Часто
безнадзорные дети, в поисках средств
для существования, вовлекаются в преступную
деятельность, что в последствии проявляется
и во взрослой жизни. Дети занимаются воровством,
попрошайничеством, мелким рэкетом. Формируются
целые преступные группировки, состоящие
из детей и подростков, причем эти группы
формируются ребятами постарше, а в 1/5
случаев взрослыми. Интересно то, что начиная
преступную деятельность, чтобы выжить,
продолжают ее уже для «коммерции». Причем,
структура заработанных денег такова:
59% тратиться на еду, 36% – одежда, 17%
–сладости, 41% – развлечения.
Можно
сказать, что основными причинами безнадзорности
как социального явления, становятся неблагополучие
семей, отсутствие воспитательного потенциала
родителей, отсутствие средств для поддержания
нормального уровня жизни семьи, асоциальное
поведение родителей, пассивная позиция
школы к «трудным детям» и пр.
Все
эти причины влекут за собой негативные
последствия безнадзорности:
·
уход из дома бродяжничество;
·
алкоголизация, наркомания, токсикомания
несовершеннолетних;
·
детская и подростковая преступность;
·
нарушения психического и физического
здоровья подрастающего поколения;
·
детская проституция, венерические заболевания;
·
рост числа абортов;
·
суициды среди детей;
·отсутствие
позитивной учебной мотивации.
Таким
образом, главные последствия безнадзорности
среди детей является вовлечение
в преступную среду детей, появление зависимостей
– алкогольной, наркотической, отсутствие
образовательной базы и т.д. Таким образом,
безнадзорность провоцирует изменения
личности человека, часто необратимые,
затрудняющий процесс социальной адаптации.
Безнадзорные
дети уходят из дома, сталкиваются с жестокой
реальностью и вовлекаются в криминальный
бизнес и проституцию. Все это нарушает
их физическое, психическое здоровье,
развитие как личности, нарушает процесс
социализации.
1.3 Масштабы
распространения детской безнадзорности
в современной России
Невозможно
дать точные оценки масштаба безнадзорности
в Российской Федерации. По данным Правительства
количество безнадзорных на 2002 г. достигало
около 1 130 000 человек. По оценкам МВД и Генпрокуратуры
их число составляет 2-2,5 млн., а по оценкам
Совета Федерации и независимых экспертов
– 3-4 млн., такое же число беспризорных
приходилось на 1921 г. – когда безнадзорность
была следствием сложных и кровопролитных
событий того времени13.
В 2012 году различными
министерствами и ведомствами были представлены
данные о числе безнадзорных и безнадзорных
детей:
- 99,5 тысяч беспризорных
и безнадзорных несовершеннолетних, было
выявлено органами внутренних дел;
- более 50 тысяч
детей, имеющих опасное социальное положение,
были переданы учреждениям системы профилактики
безнадзорности, по данным Министерства
труда и соцразвития РФ14;
- 67,7 тысяч
беспризорных и безнадзорных детей, помещено
в лечебно-профилактические учреждения,
по данным Министерства здравоохранения
РФ15.
На
2014 год в России насчитывается 27 миллионов
детей в возрасте от 0 до 18 лет. Около 714
тысяч детей остались без родительского
попечения, из них около 104 тысяч воспитываются
в интернатных учреждениях. В таких учреждениях
воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей.
Увеличилось
число родителей, ограниченных в правах
в отношении детей. По данным Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации
в 2012 году удовлетворено 47,7 тысяч исков
по делам о лишении родительских прав16.
Численность детей, оставшихся без попечения
родителей составила 79,4 тысячи человек.
Безнадзорность
детей в современной России с каждым годом
принимает все угрожающие масштабы17.
Широкое распространение получают проблемы
здоровья, питания, социального неблагополучия
детей. Сложное социально-экономическое
положение в стране, трудности с занятостью,
безработица, что приводит к дезорганизации
семьи, возможно проявление насилия в
семье, асоциального поведения, влекущие
за собой безнадзорность.
Безнадзорные
дети в поисках средств к существованию,
используют любые методы, даже противоправные.
В 2012 году доставлены в органы внутренних
дел за совершение правонарушений: 429 тысяч
несовершеннолетних; из них за совершение
преступления – 30 тысяч детей; за совершение
административных правонарушений – 230 тысячи. Состояли
на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних
в 2012 году около 200 тысяч человек.
