Принципы журналистской деятельности и способ их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности профессии журналиста, а именно:
- основные составляющие профессионализма;
- особенности работы на радио ( на примере «Русского Радио Рязани»).
- проанализировать цели журналисткой деятельности
Предмет изучения – «Особенности журналистики как профессиональной деятельности».
Объект - структура журналисткой деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Специфика журналисткой деятельности……………………………..7
. Принципы журналисткой деятельности…………………………..7
. Источники информации и методы ее получения…………………13
1.3. Принципы журналисткой этики…………………………………..16
Глава 2. Реализация журналистской деятельности……………………………24
2.1. Содержание и специфика работы журналиста в службе
информации………………………………………………………………24
2.2. Отношение журналистов «Русского Радио Рязань» к содержанию
профессиональной деятельности………………………………………26
2.3. Исследование качественно-количественной характеристики
новостных выпусков……………………………………………………28
2.4. Изучение интересов аудитории «Русское Радио Рязань»………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36
Приложения……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FE.docx

— 104.01 Кб (Скачать файл)

Журналистика - явление  однозначное, но многоаспектное. Под  журналистикой мы понимаем и систему  средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему  произведений.

Журналистика  как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно  разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение - включает большое  количество разнообразных типов - изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация  ведется по таким признакам, как  территориальная принадлежность, форма  собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.

Принципы журналистики вырабатываются на основе исследований и опыта, привносятся  в нее ее руководителями и сотрудниками редакций. В то же время отклонение от них ведет к изменению социальной ориентации журналистики и производимых ею эффектов. Причем это может происходить не по злому умыслу корреспондентов, а из-за незнания ими теории или неумения проводить ее в жизнь. Иными словами, принципы имеют субъективно-объективную природу.

Сочетание этих двух начал  проявляется также и в том, что принципы реализуются в процессе индивидуального творческого труда, в зависимости от мировоззрения  и уровня культуры журналиста. Однако на их понимании сказывается общая  социально-политическая и нравственная обстановка в обществе. Так, в теории и практике советской прессы незыблемым считался принцип партийности, поскольку  коммунистическая партия полновластно руководила экономической, политической и духовной жизнью страны.

В истории России пресса развивалась, начиная с 18 века. Но непосредственно  принципы журналистики были разработаны  в веке 19-м. В этот период как известно Российское государство претерпело политический перелом. Его политическая система приняла идеи классовости  и коммунизма.

В классовом обществе журналистика приобретает классовый характер и действует прежде всего в  социально-политических целях в  соответствии с классовыми интересами и порождаемыми ими социальными, политическими, нравственными и  другими идеями. Ф. Энгельс в статье «Коммунисты и Карл Гейнцен», характеризуя задачи партийной журналистики, отмечал, что она должна «прежде всего  вести дискуссии, обосновывать, развивать  и защищать требования партии, отвергать  и опровергать претензии и  утверждения враждебной партии».

Основой теории советских  масс-медиа послужили многочисленные записки и утверждения Маркса, Энгельса и Ленина о роли СМИ в  политической и социальной жизни  общества. Базируясь на предположениях марксизма-ленинизма, теория советских СМИ определила журналистику как «социальную деятельность, связанную со сбором, передачей и распространением информации через массовые каналы связи, нацеленную на пропаганду и агитацию».

Принципы советской журналистики включали: партийность, пролетарский интернационализм, социалистический патриотизм, гуманность и народность. Марксистско-ленинская  теория журналистики исходит из того, что подлинно объективную картину  действительности, служащую для верной социальной ориентации масс (знание текущей  жизни общества, движущих сил его  развития, социальных закономерностей), может дать только журналистика, стоящая  на позициях коммунистической партийности  и выражающая интересы тех сил, которые  являются носителями социального прогресса, а тем самым и правды истории. Коммунистическая партийность журналистики предопределяет принципы пролетарского  интернационализма, социалистического  патриотизма и гуманизма.

Для журналистов-коммунистов  характерны глубокая идейность, принципиальность, наступательность, непримиримость к  идейным противникам, умение применять  марксистскую методологию к анализу  явлений общественной жизни, оперативно разбираться в развёртывающихся событиях, обнажать причины фактов и поступков, анализировать документы, а в результате, по словам Энгельса, «... быстро схватывать вещи с надлежащей стороны...».

Современное российское журналистское  сообщество ориентируется на общепринятые мировые принципы журналистики.

Обращение к понятию принципов  давно уже стало нормой для  существующих в мире журналистских  ассоциаций. Так, МФЖ еще в середине 50-х годов приняла «Декларацию принципов поведения журналиста», которую она рассматривает как стандарт профессиональной деятельности в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий. Вот содержание этой декларации:

«Международная Декларация принципов поведения журналистов» принята Конгрессом Международной федерацией журналистов в 1954 году (поправки внесены в 1986 году). Данная международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов, занимающихся сбором, обработкой, распространением и комментированием новостей и информации в целях описания событий.

1. Уважение истины и права общества на истину является первым долгом журналиста.

2. В соответствии с этим долгом журналист во все времена обязан защищать принципы свободы объективного сбора и публикации новостей, а также право непредвзятого комментирования и критики.

3. Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им. Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы.

4. Журналист обязан использовать только достойные методы получения информации, фотоматериалов и документов.

5. Журналист обязан сделать все возможное для исправления или опровержения информации, если она не соответствует истине.

6. Журналист обязан считать профессиональной тайной источник информации, полученной конфиденциально.

7. Журналист обязан учитывать опасность дискриминации, которая может возникнуть для человека из-за деятельности средств массовой информации. Он должен делать все возможное, чтобы не допускать даже невольного стимулирования дискриминации, в частности, по признакам расы, пола, сексуальной ориентации, религии, политических и других убеждений, а также национального и социального происхождения.

