Принципы журналистской деятельности и способ их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности профессии журналиста, а именно:
- основные составляющие профессионализма;
- особенности работы на радио ( на примере «Русского Радио Рязани»).
- проанализировать цели журналисткой деятельности
Предмет изучения – «Особенности журналистики как профессиональной деятельности».
Объект - структура журналисткой деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Специфика журналисткой деятельности……………………………..7
. Принципы журналисткой деятельности…………………………..7
. Источники информации и методы ее получения…………………13
1.3. Принципы журналисткой этики…………………………………..16
Глава 2. Реализация журналистской деятельности……………………………24
2.1. Содержание и специфика работы журналиста в службе
информации………………………………………………………………24
2.2. Отношение журналистов «Русского Радио Рязань» к содержанию
профессиональной деятельности………………………………………26
2.3. Исследование качественно-количественной характеристики
новостных выпусков……………………………………………………28
2.4. Изучение интересов аудитории «Русское Радио Рязань»………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36
Приложения……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FE.docx

— 104.01 Кб (Скачать файл)

В целом, считается, что радио заставляет авторов  писать лучше, взвешивая буквально  каждое слово, тратить время на поиск  интонаций, пауз и акцентов. И это  не случайно, поскольку именно радио  более других СМИ воздействует на воображение человека. Слушатель  неизбежно пытается перевести звуковые впечатления в зрительные; по мнению специалистов, процесс этот неизбежен. Слушатели таким образом являются активными участниками процесса, и задача радиожурналиста рассказывать о новостях, стимулируя тем самым  воображение человека.

Основой любого информационного выпуска является, как правило, небольшое текстовое  изложение события. В практике радиостанции используется такие названия, как  «новость», «информация» и т.д., но суть при этом остается неизменной –  рассказ о событии. Причем слово  рассказ здесь играет не менее  значимую роль, чем событие. О том, что происходит необходимо рассказывать, то есть излагать сообщение доступно так, чтобы подавляющее большинство  аудитории могло воспринять информацию, понимая, о чем идет речь. В одной  из классических теорий рекламы («рекламного  поля») есть такое правило: уровень  понятности сообщения должен быть, примерно, на десять пунктов ниже среднего индекса IQ того социального слоя, для которого оно предназначено. При этом сообщение не должно требовать усилий по запоминанию текста. Новости по стилю своего изложения должны быть рассчитаны на самых обыкновенных людей, иначе нет смысла давать такую новость. Существует несколько другой подход, который заключается в необходимости считать, что слушатели также интеллигентны как авторы и дикторы и единственная разница между ними и слушателями состоит в том, что первый имеет доступ к большей информации, чем второй.

 

2.2. Отношение журналистов «Русского Радио Рязань» к содержанию профессиональной деятельности.

 

Абсолютно справедливо  мнение о том, что талантливый  журналист всегда знает и чувствует  как преподнести материал и что  сказать. В современный период любое  СМИ, в том числе электронное, является сложным механизмом, не столько  в техническом отношении, сколько  в плане организации работы. Без  знания технологии производства даже самый талантливый журналист, с  трудом сможет вписаться в производственный процесс, его «неформатные» материалы  будет сложно, иногда даже невозможно, ставить в эфирную сетку, и  в целом он внесет в работу радиостанции элементы хаоса. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание тому, как  писать для радионовостей.

Этот вопрос глубоко изучается при подготовке радионовостей на информационно-музыкальной  станции «Русское Радио Рязань», которая по количеству эфирных лет  является довольно молодой, но вместе с тем, сумевшей завоевать расположение сотен тысяч слушателей не только в нашем городе, но и во всем сибирском  регионе. На радиостанции четырнадцать штатных сотрудников, восемь из которых  являются музыкальными ведущими (ди-джеями), а остальные пять – корреспондентами и ведущими информационных выпусков.

Чтобы оценить  специфику работы в студии, процесса подготовки радионовостей, репортажей, синхронных записей в эфире, мы обратились к сотрудникам службы информации «Русское Радио Рязань», чтобы задать им ряд вопросов. Вопросы были составлены таким образом, чтобы респондент смог поразмыслить, анализируя свой профессиональный опыт, обличить подводные камни, как  всего процесса подготовки радионовостей, так и каждого из его этапов [13].

Прежде всего, мы спросили сотрудников службы информации «Русское Радио Рязань», что такое  новость. Суммировав ответы респондентов, получилось следующее определение: новость – это важное, веское, - то, что имеет значение; новость - это то, что произошло, чего не было минуту или час назад. Все радиожурналисты  едины во мнении, что по-настоящему хорошая история сама проложит себе дорогу, даже если она не совсем отвечает критерию значимости.

