Рисунок
6
Важно
заметить, что большинство респондентов
ответили положительно на данный вопрос,
что свидетельствует о том, что безнадзорность
среди детей распространена в городе Оренбурге.
Узнав,
что 62% респондентов сталкивались с безнадзорными,
интересно было узнать, какие действия
они совершили по отношению к ним. Данные
представленные на рисунке 7 говорят о
том что, 45% респондентов старались хоть
чем-то помочь детям (дать денег, накормить).
Однако большая часть респондентов 55%
признались, что никак не стали бы помогать
детям.
Рисунок
7
Этот
вопрос можно рассмотреть зависимости
от пола респондентов (см. рисунок 8).
Рисунок
8
Можно
сделать вывод, что большинство мужчин,
обращавших внимание на детей, подавали
им деньги. Однако, из всего количества
мужчин многие остались бы равнодушными
и прошли бы мимо. Среди женщин большинство
(те, кто обращал внимание) при встрече
постарались бы накормить безнадзорного
ребенка.
На
рисунке 9 отражено мнение респондентов
относительно того, кто должен нести ответственность
за воспитание безнадзорных детей. Выяснилось,
что 54% респондентов считают, что в
первую очередь семья должна воспитывать
своих детей, 36% считают, что безнадзорные
дети должны находиться в компетенции
специальных органов.
Рисунок
9
Исходя
из полученных данных, можно сделать вывод
о том, что население города Оренбурга
хорошо осведомлено о проблеме безнадзорности
детей, что подтверждает гипотезу исследования.
Данную проблему респонденты оценивают
как актуальную. Выяснилось, что каждый
третий опрошенный встречал на улице безнадзорного
ребенка, что свидетельствует о широком
распространении данного явления.
2.3 Причины
развития детской безнадзорности
Причины
детской безнадзорности могут быть разными,
но зачастую дети уходят из дома, ведут
бродяжнический образ жизни, вовлекаются
в преступную среду. Анализируя мнения
респондентов относительно проблемы безнадзорности,
стоит выявить особенности девиантного
поведения безнадзорных детей, по мнению
жителей города Оренбурга.
На
рисунке 10 отражены мнения респондентов
относительно опасности развития безнадзорности
для нормального функционирования общества.
Половина респондентов (48%) считает, что
безнадзорные дети опасны для общества
и лишь 18% отвергают опасность.
Рисунок
10
Рассмотрим
мнения респондентов относительно причин
детской безнадзорности (см.рисунок 11).
Рисунок
11
Основными
тремя проблемами большинство респондентов
считает следующие: асоциальный образ
жизни родителей (32%), неблагополучие семей
(26%) и отсутствие контроля со стороны родителей
(22%). Можно сказать, что большинство респондентов
видит вину семьи в возникновении безнадзорности,
и лишь 2% опрошенных считают причиной
недостаточное внимание со стороны государства.
Таким
образом, частично подтвердилась гипотеза
о том, что основными факторами, влияющими
на рост безнадзорности детей, являются:
неблагополучие семей, сложное материальное
положение семей, рост числа разводов.
2.4 Рекомендации
респондентов по профилактике
безнадзорности детей
Рассмотрим, какие
наиболее негативные формы принимает
безнадзорность, по мнению респондентов.
На рисунке 12 показано, что респонденты
считают негативными последствиями безнадзорности:
высокую преступность (16%), приобщение
к алкоголю (17%) и наркотизация (17%).
Рисунок
12
На
вопрос, «Какие меры для снижения уровня
детской безнадзорности в современном
обществе Вы могли бы предложить?» 15% респондентов
выбрало – укрепление семейных ценностей.
Важно сказать, что меры, предложенные
респондентами: государственная помощь
(10%), расширение штата сотрудников занимающихся
данной проблемой (10%), усиление государственной,
материальной и социальной поддержки
семей (10%) – неосуществимы без вмешательства
государства в разрешение данной проблемы.
Еще 10 % респондентов выбирают радикальные
меры воздействия (административную ответственность)
по отношению к родителям, которые уклоняются
от воспитания и должного контроля за
своими детьми.
Рисунок
13
Исходя из полученных результатов, можно
сделать вывод, что гипотеза исследования
о последствиях безнадзорности несовершеннолетних
для города Оренбурга подтвердилась. Действительно
безнадзорность влечет за собой негативные
последствия, такие как: рост преступности,
алкоголизация и наркомания, рост проституции,
суициды.
