Проблема безнадзорных детей в городе Оренбурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Поставленная цель определяет необходимость последовательного решения ряда исследовательских задач:
1) Изучить теоретические подходы к изучению проблемы детской беспризорности;
2) Раскрыть сущность детской безнадзорности, её специфику в российском обществе;
3) Рассмотреть основные социально-экономические причины, влияющие на уровень и динамику развития безнадзорности детей;
4) Определить масштаб детской безнадзорности и ее последствия для России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения социального явления детской безнадзорности……………………………………………………………………6
1.1 Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних………6
1.2 Основные причины детской безнадзорности………………………...10
1.3 Масштабы распространения детской безнадзорности в современной России…………………………………………………………………………….13
2. Проблема безнадзорных детей в городе Оренбурге……………………….16
2.1 Социальный портрет респондента…………………………….……….16
2.2 Уровень информированности респондентов о проблеме безнадзорных детей………………………..……………………………………………………..20
2.3 Причины развития детской безнадзорности……………………..…....25
2.4 Рекомендации респондентов по профилактике безнадзорности детей………………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ1.docx

— 101.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты изучения  социального явления детской  безнадзорности……………………………………………………………………6

1.1 Общая характеристика  безнадзорности несовершеннолетних………6

1.2 Основные причины детской  безнадзорности………………………...10

1.3 Масштабы распространения  детской безнадзорности в современной  России…………………………………………………………………………….13

2. Проблема безнадзорных детей в городе  Оренбурге……………………….16

2.1 Социальный портрет респондента…………………………….……….16

2.2 Уровень информированности респондентов о проблеме безнадзорных детей………………………..……………………………………………………..20

2.3 Причины развития детской безнадзорности……………………..…....25

2.4 Рекомендации респондентов по профилактике безнадзорности детей………………………………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………..33

Приложение 1……………………………………………………………………36

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Одной из важнейших проблем современного общества является детская безнадзорность. Она появилась как реакция института семьи на новые условия жизнедеятельности. В современном обществе семейные ценности, в частности воспитание и контроль над детьми, потеряли свою значимость. В семье перестали проявлять заботу к детям, семья стала создавать условия порой даже опасные для его жизни, в которых развитию ребенка нет места. По словам самих детей, наиболее частой причиной ухода из дома становились проблемы в семье. Поколение, которое выросло в период реформирования, в условиях дезориентации института семьи, разрушения ее нравственных устоев, духовного кризиса, резко изменило, ценностные установки и все отчетливее показывает возрастающие признаки социального напряжения. Они отчетливо проявляются в наркотизации, в росте детской преступности, проституции, алкоголизации, бродяжничестве, психических заболеваниях, суицидах. Происходящий культурный распад может привести к непоправимым последствиям для общества. Это актуализирует научную разработку проблем, связанных с воспитанием детей, требует принятия эффективных мер по предупреждению негативных тенденций социализации подрастающего поколения.

Степень научной разработанности темы исследования. Процессы безнадзорности несовершеннолетних детей на протяжении многих лет вызывают интерес учёных и практиков. Исследуемая проблема относится к категории сложных социальных явлений, она находится на стыке изучения различных наук: социологических, философских, педагогических, психологических, культурологических. Феномен детской беспризорности стал предметом научных изысканий отечественных исследователей, таких

как Б.Н. Алмазов1, Г.Г. Бочкарева2, С.В. Дармодехин3, Г.М. Иващенко4 и другие. В научных трудах Л.С. Алексеевой5, Г.М. Иващенко отражены вопросы социальной реабилитации беспризорных и безнадзорных детей и подростков.

Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних рассмотрена в работах Ф.А. Мустаевой6. Система   профилактики      правонарушений    была исследована А.А. Бакаевым. Существует большой объем научных работ по указанной проблематике, однако практически нет исследований, которые  направлены на раскрытие  социальных   причин   детской   безнадзорности,   рассмотрение государственной системы  профилактики  безнадзорности  несовершеннолетних,  деятельности  учреждений  социального обслуживания по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, что дает основание говорить о недостаточной разработанности данного направления в науке.

