Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности профессии журналиста, а именно:
- основные составляющие профессионализма;
- особенности работы на радио ( на примере «Русского Радио Рязани»).
- проанализировать цели журналисткой деятельности
Предмет изучения – «Особенности журналистики как профессиональной деятельности».
Объект - структура журналисткой деятельности
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Специфика журналисткой деятельности……………………………..7
. Принципы журналисткой деятельности…………………………..7
. Источники информации и методы ее получения…………………13
1.3. Принципы журналисткой этики…………………………………..16
Глава 2. Реализация журналистской деятельности……………………………24
2.1. Содержание и специфика работы журналиста в службе
информации………………………………………………………………24
2.2. Отношение журналистов «Русского Радио Рязань» к содержанию
профессиональной деятельности………………………………………26
2.3. Исследование качественно-количественной характеристики
новостных выпусков……………………………………………………28
2.4. Изучение интересов аудитории «Русское Радио Рязань»………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36
Приложения……………………………………………………………………...38
Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях [10].
Журналистика и мораль тесно связаны. Приведу пример таких связей:
Как видим
между трудовой и профессиональной
моралью есть существенные различия.
Трудовая мораль нацелена на поддержание
согласованности интересов
Итак, профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг – основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.
Возможность влиять при этом на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу.
В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека.
Поскольку в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.
А основные профессионально – нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. Оно – гарант действенности профессиональной морали [1].
Под эгидой ЮНЕСКО представители СМИ в 1980-е годы выработали Международные принципы профессиональной этики в журналистике.
Принципы журналистской этики, принятые на основе международных норм.
Международные принципы профессиональной этики журналиста приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года
Международные и региональные профессиональные организации, объединяющие более четырехсот журналистов из всех частей света, провели под эгидой ЮНЕСКО несколько консультативных встреч.
На основе вышеизложенного и были выработаны перечисленные ниже принципы, которые должны стать общим базисом для создания национальных и региональных этических кодексов:
Принцип 1. Право людей на получение правдивой информации
Народы и люди имеют право получать объективное изображение действительности посредством точной и исчерпывающей информации, а также право свободно выражать свою точку зрения при помощи различных форм культуры и коммуникации.
Принцип 2. Верность журналиста объективной реальности
Первейшая задача
журналиста - гарантировать людям
получение правдивой и
Принцип 3. Социальная ответственность журналиста
В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием.
Принцип 4. Профессиональная честность журналиста
Общественная роль требует от журналиста высокой профессиональной честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, отказ раскрыть источники информации. Профессиональная честность не позволяет журналисту принимать частные интересы, противоречащие всеобщему благу. В этические принципы журналиста входит уважение интеллектуальной собственности, в частности недопустимость плагиата.
Принцип 5. Общедоступность средств массовой информации и участие общественности в их работе
Характер профессии требует, чтобы журналист способствовал общедоступности информации и участию общественности в работе средств массовой информации. Это предполагает обязанность исправления ошибки и право на ответ.
Принцип 6. Уважение частной жизни и человеческого достоинства
Нормы профессиональной морали требуют от журналиста уважать достоинство человека и его право на частную жизнь, в соответствии с требованиями международного права и национальных законов защищать права человека и его репутацию от оскорблений, клеветы, ложных обвинений.
Принцип 7. Уважение общественных интересов
Профессиональные нормы предписывают журналисту уважать интересы общества, его демократические институты и общественную мораль.
Принцип 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур
Истинный журналист выступает за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение. Он с уважением относится к отличительным особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры, а также к праву народов свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную системы. Таким образом, журналист активно участвует в социальных преобразованиях, направленных на расширение демократии. Посредством диалога журналист способствует созданию в международных отношениях климата доверия, содействующего миру и справедливости, разрядке международной напряженности, разоружению и национальному развитию. Профессиональная этика обязывает журналиста быть в курсе соответствующих международных соглашений, деклараций и резолюций.
