, порядке  и условиях социального обслуживания;

- в возможности  получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

- в возможности  получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды и др.), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

- самостоятельный  выбор учреждения и формы социального  обслуживания в порядке, установленном  органами социальной защиты населения  субъектов страны: как из числа  государственных организаций, так  и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

- информацию  о своих правах, обязанностях  и условиях оказания социальных  услуг;

- согласие на  социальное обслуживание либо  отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами (например, "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"8, "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"9).

Кроме того, решение  вопроса о принудительном помещении  определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять  свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Информация о работе Принципы социального обслуживания населения