Проблема безнадзорных детей в городе Оренбурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Поставленная цель определяет необходимость последовательного решения ряда исследовательских задач:
1) Изучить теоретические подходы к изучению проблемы детской беспризорности;
2) Раскрыть сущность детской безнадзорности, её специфику в российском обществе;
3) Рассмотреть основные социально-экономические причины, влияющие на уровень и динамику развития безнадзорности детей;
4) Определить масштаб детской безнадзорности и ее последствия для России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения социального явления детской безнадзорности……………………………………………………………………6
1.1 Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних………6
1.2 Основные причины детской безнадзорности………………………...10
1.3 Масштабы распространения детской безнадзорности в современной России…………………………………………………………………………….13
2. Проблема безнадзорных детей в городе Оренбурге……………………….16
2.1 Социальный портрет респондента…………………………….……….16
2.2 Уровень информированности респондентов о проблеме безнадзорных детей………………………..……………………………………………………..20
2.3 Причины развития детской безнадзорности……………………..…....25
2.4 Рекомендации респондентов по профилактике безнадзорности детей………………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ1.docx

— 101.79 Кб (Скачать файл)

Часто безнадзорные дети, в поисках средств для существования, вовлекаются в преступную деятельность, что в последствии проявляется и во взрослой жизни. Дети занимаются воровством, попрошайничеством, мелким рэкетом. Формируются целые преступные группировки, состоящие из детей и подростков, причем эти группы формируются ребятами постарше, а в 1/5 случаев взрослыми. Интересно то, что начиная преступную деятельность, чтобы выжить, продолжают ее уже для «коммерции». Причем, структура заработанных денег такова: 59% тратиться на еду, 36% – одежда, 17%  –сладости, 41% – развлечения.

Можно сказать, что основными причинами безнадзорности как социального явления, становятся неблагополучие семей, отсутствие воспитательного потенциала родителей, отсутствие средств для поддержания нормального уровня жизни семьи, асоциальное поведение родителей, пассивная позиция школы к «трудным детям» и  пр.

Все эти причины влекут за собой негативные последствия безнадзорности:

· уход из дома бродяжничество;

· алкоголизация, наркомания, токсикомания несовершеннолетних;

· детская и подростковая преступность;

· нарушения психического и физического здоровья подрастающего поколения;

· детская проституция, венерические заболевания;

· рост числа абортов;

· суициды среди детей;

·отсутствие позитивной учебной мотивации.

Таким образом, главные последствия безнадзорности среди детей является   вовлечение в преступную среду детей, появление зависимостей – алкогольной, наркотической, отсутствие образовательной базы и т.д. Таким образом, безнадзорность провоцирует изменения личности человека, часто необратимые, затрудняющий процесс социальной адаптации.

Безнадзорные дети уходят из дома, сталкиваются с жестокой реальностью и вовлекаются в криминальный бизнес и проституцию. Все это нарушает их физическое, психическое здоровье, развитие как личности, нарушает процесс социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Масштабы  распространения детской безнадзорности  в современной России

 

Невозможно дать точные оценки масштаба безнадзорности в Российской Федерации. По данным Правительства количество безнадзорных на 2002 г. достигало около 1 130 000 человек. По оценкам МВД и Генпрокуратуры их число составляет 2-2,5 млн., а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов – 3-4 млн., такое же число беспризорных приходилось на 1921 г. – когда безнадзорность была следствием сложных и кровопролитных событий того времени13.

В 2012 году различными министерствами и ведомствами были представлены данные о числе безнадзорных и безнадзорных детей:

- 99,5 тысяч беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, было выявлено органами внутренних дел;

- более 50 тысяч детей, имеющих опасное социальное положение, были переданы учреждениям системы профилактики безнадзорности, по данным Министерства труда и соцразвития РФ14;

- 67,7 тысяч  беспризорных и безнадзорных детей, помещено в лечебно-профилактические учреждения, по данным Министерства здравоохранения РФ15.

