Проблема интеграции личности и различные типы социальных общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 64.18 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки РФ

Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО Государственного БЮДЖЕТНОГО образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Санкт-Петербургский  государственный ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

университет»  в г. Мурманске

заочное отделение

 

 

Курс        1


Специальность  бакалавр экономики                    № зачетной книжки 1286010


 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине     Социология



на тему   Проблема интеграции личности и различные типы 


        социальных  общностей


 

студента    Богданова  Екатерина Юрьевна

фамилия, имя, отчество


Адрес   г. Мурманск ул. Достоевского 2-143


Место работы и занимаемая должность  ООО «БухАктив Плюс», бухгалтер



Дата регистрации работы _________________________

 

 

 

 

 Мурманск-2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
  2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
  3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории  человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество  различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих  пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним  видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно  сложными и непредсказуемыми. Среди  более шести миллиардов людей  на нашей планете не встретишь  двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение  задачи по установлению того общего, что  объединяет представителей человеческой расы. 
 
В современном мире проблема человеческой личности является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться в основе любого общества, являются дефицитом в современной России. Это происходит из-за того, что люди не знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения  Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье  – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется  исключительно сильной ролью  церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая  отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов  – христианство, ставшее базой  для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской  интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный  статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как  процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь  одним из центральных понятий  биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это  понятие было экстраполировано в  обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к  условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической  адаптации, результатом которой  является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической  психологии, представителями которой  являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что  названные подходы имеют место  и в педагогической практике, когда  абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется  тем, что многими исследователями  и практиками не осознан двусторонний характер социализации (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов).

Общество с целью воспроизводства  социальной системы, сохранения своих  социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению  к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения  в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет  рассматривать социализацию как  процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в  целом, так и отдельным группам.

Однако в силу своей  природной активности личность сохраняет  и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен  на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой  в изменяющихся социальных условиях.

Обе названные тенденции  социальной типизации и автономизации  личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой – реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких  ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное  развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с  окружающей средой.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно  меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные  влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в  течение своей жизни усваивает  новый социальный опыт, а также  одновременно воспроизводит те или  иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Социализация – это  непрерывный процесс, длящийся в  течение всей жизни. Он распадается  на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке  при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что  она происходит более продуктивно  в трудовой деятельности. В зависимости  от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
  • трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
  • послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления  личности трудовой стадии, когда закладываются  основные базисные ценности, формируются  самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет  различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет  возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых  ролей можно получить представление  о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

 

  1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИи

В повседневном и научном  языке очень часто встречали  термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова  употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению  Данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек  — понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный  представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ — неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и проявляющееся  в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений  и сознательной деятельности.

Информация о работе Проблема интеграции личности и различные типы социальных общностей