Проблема интеграции личности и различные типы социальных общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 64.18 Кб (Скачать файл)

Последний этап знаменует  вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “своих” во властные элиты и т. д.

Виды социальных общностей:

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов  и форм.

Так, по количественному  составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных  политических и экономических движений.

По времени продолжительности  существования — от длящихся минут  и часов (аудитория конкретного  зрелищного мероприятия) до живущих  столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи  между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков  позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие  и малые социальные группы.

Массовые социальные общности:

Наша жизнь всесторонне  пронизана понятиями, которые составляют основное содержание такой социологической  категории, как “массовая социальная общность”.

Массовые общности характеризуются  следующими признаками:

1. представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

2. для таких общностей характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3. им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;

4. вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких  политических или экологических  движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды  и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями.

К массовым социальным общностям  относятся:

  • этнические общности (расы, нации, народности, племена);
  • социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,
  • социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере  труда и образе жизни (различая в  образе жизни наиболее наглядны).

Среди массовых общностей  социологи разделяют толпу и  массу.

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном  физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского  “Психология толпы”, “Герои и толпа”. Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

Если какие-то значимые потребности  людей не реализуются, и они осознают это как угрозу своему существованию, включаются механизмы защитного  поведения. Возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется толпа. Человек  перестает ощущать свои ролевые  маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в  мир первобытных страстей.

В толпе формируется чувство  особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует  себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе этой свежепереплавленной общности стоит лидер, и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.

Различают четыре основных типа толпы:

  • случайную;
  • конвенциальную;
  • экспрессивную;
  • активную

Случайным называется такое  скопление, где каждый преследует сиюминутные  цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа  состоит из людей, собравшихся в  данном месте и в данное время  не случайно, а с заранее поставленной целью.

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели  симфонического концерта или научной  лекции, болельщики футбола соблюдают  определенные нормы и правила, которые  регулируют их поведение, делают его  упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.

Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и  т. п. Напротив, футбольным болельщикам  разрешается громко кричать, разговаривать  распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем  поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие  от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные  гуляния и народные фестивали (самые  яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной  толпы.

Активная толпа - любой  из предшествующих типов толпы, которая  проявляет себя в действии. Она  собирается для того, чтобы принять  участие в действии, а не для  того только, чтобы наблюдать события  или выражать свои чувства.

Видное место среди  массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), которые  могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку  именно она создает условия для  тесного общения и объединения  людей. Впоследствии, когда этнос  сформировался, этот признак приобретает  второстепенное значение и может  совсем отсутствовать.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка, хотя и этот признак этноса не имеет  абсолютного значения.

Наибольшее влияние в  этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы  поведения, а также связанные  с ними социально-психологические  характеристики сознания и поведения  людей.

Интегративным же показателем  сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание —  чувство принадлежности к определенному  этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения  и исторических судьбах, входящих в  этнос людей, опирающееся на генеалогические  предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком.

Сформировавшийся этнос  функционирует как целостный  социальный механизм и постепенно воспроизводится  путем внутренних браков и через  систему социализации. Для более  устойчивого существования этнос  стремится к созданию своей социально-территориальной  организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные  части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они  могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной  социальной общности.

В качестве примера можно  рассмотреть формирование и развитие русского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется  всем вышеописанным закономерностям.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IХ в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой по крайней мере отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: являются гражданами одного государства; имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком, культурой и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном  смысле возникла как нация с момента  образования Русского государства  в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное  территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в  течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X в. православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 998 г. Князем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII в. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в том числе и западной культуры.

Основополагающей идеей  национальной духовной русской нации  на протяжении многих веков ее существования  была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась  как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским  завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Последующее  развитие духовно-нравственных основ  русской нации тесно связано  с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием  могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что  становление и развитие русской  нации не было гладким. Случались  подъемы и падения. Были периоды, когда она на время утрачивала свою государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд  и шатание (как в смутное время XVI в. или в период революции и  гражданской войны начала XX в.). В  конце XX в. произошло ее разделение по политическим мотивам на Россию, Белоруссию, Украину в рамках СНГ. Но преимущества сообщества людей, близких  по крови и духу, неминуемо заставят политическое руководство этих стран  искать и находить формы объединения. Создание Союза России и Белоруссии, его расширение и углубление —  убедительное свидетельство целесообразности данного процесса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мир нашей повседневной жизни  интересен и загадочен. Несмотря на то, что мы привыкли к нему и  давно научились в нем ориентироваться, в действительности в теоретическом  плане он трудно объясним и недостаточно изучен. Общество в сущности мало знает о самом себе. К пониманию самого себя оно приходит через социологию. Именно этим обстоятельством определяется научный статус социологии и ее значение в современном мире.

Информация о работе Проблема интеграции личности и различные типы социальных общностей