Рекомендации, полученные, при проведении
опроса также частично подтверждают гипотезу
исследования о необходимости повышения
значимости семейных ценностей, которое
опрошенные определили как самую необходимую
меру. Поскольку корни этого явления уходят
в семью, отношения между ее членами.
Исходя из информации, полученной в результате
исследования, можно предложить следующие
рекомендации:
1) Закрепление и поддержание на государственном
уровне семейных ценностей, создание благоприятных
условий для выполнения семьей ее функций,
достойного материального обеспечения
семьи;
2) Необходимо ужесточения контроля за
исполнением родительских обязанностей,
усиления административной ответственности
за неисполнение родительских обязанностей;
3) Необходимо создание доступных, бесплатных
детских досуговых учреждений, проведение
мероприятий по предупреждению явления
детской безнадзорности, повсеместная
пропаганда здорового образа жизни;
4) Необходимо привлечь специалистов,
имеющих опыт работы с проблемой детской
безнадзорности, для работы по профилактике
безнадзорности детей;
5) Органам социальной защиты населения
и другим специализированным учреждениям
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, - необходимо
осуществлять повышение квалификации
кадров, которые по роду своей деятельности
сталкиваются с проблемой детской безнадзорности.
Заключение
Немаловажной проблемой, которая характеризует
неблагополучие российского общества,
является безнадзорность несовершеннолетних.
Ее колоссальные масштабы не сильно ощущаются
обществом. Однако социально-экономическая
трансформация общества имела негативные
последствия, в частности увеличение численности
безнадзорных детей. Возникновение и распространение
безнадзорности обозначено рядом факторов:
изменение нравственных и семейных ценностей,
отсутствие воспитательного потенциала
семьи и образовательных учреждений, сложное
экономическое состояние в стране и т.д.
В последнее десятилетие возникло множество
факторов, дестабилизирующих семью, не
позволяющих родителям осуществлять в
полной мере свои обязанности. Например,
отсутствие свободного времени: проблемы
трудоустройства, низкой заработной платы
вынуждают родителей уделять достаточное
количество времени на поиск средств для
обеспечения своей семьи. У взрослых не
остается времени для занятий с детьми.
Также в условиях безработицы, сокращений
не все семьи имеют возможность для нормального
обеспечения ребенка всем необходимым.
Школы, образовательные учреждения потеряли
свою воспитательную функцию. Сфера детского
досуга, спорта, перешедшая в область платных
услуг, также требует затрат со стороны
семьи.
Мы провели исследование на тему: «Отношение
населения города Оренбурга к проблеме
безнадзорности детей». Изучая степень
информированности респондентов о данном
явлении, мы выявили, что 68% опрошенных
безнадзорными считают детей, которые
лишены присмотра, внимания со стороны
родителей, 22% считают – детей, ведущих
асоциальный образ жизни. То есть безнадзорность
ассоциируется у людей с асоциальным поведением,
которое не соответствует возрастным
особенностям ребенка (например, алкоголизм,
пьянство, бродяжничество, воровство).
Большинство респондентов считают данную
проблему актуальной в городе Оренбурге,
женщины, в отличие от мужчин, чаще оценивают
важность этой проблемы. Стоит заметить,
что 62% опрошенных видели безнадзорных
детей на улицах нашего города. Респонденты,
которые сталкивали с такими детьми
(45%) не оставались равнодушными: сообщали
ближайшему полицейскому, давали денег
или же старались накормить ребенка. Однако
большая часть респондентов 55% признались,
что никак не стали бы помогать детям.
Также, на вопрос «Кто должен отвечать
за воспитание безнадзорных? 54% респондентов
считают, что в первую очередь семья должна
воспитывать своих детей, 36% считают, что
безнадзорные дети должны находиться
в компетенции специальных органов.
Мы
проанализировали характеристики отклоняющегося
поведения безнадзорных детей и получили
следующую информацию: почти половина
опрошенных считают, что безнадзорные
дети являются угрозой для общества. Безнадзорные
дети включены в группу социального риска,
которые в силу своего положения подвержены
негативному влиянию, а, следовательно,
представляют опасность для нормального
функционирования общества. По мнению
респондентов, наиболее негативными последствиями
безнадзорности являются: высокая преступность
(16%), приобщение к алкоголю (17%) и наркотизация
детей (17%). Данные выводы соответствуют
выдвинутой в исследовании гипотезе.