Исходя из актуальности проблемы и недостаточной степени ее изученности, целью работы является изучение феномена детской безнадзорности как острейшей социальной проблемы российского общества.

Поставленная цель определяет необходимость последовательного решения ряда исследовательских задач:

1) Изучить теоретические подходы к изучению проблемы детской беспризорности;

2) Раскрыть сущность детской безнадзорности, её специфику в российском обществе;

3)  Рассмотреть основные социально-экономические причины, влияющие на уровень и динамику развития безнадзорности детей;

4)  Определить масштаб детской безнадзорности и ее последствия для России.

Объектом курсовой работы выступает современное российское общество.

Предмет  курсовой  работы – детская безнадзорность как социальное явление в российском обществе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон), при котором исследование общественного явления заключается в определенном способе объяснения эмпирических данных. Данный способ заключается в отнесении какого-либо явления к определенной социальной системе, ее структуре. В современном научном познании системный подход оценивается в качестве одного из основных способов объяснения, теоретического анализа объекта. В современной социологии задача современного исследования заключается в объяснении эмпирических данных. Также в данной курсовой работе используется метод сбора информации: анкетирование;  методы обработки информации: метод анализа и синтеза, метод аналогии.

 Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения.

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты изучения социального явления детской

безнадзорности

1.1 Общая характеристика безнадзорности  несовершеннолетних

 

В настоящее время в современной России остается множество нерешенных проблем, таких как защищенность детей, в правовой сфере, которые  вызывают тревогу как государства, так и общества в целом. Реформирование, проводимое в Российской Федерации на протяжении многих лет, вызвало сложные социально-экономические последствия.  Наиболее значимые из них – рост числа семей и детей в трудном социальном и материальном положении, рост неполных семей, увеличение разводов родителей, и, как следствие, рост числа безнадзорных и беспризорных детей.

Следует разобраться в разнице двух понятий: «безнадзорность» и «беспризорность». В настоящее  время  в  Федеральном  законе РФ от 24 июня 1999 г. «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается следующее определение этих понятий:

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, или законных представителей, или должностных лиц7;

Беспризорный  –  тот же самый безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Основой данных определений является:

1. ограниченная социализация в основных социальных институтах,

2. практически полное отсутствие целенаправленного процесса воспитания подрастающей личности,

3. увеличение неблагополучных семей (безработица, алкоголизм, насилие, болезнь и т.д.) становится ведущим фактором роста безнадзорности.

Безнадзорный ребенок, проживая вместе, представлен самому себе. Он ведет бесцельное времяпровождение, забрасывает учебу, большую часть времени дети проводят на улице8.

В Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997) говорит о том, что число безнадзорных детей сохраняет тенденцию к увеличению и выделяются группы безнадзорных детей. Это дети: у которых отсутствуют семейно-родственные связи; брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семьи, которые не имели возможности обеспечения ребенка всем необходимым; сбежавшие из интернатных учреждений; ведущие бродяжнический образ жизни; занимающиеся воровством и бродяжничеством; употребляющие алкоголь и наркотики; занимающиеся противозаконной деятельностью.

А.Л. Арефьев дает следующее определение безнадзорности: «Это  форма девиантного  поведения  несовершеннолетних  и  результат  социально-психологической  дезадаптации  личности. Это поведение, которое препятствует социализации личности, усвоению общественных норм, правил поведения принятых в обществе»9.

Таким образом, можно сказать, что не существует четких границ между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность». Однако они взаимосвязаны между собой, поскольку безнадзорность основой для беспризорности. Безнадзорные дети лишены внимания, контроля со стороны родителей. Такие дети часто уходят из дома, ведут бродяжнический образ жизни, занимаются попрошайничеством, воровством, преступной деятельностью. Безнадзорные дети подвержены угрозе психологических травм и заболеваний, которые впоследствии могут вылиться в болезнь всего общества. Иногда безнадзорность может быть следствием неправильного представления родителей о возможном уровне самостоятельности их детей, то есть родители слабо контролируют своих детей и то, чем они занимаются. Немаловажным фактором, способствующем развитию безнадзорности является кризис института семьи, разлому нравственных ценностей и воспитательного потенциала. Разводы родителей травмируют ребенка, в результате чего ребенок стремиться к максимальной самостоятельности и  прекращению общения со своими родителями.