Принцип 9. Устранение войн и других зол, противостоящих человечеству
Нравственная обязанность уважать всеобщие ценности гуманизма требует от журналиста воздерживаться от любой формы подстрекательства или оправдания агрессивных войн, гонки вооружений, особенно ядерных, от апологии иных форм насилия, ненависти и дискриминации, в частности расизма и апартеида. Она настаивает на противодействии тираническим режимам, колониализму и неоколониализму, а также другим бедствиям, причиняющим человечеству страдания, такие, как нищета, недоедание, болезни. Действуя таким образом, журналист поможет устранять неосведомленность и непонимание в отношениях между народами, пробудит у соотечественников восприимчивость к нуждам и желаниям народов других стран, обеспечит уважение прав и достоинства всех наций, всех народов и всех людей вне зависимости от пола, расы, языка, национальности, религиозных взглядов и философских убеждений.
Принцип 10. Содействие новому международному порядку в области информации
В современном
мире журналист действует в рамках
движения за установление новых международных
отношений в целом и нового
международного информационного порядка
в частности. Этот новый порядок,
понимаемый как неотъемлемая часть
нового международного экономического
порядка, направлен на деколонизацию
и демократизацию в области информации
и коммуникации (как в национальном,
так и международном плане) на
базе мирного сосуществования
В 1997 году группа
влиятельных американских журналистов,
обеспокоенных неблагоприятным
воздействием СМИ на общественность
и снижением доверия к ним,
сформировала Комитет обеспокоенных
журналистов (Committee of Concerned Journalists). В
течение последующих нескольких
лет Комитет провел ряд встреч,
семинаров и опросов
1. Правдивость является первостепенной задачей журналистики.
2. Журналистика должна быть лояльной, в первую очередь, к гражданам.
3. Сущностью журналистики является достоверность.
4. Журналисты должны сохранять независимость от освещаемых ими событий и людей.
5. Журналистика должна делать независимый мониторинг деятельности властей.
6. Она должна предоставлять свою информационную площадь для открытых дискуссий с целью освещения общественной критики и нахождения компромиссов.
7. Журналистика должна стараться делать материалы интересными и актуальными.
8. Она должна освещать новости всеобъемлюще и пропорционально.
9. Журналистам должны быть созданы условия, позволяющие им действовать по совести.
Данные принципы составляют
фундамент, на котором строятся этические
представления и нормы
Глава 2. Реализация журналистской деятельности.
2.1. Содержание и специфика работы журналиста в службе информации.
Каждый день огромному миру необходимо придавать «форму» и лепить его в виде моментального снимка – выпуска новостей с наилучшими историями, имеющимися в распоряжении журналистов. Редакторы сталкиваются с невероятным выбором между войной, идущей где-то заграницей, внутренним скандалом в больнице, демонстрацией в защиту прав животных и очередном витке европейских дебатов, разрывающем на части правительство. Выявить рейтинг значимости историй – непростая задача, решение никогда не бывает жестким и быстрым. История, которая выглядит весомой в один день, на другой день может оказаться слабой в сравнении с другими более значимыми событиями.
Среди серьезных газет и вещательных компаний существует необыкновенное единодушие взглядов. Большинство газетных передовиц и выпусков новостей чаще всего рассказывают об одних и тех же событиях, рассматривая их как главные. Только в очень бедные новостями дни они все идут собственным путем в поисках темы. Во всей журналистике имеет место тенденция освещать одно и тоже лишь потому, что подобная деятельность укладывается в определение стереотипа.
На телевидении настоящей проблемой является краткость выпусков, отсутствие времени на свежие подробности, получасовой выпуск может дать чуть больше чем обычный анонс. Большинство зрителей не хотят смотреть телевизор больше получаса и просто выключают его, если эта граница превышена.
В газетной журналистике часто приходится выбирать между обращением к узкому кругу читателей, любящих «глубокие» статьи, и многими миллионами тех, кто предпочитает краткость.
Четырехминутные новостные сюжеты как новостной жанр на радио – это своего рода искусство. Необходимо в отпущенное время дать максимум информации и при этом быть понятным. Несомненно, в отведенное время, можно выдать совсем незначительное количество информации, но в других случаях «говорящая картинка» или сильное интервью с места событий донесет до каждого слушателя знание истории гораздо эффективнее, чем печатное издание [12].
Информация о работе Принципы журналистской деятельности и способ их реализации