Проблема  локальной радиостанции заключается  в том, что ее главный продукт  – музыка (70% эфирного времени); новостям, как правило, отводится 20% и около  пяти минут эфира в час. Опыт радиожурналистов «Русское Радио Рязань» показывает, что сделать новости в пятиминутном отрезке гораздо сложнее, чем  сделать их на тридцать минут, так  как необходимо сказать о главном  также емко, как те, кто делает это за полчаса.

На следующую  серию вопросов о том, в чем  заключается основная задача деятельности радиожурналиста и по какому принципу они отбирают в эфир радионовости, все интервьюируемые были единодушны в мнении, что главная задача, которая стоит перед журналистами, работающими с информацией –  оперативно сообщить главную новость. Респонденты обращают внимание, что  радио на данный момент – самый  оперативный источник информации и  это, несомненно, является преимуществом, за которое надо бороться, не засоряя  эфир событиями, которые были вчера. Необходимо говорить людям о том, что происходит сейчас. Что же касается критерия отбора радионовостей, респонденты  отмечают, что в эфир «Русское Радио  Рязань» практически никогда  не проходят новости о криминальном мире, боевых действиях, террористических актах (если это не экстренный выпуск), актах насилия, о разжигании расовой  и межэтнической ненависти, не затрагиваются  религиозные и национальные темы. «Русское Радио Рязань» старается  озвучивать «плохие» новости в небольшом  объеме, так как назначение информационно-музыкальной  радиостанции – нести слушателям как можно больше позитивной информации, формируя настроение каждого из них. Гораздо больше времени отводится новостям полезным и развлекательным, но это не значит, что все новости веселые и легкие. Интересная и полезная информация может быть самой разнообразной: спорт, зарплаты и строительство дорог, книжные новинки и налоги.

 

2.3. Исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков.

 

Нами было проведено исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков радиостанции «Русское Радио Рязань» 

Таблица 1. Оценка тематики новостных выпусков на «Русское Радио Рязань»

Тематика новостных  выпусков

Отношение к общему объему новостей

Городская жизнь

39%

Катаклизмы и стихийные бедствия

15,3%

Культура и развлечения 

21,7%

Спорт

16%

Политика

8%


 

Хронометраж выхода новостей в эфир 4-5 минут, с  девяти часов утра до полудня –  каждые полчаса, с полудня до семи часов вечера – каждый час. В структуру  каждого выпуска радионовостей  входят 5-7 новостных блоков.

Анализ тематической направленности новостных выпусков показал, что освещению городской  жизни, спектр которой достаточно широк  – от пробок на автострадах города, до цен на производственные товары – отводится 39 % от общего количества эфирного времени новостных выпусков. И это вполне закономерно, ведь настроившись на «Русское Радио Рязань» вы слышите настроение города. Следующая цифра - 15,3% - показывает реальное количество информации о катаклизмах и стихийных бедствиях. Зачастую можно услышать мнение, что во всех СМИ звучат только плохие новости, катастрофы, трагедии. Но любые чрезвычайные происшествия, которые происходят в той или иной стране – природные, политические, техногенные - могут коснуться любого из нас, и именно поэтому люди должны об этом знать.

Но главной  задачей информационно-музыкальной  станции является задача удовлетворения потребностей радиослушателей в  информации развлекательного характера. В связи с этим, новости культуры и мира развлечений занимают 21.7% от общего количества эфирной информации.

Новости из мира внутренней и внешней политики составили 8% времени всех новостных  блоков.

Теме спорта отводится 16% от общего количества новостных  выпусков. Кроме того, в эфирной  сетке радиостанции определено время, в которое читаются блоки спортивных новостей, это 10.00, 14.00, 17.00. Также на «Русское Радио Рязань» существуют специальные  тематические программы о культивируемых видах спорта, таких, как футбол и  хоккей. Именно героям хоккейных и  футбольных баталий, сенсационным и  драматическим событиям на площадках, стадионах посвящены спортивные тематические блоки, имеющие место  в эфире по выходным дням, продолжительность  которых составляет один час, включая  музыкальные блоки. На диаграмме  № 2 (приложение 2) отражено количественное соотношение информационных выпусков о спорте и новостей любой другой тематики. За период с сентября 2005года по май 2006 года в эфире прозвучало 726 выпусков о спорте, в то время  как общее количество всех новостей составило 2128 выпусков [5].

 

 

2.4. Изучение интересов аудитории «Русское Радио Рязань».

 

Специалистами в области массовых коммуникаций всегда подчеркивается огромное значение обратной связи при функционировании средств массовой информации. Обратная связь в системе массовой коммуникации является реакцией на сообщение источника, а источник, в свою очередь, учитывая обратную связь, в дальнейшем может  изменить последующее сообщение. Поэтому  редакции радиовещательных компаний регулярно  изучают свои аудитории, чтобы знать, кому адресован материал, как к  нему относится аудитория. Знание потребностей, интересов своей аудитории в  значительной степени помогает создать  нужные потребителям материалы СМИ. В целях изучения характеристики аудитории «Русское Радио Рязань», ее настроений, тематических и жанровых предпочтений нами был проведен опрос  на улицах города, в ходе которого было интервьюировано 315 человек, представителей разных профессий и учащихся различных  учебных заведений. Возраст респондентов варьировался от 18 до 40 лет.