Для безнадзорных
характерны и другие формы проявления
девиантного поведения, такие дети ведут
бродяжнический образ жизни, занимаются
воровством и попрошайничеством, также
происходит ранее приобщение к алкоголю
и наркотикам. По данным ФГБУ «Национальный
научный центр наркологии» Минздрава
России, в 2012 году зарегистрировано 85 740
случаев заболеваний наркологическими
расстройствами среди подростков в возрасте
15-17 лет (в 2011 году – 99 353 заболевания, 2010
году – 109 403 случая заболевания)18. Доставлено
в органы внутренних дел за употребление
спиртных напитков в 2012 году 113,5 тысяч
несовершеннолетних19.
Поистине
страшная проблема – насилие в отношении детей. По официальным
данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств
пострадали более 100 тысяч детей и подростков
Идет
нарастающий процесс вовлечения подростков
в криминальный бизнес и проституцию.
Всего по России в статистике значится
43 случая вовлечения детей в проституцию,
хотя только в Московский центр временной
изоляции помещено около 400 девочек, немало
из них уже «работали» в массажных салонах,
банях и саунах.
Тревожные
масштабы обретает использование в порно-
и сексиндустрии несовершеннолетних,
которых используют паразитирующие на
их беспомощности сутенеры, а помогают
им в этом спившиеся родители .
Ежегодно
в России выявляется свыше 20 тысяч преступлений
против половой неприкосновенности, при
этом жертвами преступлений сексуального
характера стали от 5 тысяч до 6 тысяч детей
и подростков.
По
имеющимся данным, более 60 % пострадавших
от сексуального насилия составляют дети
от 9 до 15 лет. В 51,1 % случаев насильником
является родственник ребенка.
Происходящее
на фоне социально-экономической нестабильности
в Российской Федерации снижение уровня
жизни и вызванное им ухудшение условий
содержания детей, изменения духовно-нравственной
сферы привели к социальной депривации,
усилению жестокого обращения с детьми
в семьях, росту беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних.
2 Проблема
безнадзорных детей в городе Оренбурге
2.1 Социальный
портрет респондента
Проблемой
данного исследования является детская
безнадзорность как социальная проблема
российского общества.
Объектом исследования
выступают респонденты в возрастной группе
от 18 до 60 лет, проживающие в городе Оренбурге.
Предметом
исследования является отношение
респондентов данной возрастной группы
к проблеме безнадзорности детей.
Цель исследования
- изучить отношение жителей города Оренбурга
к феномену детской безнадзорности.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1) выявить основные представления респондентов о беспризорности
несовершеннолетних как социальном явлении;
2) определить причины, влияющие
на рост безнадзорности детей;
3) охарактеризовать последствия
безнадзорности несовершеннолетних
для города Оренбург;
4)
составить рекомендации по профилактике
данной проблемы.
Для
проведения исследования были
выделены следующие гипотезы:
1) жители
города Оренбурга хорошо осведомлены
о проблеме детской безнадзорности;
2) основными
факторами, влияющими на рост безнадзорности
детей являются: неблагополучие семей,
сложное материальное положение семей,
рост числа разводов;
3) последствия
безнадзорности несовершеннолетних для
города Оренбурга: рост преступности,
алкоголизация и наркомания, рост проституции,
суициды;
4) необходимо
создание эффективных органов государственной
власти по профилактике детской безнадзорности,
повышению значимости семейных ценностей
и ориентацию всех социальных систем (образования,
социального обслуживания, здравоохранения)
на семью как объект профессиональной
деятельности.
Далее нам необходимо прооперационализировать
и проинтерпритировать основные понятия,
которые будут использоваться в исследовании:
1. Безнадзорный – несовершеннолетний,
контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны
родителей, законных представителей или
должностных лиц.
2. Беспризорные дети
– дети, которые не имеют определенного
места жительства и (или) места пребывания20.
Таким образом, мы проинтерпретировали
основные понятие, которыми будем оперировать
в исследовании. Обязательной часть социологического
исследования является выборочный метод.