8. Журналист обязан считать недопустимыми следующие нарушения профессиональной этики:

- плагиат; 

- намеренно неверную интерпретацию; 

- измышления, клевету, ложные  обвинения; 

- получение взятки в  любой форме в качестве оплаты  за публикацию или сокрытие  информации.

Журналистом признается лишь тот, кто в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными принципами. Следуя законам своей  страны, в профессиональных вопросах журналист признает только юрисдикцию своих коллег, исключая вмешательство  любого характера со стороны правительства и других лиц.

 

1.2. Источники информации и методы ее получения.

 

Чрезвычайно важны для журналистики отношения  «журналист – источник информации», благодаря которым СМИ получают сведения о происходящем в мире. Действительность для журналиста, с  этой точки зрения, есть совокупность источников информации. Их надо уметь  находить и правильно использовать. Существует три типа источников, и  у каждого из них свои особенности.

Первый тип  – документ – примечателен тем, что он представляет собой продукт  чьей – то деятельности по переработке  первичной информации. Она «законсервирована» в документе с помощью тех  или иных знаков на том или ином материале для хранения и передачи во времени и пространстве.

Второй тип – предметно – вещественная среда – обладает способностью нести на себе естественные «отпечатки» контактов с людьми и событиями. Эти «отпечатки» предстают перед нами в виде деталей обстановки, на фоне которой происходили события, и могут рассказать о них не меньше, чем документ. Но… Предметы и вещи «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык.

Третий тип  источников – человек, ключевое для  журналиста звено в информационной среде. В американской научной традиции это звено называется «живой источник». Это название имеет не только прямой, но и переносный смысл. Ведь человек  – субъект деятельности, он включен  в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во – первых, он всегда является свидетелем или участником каких – то событий и потому выступает в качестве держателя информации о них. Во – вторых, он – носитель информации о себе, своем внутреннем, субъективно созданном мире. В – третьих, он – транслятор информации, полученной от других.

Но беседовать с представителями прессы или  нет, каждый волен решать сам по себе, поэтому от журналиста зависит, сумеет ли он найти подход к человеку и  организовать общение с ним так, чтобы тот сам выложил необходимые  сведения в полном объеме. По существу, журналист вынужден трансформировать свою функционально – потребительскую  заинтересованность в информации в  личное отношение к ее источнику, то есть перевести его из субъект  – объективного, в субъект – субъективного взаимодействия. Создание условий, способствующих сбору достоверных данных, - первая забота интервьюера. Удастся ли журналисту снять психологическую отчужденность и наладить продуктивное общение с информатором, в немалой степени зависит от первого впечатления, которое произвел журналист. В отношении информирующих лиц к журналисту существует как бы два уровня: первый образует отношение к внешней манере поведения, второй формируется на основе вопросов журналиста: их серьезности, проявленного в них знания жизни.

Существуют  противоречивые методы для сбора  информации. Например, «методом маски» пользуются почти все опытные  репортеры, в их арсенале не менее  десятка таких масок – от «внимательного слушателя» до «сурового ревизора». Однако есть еще и «метод смены  профессии». Этот метод используют обычно для того, чтобы лучше понять специфику того или иного занятия, а так же для того, чтобы получить от окружающих сведения не в роли представителя прессы, а в более нейтральном качестве. Здесь сложности связаны с тем, что труд, которым собирается заняться репортер, он обычно знает недостаточно глубоко и поэтому рискует нанести ущерб делу и людям, с которыми трудится.

Закон ограничивает сферу применения «метода смены  профессии». Журналист не может выполнять обязанности юриста, милиционера, лиц, занимающих выборные должности и облеченных властными полномочиями, использовать как прикрытие при сборе сведений профессию врача.

Умолчать  о своей работе, кода это помогает получить необходимые сведения, не только допустимо, но и вполне оправдано. Репортер может идти повсюду как  простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и  потому испытывать все то что выпадает на долю обычного человека. Ну а вообще, умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили. Но по первому же требованию он обязан предъявить редакционное удостоверение  или иной документ, удостоверяющий его личность и полномочия (Закон  «О СМИ», ст.49 п. 9).

К противоречивым методам добычи информации так же относятся: покупка сведений, подслушивание, скрытые видеосъемки и записи бесед, и т.д. но все же существует ряд профессионально – нравственных норм:

  1. При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. д.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;
  2. Уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа;
  3. Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне;
  4. Хранить профессиональную тайну, относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласно с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей;
  5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.

Существующая  правовая база не обеспечивает журналистам  получения необходимой информации. Доступ к ней должен быть гарантирован подробным, хорошо разработанным законодательством, учитывающим весь комплекс особенностей журналистики как деятельности и  социального института. До тех пор, пока этого не будет, ненормативное  поведение работников СМИ не изжить [2].

 

1.3. Принципы журналисткой этики.

 

Журналистская этика – этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей  профессиональной деятельности, которая  затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так  же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.

Профессиональная  мораль представляет собой конкретизацию  общих норм нравственности применительно  к особенностям того или иного  вида деятельности. Поэтому любая  профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в  зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.

Как известно профессиональная мораль регулирует поведение  работника в трудовом процессе. При  том что круг и содержание его  обязанностей меняются вместе с разделением  труда, научно – техническим процессом  и кардинальными социальными  сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во – первых, это обязанности по отношению к самому трудовому процессу, во – вторых, к другим его участникам и в – третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она не принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Они образуют каркас того, что принято обозначать понятием «трудовая мораль». Переломись сквозь профессиональную призму, требования трудовой морали приобретают новый статус. Профессиональное разделение труда ведет к их детализации. Таким образом, мораль трудовая конкретизируется в мораль профессиональную.

Информация о работе Принципы журналистской деятельности и способ их реализации