С целью определения, является ли интервьюируемый потенциальным  слушателем «Русское Радио Рязань», мы сформулировали наш первый вопрос таким образом: «Как давно и как  часто Вы слушаете «Русское Радио». Если респондент отвечал, что никогда  не слушает или слушает очень  редко, мы благодарили его за внимание и прощались. Потенциальными слушателями  считаются те, кто настраивается  на волну «Русское Радио» не реже трех-четырех  раз в неделю в течение года. Если респондент таковым являлся, мы просили назвать свой возраст, кратко рассказать о своей профессиональной деятельности, об увлечениях. Далее  мы переходили к тематическим предпочтениям  слушателей и спрашивали их о том, какая информация является для них  интересной и полезной. Оценка тематических предпочтений аудитории «Русское Радио  Рязань» и их соответствие с тематикой  материалов информационного жанра, выходящих в эфир в рамках новостных блоков, представлена в таблице 2 (приложение 3).

ТАБЛИЦА 2. Соотношение тематических предпочтений респондентов с тематикой новостей на «Русское Радио Рязань».

Тематика новостных выпусков

Реально существующие объемы

Предпочтения респондентов

Городская жизнь

39%

25,1%

Катаклизмы и стихийные бедствия

15,3%

26,8%

Культура и развлечения 

21,7%

21,8%

Спорт

16%

17,2%

Политика

8%

9,1%


 

Результаты  показывают, что новости о чрезвычайных происшествиях очень сильно привлекают аудиторию, поэтому их можно рассматривать  как «интересные». Заинтересованность в такого рода новостях составила 26,8% от общего количества предпочтений слушателей. В американском вещании есть такой  термин, появившийся в последние  годы: «news-you-can-use» или «новости, которые вы можете использовать». Характер такой информации может быть самым разным – повышение тарифов на телефон и изменение налогового законодательства.

Мнения респондентов, которые хотят слышать практическую информацию с целью ее использования  в повседневной жизни составляют 25,1% от общего количества тематических предпочтений исследуемой аудитории. Респонденты также хотят слышать  в эфире информацию легкого развлекательного жанра (новости о знаменитостях, развлечениях и стиле жизни) – 21,8%, в то время как традиционные новости (политика, войны, исторические перспективы) слушатели условно относят к  числу «серьезных» и считают, что в формате информационно-развлекательного вещания новостям такого вида должно отводиться небольшое количество времени. Мнения респондентов, среди которых политические темы пользуются популярностью, составили 9,1% от общего количества тематических предпочтений слушателей. Таким образом, наблюдается сдвиг в пользу новостей развлекательных, которые помогают несколько «подсластить» информационную пилюлю. В информационном теле- и радиовещании Европы в последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция к постепенному изменению функции новостей: от информирования к развлечению потребителя. Постепенно все тенденции развития медиарынка находят своё применение в отечественной радиожурналистике [4].

Новости спортивной жизни, как показывают результаты опроса, интересуют немалую часть аудитории. Желание респондентов слышать в  эфире сводки спортивных новостей эквивалентны величине 17,2% от общего количества тематических предпочтений слушателей. Специально для такой аудитории в эфирной  сетке радиостанции «Русское Радио  Рязань» отведено время для специализированных спортивных программ и новостных  блоков.

Как показывают цифры, не во всех случаях потребности  и предпочтения аудитории в какой-либо информации в полной мере реализуются  в эфире «Русское Радио Рязань»  в рамках новостных выпусков. В  этом случае особую важность приобретают  специальные исследования аудитории  радио с целью разрешения противоречий между желаемым и действительным.

При подготовке выпуска новостей радиожурналисту  необходимо знать, что хотят слушатели  не только в тематическом плане. Стоит  заглянуть чуть более глубже и  попытаться понять, нужны ли им оперативные  сообщения, как они должны быть изложены и т.д. Мы обратились к слушателям «Русское Радио Рязань» с вопросом «Что является для вас главным  в подаче информации в выпуске  новостей?» и предложили респондентам назвать в порядке значимости несколько характерных признаков  качественной новости: точность, оперативность  и своевременность, эксклюзивность и практическая польза. Результаты отражены в таблице 3 (приложение 4), которые показывают, что главным в освещении текущих событий является точность преподносимой информации – 90% респондентов поставили этот признак на первое место, далее по значимости – оперативность и своевременность информации – 88%. Эксклюзивность – 74% и практическая значимость новости – 61% занимают третью и четвертую позиции, соответственно, в рейтинге важности характерных признаков качественной новости.

Информация о работе Принципы журналистской деятельности и способ их реализации