Суть выборочного метода заключается
в том, что исследованию подвергается
часть элементов генеральной совокупности,
которая называется выборочной совокупностью.
Объектом изучения является население
города Оренбурга в возрастной группе
от 18 до 60 лет. Выборочная совокупность
будет составлять 50 человек от общей численности
генеральной совокупности. Исследование
является разведывательным и не может
считаться репрезентативным. Наша выборка
является не вероятностной, стратифицированной,
квотной. В качестве критериев отбора
выступают пол, возраст.
В качестве основного социологического
метода используется опрос (анкетирование).
Анкетирование представляет собой письменный
опрос. Это наиболее распространенный
вид опроса, в котором общение исследователя
и респондента опосредованно текстом
анкеты.
Таблица 1 Выборочная совокупность респондентов
Пол |
Возраст |
Итого |
18-29 |
30-39 |
40-49 |
50-60 |
Мужской |
7 |
6 |
6 |
6 |
25 |
Женский |
7 |
6 |
6 |
6 |
25 |
Итого |
14 |
12 |
12 |
12 |
50 |
Анкета – сбор
информации на определенные вопросы, продиктованные
направленностью исследования. Анкета
рассчитана либо на самостоятельное чтение
и заполнение респондентом, либо на заполнение
анкеты респондентом после вводного
инструктажа, проводимого анкетером, реже
заполнение анкетером со слов респондента.
По форме проведения анкетирование может
быть индивидуальным и групповым, когда
за относительно короткое время можно
опросить значительное число людей. Анкетирование
бывает также очным и заочным – в виде почтового опроса; опроса через
газету, журнал, компьютерную сеть.
В
качестве основного инструмента анкетирования
выступает анкета. В данном исследовании
анкета состоит из 3 блоков: вводная часть,
паспортичка и основная часть, состоящая
из 10 вопросов. В анкете 12 вопросов.
Анкетирование, с помощью которого будут
получены данные, выступает эмпирической
базой данного исследования. Результаты
анкетирования представляют собой первичную
информацию.
Анализ
анкеты позволяет составить социальный
портрет респондента. Основными социально-демографическими
характеристиками являются пол и возраст
респондентов.
Наша
выборочная совокупность состоит из 50
человек. На рисунке 1 показано, что в ходе
исследования было опрошено 25 мужчин и
25 женщин.
Рисунок 1
На
рисунке 2 показано, что нами были опрошены
жители г. Оренбурга в возрасте от 18 до
60 лет.
Рисунок
2
Анализируя
социальный портрет респондента можно
сказать, что нами было опрошено 50 человек,
из которых 25 мужчин и 25 женщин. Возрастная
группа респондентов от 18 до 60 лет, что
обусловлено тем, что возраст респондентов
влияет на понимание той или иной проблемы.
2.2 Уровень
информированности респондентов
о проблеме безнадзорных детей
Будущее любой страны зависит
от развития молодежи. Молодое
поколение и его положение
в государстве - это залог развития
страны, нравственного здоровья
в обществе и его стабильности.
К сожалению, в последнее время все большую тревогу вызывает
рост безнадзорных детей в российском
обществе. Для изучения проблемы безнадзорности
в городе Оренбурге, следует проанализировать
степень информированности общества о
данной проблеме.
Рисунок 3 показывает, что большинство
респондентов считают безнадзорными тех
детей, которые лишены контроля и внимания
со стороны родителей.
Рисунок
3
Оценка
актуальности проблемы безнадзорности
в городе Оренбурге отражена на рисунке
4. Большинство респондентов считают данную
проблему значимой для своего города.
Рисунок
4
В
ходе нашего социологического исследования
мы выявили влияние гендера на оценку
актуальности данного явления. На рисунке
5 показано, как респонденты оценивают
значимость проблемы безнадзорности детей
в городе Оренбурге. Стоит отметить, что
женщины чаще, чем мужчины подчеркивают
важность данной проблемы.
Рисунок
5
Для
анализа степени информированности респондентов
о безнадзорности необходимо узнать, сталкивались
ли респонденты на улицах города с безнадзорными
детьми. На вопрос «Встречали ли Вы на
улицах нашего города безнадзорных детей?»
62% опрошенных респондентов «Да, встречали»
и 38% - «Нет, не встречали» (см. рисунок 6).