На 2014 год в России насчитывается 27 миллионов детей в возрасте от 0 до 18 лет. Около 714 тысяч детей остались без родительского попечения, из них около 104 тысяч воспитываются в интернатных учреждениях. В таких учреждениях воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Увеличилось число родителей, ограниченных в правах в отношении детей. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2012 году удовлетворено 47,7 тысяч исков по делам о лишении родительских прав16. Численность детей, оставшихся без попечения родителей составила 79,4 тысячи человек.

Безнадзорность детей в современной России с каждым годом принимает все угрожающие масштабы17. Широкое распространение получают проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей. Сложное социально-экономическое положение в стране, трудности с занятостью, безработица, что приводит к дезорганизации семьи, возможно проявление насилия в семье, асоциального поведения, влекущие за собой безнадзорность.

Безнадзорные дети в поисках средств к существованию, используют любые методы, даже противоправные. В 2012 году доставлены в органы внутренних дел за совершение правонарушений: 429 тысяч несовершеннолетних; из них за совершение преступления – 30 тысяч детей; за совершение административных правонарушений –  230 тысячи. Состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в 2012 году около 200 тысяч человек.

Для безнадзорных характерны и другие формы проявления девиантного поведения, такие дети ведут бродяжнический образ жизни, занимаются воровством и попрошайничеством, также происходит ранее приобщение к алкоголю и наркотикам. По данным ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Минздрава России, в 2012 году зарегистрировано 85 740 случаев заболеваний наркологическими расстройствами среди подростков в возрасте 15-17 лет (в 2011 году – 99 353 заболевания, 2010 году – 109 403 случая заболевания)18. Доставлено в органы внутренних дел за употребление спиртных напитков в 2012 году 113,5 тысяч несовершеннолетних19.

Поистине страшная проблема – насилие в отношении детей. По официальным данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков

Идет нарастающий процесс вовлечения подростков в криминальный бизнес и проституцию. Всего по России в статистике значится 43 случая вовлечения детей в проституцию, хотя только в Московский центр временной изоляции помещено около 400 девочек, немало из них уже «работали» в массажных салонах, банях и саунах.

Тревожные масштабы обретает использование в порно- и сексиндустрии несовершеннолетних, которых используют паразитирующие на их беспомощности сутенеры, а помогают им в этом спившиеся родители .

Ежегодно в России выявляется свыше 20 тысяч преступлений против половой неприкосновенности, при этом жертвами преступлений сексуального характера стали от 5 тысяч до 6 тысяч детей и подростков.

По имеющимся данным, более 60 % пострадавших от сексуального насилия составляют дети от 9 до 15 лет. В 51,1 % случаев насильником является родственник ребенка.

Происходящее на фоне социально-экономической нестабильности в Российской Федерации снижение уровня жизни и вызванное им ухудшение условий содержания детей, изменения духовно-нравственной сферы привели к социальной депривации, усилению жестокого обращения с детьми в семьях, росту беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

2 Проблема безнадзорных детей в городе Оренбурге

2.1 Социальный  портрет респондента

 

Проблемой данного исследования является детская безнадзорность как социальная проблема российского общества.

Объектом исследования выступают респонденты в возрастной группе от 18 до 60 лет, проживающие в городе Оренбурге.

Предметом исследования является отношение респондентов данной возрастной группы к проблеме безнадзорности детей.

Цель исследования - изучить отношение жителей города Оренбурга к феномену детской безнадзорности.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) выявить основные представления респондентов о беспризорности несовершеннолетних  как  социальном  явлении;

2) определить причины, влияющие  на рост безнадзорности детей;

3) охарактеризовать последствия  безнадзорности несовершеннолетних  для города Оренбург;

4) составить рекомендации по профилактике  данной проблемы.

          Для  проведения исследования были  выделены следующие гипотезы:

1) жители города Оренбурга хорошо осведомлены о проблеме детской безнадзорности;

2) основными факторами, влияющими на  рост безнадзорности детей являются: неблагополучие семей, сложное материальное положение семей, рост числа разводов;

3) последствия безнадзорности несовершеннолетних для города Оренбурга: рост преступности, алкоголизация и  наркомания, рост проституции, суициды;

4) необходимо создание эффективных органов государственной власти по профилактике детской безнадзорности, повышению значимости семейных ценностей и ориентацию всех социальных систем (образования, социального обслуживания, здравоохранения) на семью как объект профессиональной деятельности.

