Принципы социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных принципов социального обслуживания населения.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- рассмотреть понятие социального обслуживания;
- обозначить правовое регулирование социального обслуживания;
- раскрыть систему социальных служб;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Понятие социального обслуживания
Правовое регулирование вопросов социального обслуживания
Система социальных служб
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Адресность, доступность, добровольность и гуманность
Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации
Конфиденциальность и профилактическая направленность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность  по социальной поддержке населения  страны должна осуществляться в соответствии с принципом гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание социального обслуживания в Российской Федерации. А следовательно, граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.

 

    1. Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации

 

Реализация  принципа приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, напрямую связана с созданием условий для активного включения детей и подростков в социально-экономическую и культурную жизнь общества; необходимостью совершенствования деятельности по реализации мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование системы учреждений социального обслуживания, повышение качества и доступности социальных услуг для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

Учреждения  социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют  социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном  положении или иной трудной  жизненной ситуации, на основании  просьб несовершеннолетних, их родителей  или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, а также семьи, несовершеннолетние  члены которых нуждаются в  социальных услугах, осуществляют  социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают  участие в пределах своей компетенции  в индивидуальной профилактической  работе с безнадзорными несовершеннолетними,  в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

 К специализированным  учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной  защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 статьи 13 ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления  в специализированное учреждение для  несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

 

    1. Принцип конфиденциальности, профилактической направленности и иные принципы

 

Социальное  обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности - сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (например, по ст. 137 Уголовного кодекса РФ10 за нарушение неприкосновенности частной жизни). Деятельность по социальному обслуживанию должна осуществляться в соответствии с принципом профилактической направленности и ориентироваться на сохранение здоровья человека,

совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства и детства, с приоритетным проведением мероприятий и процедур профилактической, санитарно-гигиенической и оздоровительной направленности.

Характеристику  иных оснований социального обслуживания граждан начнем с анализа принципа законности в деятельности социальных служб страны.

Принцип законности выражается в том, что деятельность по социальному обслуживанию населения в Российской Федерации осуществляется (регулируется) в соответствии с Конституцией11 Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов страны12.

Реализация  принципа научности связана с осуществлением регулярного мониторинга ситуации в сфере социального обслуживания граждан в Российской Федерации, отдельных субъектах страны. Такие исследования должны проводиться наиболее компетентными в данной области специалистами на нормативно-правовой основе и должны рассматриваться как основание для корректировки и совершенствования социально-профилактических программ и мероприятий по социальному обеспечению граждан.

Принцип социальной справедливости проявляется в том, что социальное обслуживание предоставляется и гарантируется государством всем имеющим на это право гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

Принцип соблюдения прав и законных интересов при осуществлении социального обслуживания населения проявляется в следующем:

во-первых, наделением обслуживаемых лиц широким спектром прав: обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; медико-санитарная и стоматологическая помощь; социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация; свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками; предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов и пр.;

во-вторых, граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний: не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала указанных учреждений использование в отношении обслуживаемых лиц лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также их изоляция.

Кроме того, социальное обслуживание должно соответствовать  государственным стандартам, которые  устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Принцип вариантности системы социального обслуживания населения выражается в том, что данная система основана на использовании поддержки и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания13. Государственные учреждения социального обслуживания, являясь юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством страны. Указанные учреждения не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания без образования юридического лица. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан.

Принцип эффективности в деятельности по социальному обслуживанию населению проявляется в том, что оказание социальной помощи осуществляется специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующими требованиям и характеру выполняемых задач, обладающими опытом работы в области социального обслуживания и склонными по своим личным качествам к оказанию социальных услуг гражданам.

Принцип экономической обоснованности и обеспеченности социального обслуживания заключается в следующем:

1) финансовое  обеспечение учреждений социального обслуживания является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

2) учреждения  социального обслуживания имеют  право вести предпринимательскую  деятельность лишь с целью  постоянного, всестороннего и  качественного оказания услуг  по социальному обеспечению населения страны;

3) предпринимательская  деятельность учреждений социального  обслуживания подлежит льготному  налогообложению в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

4) социальные  службы в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач;

5) работники  учреждений социального обслуживания (например, медики, педагоги и др.) государственной системы социальных  служб, непосредственно осуществляющие социальную помощь, могут воспользоваться правом на получение социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов страны14.

Воплощение  в деятельность по социальному обслуживанию принципа персональной ответственности предполагает, с одной стороны, наступление в соответствии с законодательством РФ ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой и др.) лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав; а с другой - действия социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.

Политика государства  в области оказания социального  обслуживания граждан должна отвечать требованиям планомерности, последовательности и преемственности проводимых мер с целью дальнейшего совершенствования и упорядочения деятельности всех субъектов в указанном направлении.

Осуществление деятельности различными субъектами страны по социальному обслуживанию населения  в соответствии с рассмотренными принципами, с одной стороны, обеспечит реализацию прав граждан, нуждающихся в помощи на достойное существование, а с другой - послужит укреплению мнения международного сообщества о Российской Федерации как стране с социально ориентированной внутренней политикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование  правовых норм, регулирующих социальное обслуживание, через призму предмета и метода правового регулирования  права социального обеспечения, позволило выделить определенные особенности, присущие только отношениям по социальному  обслуживанию. Во-первых, это особый объект этих отношений. Социальные услуги, хотя и представляют для граждан материальное благо, однако, они получают его не в денежной форме (в отличие от пенсий, пособий, компенсаций), а в "натуральной" форме. При этом виды и объем социальных услуг устанавливаются на основе закрепленных государством общеобязательных норм потребления по каждому их виду, гарантированных государством. Во-вторых, в правовом регулировании общественных отношений по социальному обслуживанию используются те же приемы и способы, что и в правовом регулировании других отношений по социальному обеспечению. В то же время в их регулировании имеются некоторые особенности. В частности: а) централизованное регулирование отношений по поводу социальных услуг ограничивается установлением государственных стандартов социального обслуживания, которые субъекты Федерации за счет собственных финансовых источников (при наличии возможностей) вправе повышать, увеличивая объем социальных услуг либо устанавливая дополнительные их виды. Муниципальное и локальное регулирование отношений в области социального обслуживания может заключаться в создании дополнительных гарантий социальной защиты (по сравнению с централизованным и региональным) на муниципальном уровне и на уровне отдельной организации; б) в регулировании отношений по социальному обслуживанию наряду с такими способами как дозволение, позитивное обязывание, запрет, используется и рекомендация. Нормы рекомендательного характера в сфере оказания социальных услуг применяются только к органам и учреждениям, предоставляющим социальные услуги, а не к гражданам; в) правовосстановительная санкция не характерна в регулировании отношений по социальному обслуживанию. Социальные услуги невозможно предоставить за прошлое время; г) отсутствие каких-либо санкций в отношении граждан, незаконно получивших социальные услуги; д) гражданско-правовая ответственность у субъекта, предоставляющего социальные услуги, возникает лишь в случаях получения услуг на условиях частичной оплаты или за полную стоимость.

Информация о работе Принципы социального обслуживания населения