В результате ряда причин растет число неполных семей, которые в большинстве случаев не имеют средств для содержания детей и возможностей для их воспитания. Кризис института семьи несет в себе утрату целостности семьи, разрушением семейных устоев которые влекут за собой потерю умеренности ребенка в незыблемости и защищенности семьи.

Дополнительным  фактором, который усугубляет асоциальность жизненных ориентаций детей, стала позиция школы. Образовательные учреждения не пытаются помочь «трудным» детям, педагоги дистанцируются от решения проблем таких детей.

Безнадзорные входят в так называемую «группу риска», в  поисках еды и средств к существованию, безнадзорные и беспризорные дети часто попадают в криминальную среду10. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, поэтому положение детей в обществе имеет прямую зависимость с положением дел в обществе, отражает уровень развития страны.

Безнадзорный ребенок не умеет общаться с окружающими. Его контакты с другими людьми поверхностны, нервозны и поспешны: он пытается привлечь внимание, но тут же отторгает его, становясь агрессивным  или  пассивно отстраненным. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Однако безнадзорные дети имеют отличительные черты по сравнению с детьми, которые развиваются в нормальных условиях. У таких «детей улицы»11 сильно развит инстинкт самосохранения, они развиты физически, они ясно и реально оценивают окружающую действительность, для них характерна  жизненная гибкость и активность. Безнадзорные дети вынуждены искать приюта, жить в подвальных помещениях, на вокзалах, не имея нормального питания и не получая необходимого образования. Чем дольше ребенок живет такой жизнь,

тем сильнее деформируется его личность и тем тяжелее от этого последствия для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные  причины детской безнадзорности

 

Существует ряд причин, способствующих росту безнадзорности. В условиях, порождающих рост числа  безнадзорных детей в современной России, одним их основных становится кризис института семьи. Данное явление характеризуется не только бедностью, но и падением семейных ценностей. Экономические проблемы толкают взрослых больше времени уделять заработку средств для поддержания семьи, что также влечет за собой безнадзорность детей.

Основными причинами в семье, способствующими возникновению безнадзорности являются:

1. неблагополучие семьи;

2. разводы родителей и рост неполных  семей;

3. асоциальный образ жизни родителей, насилие в семье;

4. неблагополучие семей, низкий материальный достаток.

Причина семейного неблагополучия зачастую связана с внутрисемейными конфликтами, злоупотреблением родителей спиртных и наркотических средств. В таких семьях отсутствует должная забота и детях, дети часто становятся жертвами семейного насилия и жестокого обращения, в результате которого дети утрачивают привязанность к родителям. Насилие в семье оставляет глубокую психологическую рану, влияющую на дальнейшую жизнь детей. Последствия семейного насилия – депрессия, стрессы, тревожность, чувство того что они недостойны любви. Ф.А. Мустаева отмечает, что «в эмоционально-волевой сфере безнадзорных подростков, фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность и даже грубость, лживость, несамокритичность»12.

Сократилось число детских дошкольных учреждений, образовательных структур, домов детского творчества, домов культуры, спортивных секций, музыкальных и художественных школ и т.д. Происходит коммерциализация в сфере образования, досуговых и спортивных мероприятий для детей, что стало недоступной роскошью для небогатых семей.

Позиция школы стала немаловажным фактором влияющим на возникновение безнадзорности: переполненность школьных классов, отсутствие профессиональных педагогов влекут за собой конфликты между учителями и детьми. Школа перестала воспитывать детей, используя любые меры для поддержания дисциплины. Оценивание знаний ученика зависит от отношения к нему учителя, поэтому разрушается мотивация учебы. В глазах ребенка падает авторитет школы и обучения вообще.

Немаловажное значение оказывает на растущее поколение средства массовой информации, где открыто показываются убийства, разврат, насилие, употребление наркотиков и алкоголя, ценности заграничной культуры. Ребенку кажется это нормой, которую он может транслировать и на свою жизнь.

Информация о работе Проблема безнадзорных детей в городе Оренбурге