Далее нам необходимо прооперационализировать и проинтерпритировать основные понятия, которые будут использоваться в исследовании:

1. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, законных представителей или должностных лиц.

2. Беспризорные дети – дети, которые не имеют определенного места жительства и (или) места пребывания20.

Таким образом, мы проинтерпретировали основные понятие, которыми будем оперировать в исследовании. Обязательной часть социологического исследования является выборочный метод. Суть выборочного метода заключается в том, что исследованию подвергается часть элементов генеральной совокупности, которая называется выборочной совокупностью. Объектом  изучения является население города Оренбурга в возрастной группе от 18 до 60 лет. Выборочная совокупность будет составлять 50 человек от общей численности генеральной совокупности. Исследование является разведывательным и не может считаться репрезентативным. Наша выборка является не вероятностной, стратифицированной, квотной. В качестве критериев отбора выступают пол, возраст.

В качестве основного социологического метода используется опрос (анкетирование). Анкетирование представляет собой письменный опрос.  Это наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредованно текстом анкеты.

Таблица 1 Выборочная совокупность респондентов

 

Пол

Возраст

 

Итого

18-29

30-39

40-49

50-60

Мужской

7

6

6

6

25

Женский

7

6

6

6

25

Итого

14

12

12

12

50




 

 

Анкета – сбор информации на определенные вопросы, продиктованные направленностью исследования. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом, либо на заполнение анкеты  респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером, реже заполнение анкетером со слов респондента. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным и групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным – в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

В качестве основного инструмента анкетирования выступает анкета. В данном исследовании анкета состоит из 3 блоков: вводная часть, паспортичка и основная часть, состоящая из 10 вопросов.  В анкете 12 вопросов. Анкетирование, с помощью которого будут получены данные, выступает эмпирической базой данного исследования. Результаты анкетирования представляют собой первичную информацию.

Анализ анкеты позволяет составить социальный портрет респондента. Основными социально-демографическими характеристиками являются пол и возраст респондентов.

Наша выборочная совокупность состоит из 50 человек. На рисунке 1 показано, что в ходе исследования было опрошено 25 мужчин и 25 женщин.

Рисунок 1

На рисунке 2 показано, что нами были опрошены жители г. Оренбурга в возрасте от 18 до 60 лет.

Рисунок 2

Анализируя социальный портрет респондента можно сказать, что нами было опрошено 50 человек, из которых 25 мужчин и 25 женщин. Возрастная группа респондентов от 18 до 60 лет, что обусловлено тем, что возраст респондентов влияет на понимание той или иной проблемы.

 

 

2.2  Уровень  информированности респондентов  о проблеме безнадзорных детей

 Будущее любой страны зависит  от развития молодежи. Молодое  поколение и его положение  в государстве - это залог развития  страны, нравственного здоровья  в обществе и его стабильности. К  сожалению,  в последнее время  все большую тревогу вызывает  рост безнадзорных детей в российском обществе. Для изучения проблемы безнадзорности в городе Оренбурге, следует проанализировать степень информированности общества о данной проблеме.

Рисунок 3 показывает, что большинство респондентов считают безнадзорными тех детей, которые лишены контроля и внимания со стороны родителей.

Рисунок 3

Оценка актуальности проблемы безнадзорности в городе Оренбурге отражена на рисунке 4. Большинство респондентов считают данную проблему значимой для своего города.

Рисунок 4

В ходе нашего социологического исследования мы выявили влияние гендера на оценку актуальности данного явления. На рисунке 5 показано, как респонденты оценивают  значимость проблемы безнадзорности детей в городе Оренбурге. Стоит отметить, что женщины чаще, чем мужчины подчеркивают важность данной проблемы.


 

 

Рисунок 5

Для анализа степени информированности респондентов о безнадзорности необходимо узнать, сталкивались ли респонденты на улицах города с безнадзорными детьми. На вопрос «Встречали ли Вы на улицах нашего города безнадзорных детей?» 62% опрошенных респондентов «Да, встречали» и 38% - «Нет, не встречали» (см. рисунок 6).

Информация о работе Проблема безнадзорных детей в городе Оренбурге