Проблема интеграции личности и различные типы социальных общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 64.18 Кб (Скачать файл)

В момент рождения ребенок  еще не является личностью. Он всего  лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и  онтогенетического развития. Чтобы  сделаться личностью, вовек должен пройти определенный путь развития. Непременным  условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки, 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с  которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с  социальной средой, еще не человек  в собственном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

—  с точки зрения ее структуры;

—  с точки зрения ее взаимодействия с окружающим, общения  с другими людьми.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально  отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Таким образом, социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая  предметом изучения личность как  объект и субъект социальных отношений  в пределах социально-исторического  процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

В повседневном и научном  языке очень часто встречаются  термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова  употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые  оттенки.

В системе социально-гуманитарного  знания сложилось шесть основных подходов к пониманию личности.

  • Диалектико-материалистический подход. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, то есть в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии.
  • Антропологический подход. При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.
  • Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека.Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами, как высокая сознательность, ответственность, социальная активность, нравственность.
  • Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.

В работах французских  социологов Эмиля Дюркгейма, Люсьена  Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

  • Персоналистический подход. В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма. Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Крупными представителями экзистенциализма являются Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр.
  • Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа.

Итак, в социологии понятие  личность вводится для выделения, подчеркивания  неприродной («надприродной») сущности человека, т.е. акцентируется социальное начало. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В.А. Ядов, отмечая специфику  социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для  социологии личность «важна не как  индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как  деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность». В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. 

Понятия “человек” и  “личность” относятся к одному объекту и в обыденной речи употребляются как синонимы уже  в течение более двух тысяч  лет. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Возникновение понятия “личность” связывают с античным театром, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль воина, раба, ревнивца, завистника и т.п. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой, соотносил себя с определенной социальной группой.

В современной науке существуют два подхода к определению  личности. Первый, формально-логический, отвечает формальной логике, “здравому  смыслу”. В соответствии с таким  подходом личность определяется через  более широкое, родовое понятие  - “человек”, а затем перечисляются  признаки, отличающие личность от человека вообще. Чаще всего этими  признаками являются различные положительные  характеристики. Отсюда следует вывод: личностью признаются люди, обладающие определенными положительными качествами.

Слабость такого подхода, при всех его рациональных сторонах, обнаруживается при попытке ответить на вопрос: кого конкретно считать  или не считать личностью? Если ребенка, то с какого возраста? Если преступника, то по каким признакам?

Второй подход можно назвать  диалектико-логическим. Личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте.

Отметим, что все люди обладают определенными общими –  биологическими и социальными –  чертами. В то же время каждый человек  имеет свои, только ему присущие особенности (индивидуальность). Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и  соотнести их с его индивидуальными  особенностями, то мы получим социологическое  определение личности.

Таким образом, человек –  это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного  развития и включения индивида в  систему социальных отношений посредством  активной предметной деятельности и  общения.

Индивид становится личностью  в процессе освоения социальных функций  и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.

Второй аспект исходит  из понимания активности как некоторой  конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием  социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие  социальный субъект. Социальный субъект  – это человек, способный к  активной социальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Общество как целостная  социокультурная система состоит  из множества подсистем с различными системообразующими интегральными  качествами. Одним из важнейших типов  социальных подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные  ими статусы, социальные роли, культурные запросы.

Классификация социальных общностей:

Систематизация взглядов современных социологов по этому  вопросу позволяет выделить ряд  потенциальных и реальных, необходимых  и достаточных оснований выделения  общности:

  • сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
  • общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
  • наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);
  • формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;
  • укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
  • социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальная общность —  это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Существуют различные  концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных  установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей, т. е. единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Теория рационального  ценностно-ориентированного поведения  Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

1. формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;

2. нагнетание на основе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;

3. взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);

4. обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);

5. мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;

6. введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;

7. вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Информация о работе Проблема интеграции личности и различные типы социальных общностей