На
основе данных полученных в результате
опроса, мы выявили, основные причины безнадзорности,
по мнению респондентов: асоциальный образ
жизни родителей (32%), неблагополучие семей
(26%) и отсутствие контроля со стороны родителей
(22%). Таким образом, можно сказать, что
большинство респондентов видит вину
семьи в возникновении безнадзорности,
и лишь 2% опрошенных считают причиной
недостаточное внимание со стороны государства.
Нами
были получены рекомендации респондентов
по снижению уровня детской безнадзорности:
15% респондентов выбрало – укрепление
семейных ценностей, 10% – государственная
помощь, расширение штата сотрудников
занимающихся данной проблемой, усиление
государственной, материальной и социальной
поддержки семей, административную ответственность.
То есть респонденты считают, что решение
данной проблемы лежит в семье, в которой
происходит становление и развитие ребенка,
влияющие на его будущее и на будущее всего
общества.
Подводя
окончательный итог, хочется сказать,
что существует выход из сложившейся ситуации,
когда проблема безнадзорности может
быть решена. Государство должно предпринять
определенные меры для ее решения: пропаганда
семейных ценностей, поддержание материального
благосостояния семей, создание рабочих
мест, создание специального государственного
органа, занимающегося данной проблемой,
организация доступных досуговых центров
и т.д. То есть необходимо разработать
государственную политику, закрепленную
на законодательном уровне по предотвращению
детской безнадзорности.
Также
важно, чтобы никто не оставался равнодушным
при виде безнадзорного ребенка, старался
ему помочь любым возможным способом.
Необходимо
принимать определенные меры профилактики
безнадзорности несовершеннолетних, чтобы
избежать неприятных последствий, деградации
детей.
Список использованных источников1. Адресный
социальный патронаж семьи и детей // Под
ред.
Л.С. Алексеевой. – Москва: Государственный
НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.
2. Алемаскин, М.А. Проблемы
воспитания «трудных» подростков /
М.А. Алемаскин // Советская педагогика.
– 1966. – №10. – С. 26-33.
3. Алмазов, Б.Н.
Психологическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск: Урал, 1986.
– 150 с.
4. Арефьев,
А.Л. Беспризорные дети России / А.Л. Арефьев
// Социологические исследования. – 2003. – №
9. – С. 61-72.
5. Бакаев, А.А. Система
профилактики правонарушений несовершеннолетних
/ А.А. Бакаев. – Москва: Логос, 2004. – 218 с.
6. Беличева,
С.А., Фокин, В.М. Социальная
профилактика отклоняющегося поведения
несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных
мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. – Москва:
РИЦ Консорциума «Социальное здоровье
России», 1992. – 77 с.
7. Блонский, П.П. Личность ребенка и воспитание
/ П.П. Блонский // Психология и дети. – 1917. – №1. – С.
4-15.
8.
Бочкавера, Г.Г. Психологическая характеристика
мотивационной среды подростков-правонарушителей
// Под ред. Л.И. Божович,
Л.В. Благонадеждиной. – Москва: Педагогика,
1972. – 360 с.
9.
Бреева, Е.Б., Рубвальтер, Д.А. «Нужны ли
эти дети российскому обществу?» / Е.Б.
Бреева, Д.А. Рубвальтер // Власть. –
2002. – №7 – С. 3-5.
10.
Васильева, В.Н., Камилова, Т.Н. Феномен
безнадзорности в условиях современной
России: анализ причин и эффективности
решений /
В.Н. Васильева, Т.Н. Камилова // Журнал социологии
и социальной антропологии. – 2008. – №2.
– С. 23-30.
1 Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая
дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск:
Урал, 1986. – С. 25-26.
2 Бочкарева,
Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной
сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения
детей и подростков // Под ред.
Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – Москва: Педагогика, 1972. – 360 с.
3 Дармодехин,
С.В. Семья и государство // Педагогика.
– 1999. – №4. – 134 с.
4 Восстановление социального статуса безнадзорных детей // Под ред. Г.М. Иващенко. – Москва: ГосНИИ семьи и воспитания,
2002. – 128 с.
5 Адресный социальный патронаж семьи
и детей0 // Под ред. Л.С. Алексеевой. –
Москва: Государственный НИИ семьи и воспитания,
2000. – 160 с.
6 Мустаева, Ф.А. Основы профилактики безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних. –
Москва: Академический проект, 2003. – 128
с.
7 Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-Ф3
«Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» [Элект.
ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/#help – 30.05.2015.
8 Мустаева, Ф.А. Основы профилактики безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних. –
Москва: Академический проект, 2003. – С.
11.