Проблема как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Содержание работы

Введение стр. 1
Одиночество стр. 2
Одиночество пожилых людей стр. 5
Матери – одиночки стр. 9
Одиночество в подростковом возрасте стр. 12
Заключение стр. 23

Файлы: 1 файл

Одиночество.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

                                 Содержание. 

Введение                                                                   стр. 1

Одиночество                                                            стр. 2      

Одиночество пожилых людей                           стр. 5

Матери  – одиночки                                               стр. 9

Одиночество в подростковом возрасте          стр. 12

Заключение                                                            стр. 23                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Одиночество. 

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Проблема определения  одиночества связана с многообразием  трактовок этого понятия у  разных исследователей: чувство одиночества  и социальная изоляция; болезненное  переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное  с экзистенциальным поиском. Чувство  одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных  контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.

Одиночество может  испытывать молодой человек или  девушка, которые не могут найти  себе подходящего партнёра, или пожилой  человек, утративший знакомых и близких  и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество  нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие  к новым знакомым. В крайнем  случае одиночество может привести к депрессии.

Напоминает одиночество, но в то же время не носит такого глубокого характера, нехватка обратной связи, обусловленная либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим типом) данного человека. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида (см., напр., аутизм).

Существует ряд  психологических факторов, которые  способствуют одиночеству. Например, это  может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.

При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы. Первый тип –  «безнадежно одинокие», полностью  не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной  жизни или супруга. Они редко  устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще  сильное чувство неудовлетворенности  своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более  других они склонны обвинять в  своем одиночестве других людей.

Второй  тип – «периодически и временно одинокие». Они в достаточной  мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой  привязанности или не состоят  в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных  местах. По сравнению с другими  одинокими, они наиболее социально  активны. Эти люди считают свое одиночество  переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие.

 
Третий тип – «пассивно и  устойчиво одинокие». Это лица, смирившиеся  со своим положением, принимающие  его как неизбежность 

В настоящее  время интерес к проблеме отчуждения и одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры - к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.  
Сегодняшняя социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток и/или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек - это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.  
Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

                 
 
 
 
 

                             Одиночество пожилых людей. 

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется  возрастными изменениями в организме  человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что  зачастую протекает не безболезненно  для самого человека и его социального  окружения. 
 
Из прогнозов ООН следует, что в 2001 году возраст каждого десятого жителя земли превысил 60 лет. Интенсивно «стареют» западноевропейские  страны, США, Канада и Япония. В настоящее время продолжительность жизни достигает в России 67 лет, в США - 76 лет, во Франции - 77 лет, в Канаде - 78 лет, в Японии - 80 лет. Средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и  молодых людей сокращается, что квалифицируется как «демографическая революция». 
 
К 1995 году доля граждан пожилого возраста в составе населения России (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и составила 20,6 %. В настоящее время 30,2 млн. россиян относятся к старшему поколению. 
 
Проблемы социальной защиты пожилых людей становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается. 
 
Наше общество сегодня переживает социально-экономический кризис. Налицо все признаки: падение производства и жизненного уровня, пренебрежение к нравственности и крушение доверия к нормам общественной цивилизации, рост преступности и социальной дезорганизации, ложь, коррупция, апатия и недоверие к заявлениям и действиям властей. Восстановить нравственность общества поможет связь поколений путем передачи традиций народа, норм поведения, всеобщего милосердия и благоразумия. Носителями и хранителями этих ценностей является поколение пожилых людей, прошедших вместе со страной сложный путь развития, войн, смены руководства и приоритетов. 
 
В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить  новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще  из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти. 
 
В целях наилучшего приспособления  к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит  каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству. 
 
Все исследователи  сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных  контактов с друзьями и детьми. 
 
Исследования, проведенные Перланом и его коллегами, вывели  гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большое влияние на благополучие, чем контакты с родственниками. 
 
Контакты с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие. 
 
Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.  
 
Старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма.. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов придется  отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ. 
 
Есть еще другой аспект одиночества,  жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам,  как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам: «трудолюбивой пчелке некогда печалиться». Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается. В то время как мужчина пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается  жизненная энергия. 
 
Бремя забот, ложащееся  на плечи пожилых женщин, усиливается по мере  традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и  корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин. 
 
И так, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин. 
 
По проведенным исследованиям овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества. Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в барке, относились наименее подверженных чувству одиночества людей, женщины, состоящие в браке, а также живущие одни, занимали  промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин  пожилого возраста. Результаты показали, что две третьи одиноких мужчин, занимаются делами, связанными с уединением, тогда как свыше две трети одиноких женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности. 
 
Проведенные исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56%) проживают вместе с детьми, причем в 45% таких семей есть внуки, 59% пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23%, то для одиноких этот показатель - 38%. 
 
В решении проблемы одиночества важное  значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация  представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических,  профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.

                                  Матери - одиночки.

Разрушение семьи  по инициативе мужчин является в наши дни очень распространенным явлением. Психологической причиной подобных случаев является мужской инфантилизм – утрата чувства ответственности за рождение и воспитание детей, потеря чувства отцовства как важнейший компоненты мужского характера. 
 
Вместе с этим и жена теряет всякую разумную ориентацию в своих повседневных делах и обязанностях: она перестает понимать, где она может рассчитывать на помощь мужа, а где ей придется взвалить ответственность и нелегкие заботы на себя. В результате жена начинает невольно завоевывать первую позицию в семейной иерархии и выдвигаться на роль деятельного лидера, взявшего на свои плечи попечение и всю полноту ответственности за жизнь семьи и воспитание детей. Стоит ли говорить о том, что эта ноша непосильна и неестественна для женщины, поэтому с ее стороны всегда слышен ропот по поводу своей горькой участи. И чем мужчина ведет себя более легкомысленно и безответственно, тем этот стон и ропот женской души раздается сильнее. 
 
Таким образом, утрата мужчиной функций отцовства и покровительства, жертвенной и деятельной заботы в отношении жены и детей приводит в итоге к полному разрушению задуманному Господом порядка семейной жизни. Жена приобретает функцию главы семейства, которую она несет по необходимости, часто неумело и надрывно, а муж переходит на позицию взрослого, но неразумного ребенка, который тоже требует от жены материнского поведения. 
 
Нарушение духовной иерархии в семье и деформация социально-психологических ролей мужчины и женщины создают крайне неблагоприятную атмосферу для развития личности ребенка. Ребенок либо оттесняется для матери на второй план (в то время как первый план занимает муж, ведущий себя как капризный и избалованный ребенок), либо становится кумиром, своеобразным заменителем неудавшегося супружества, на который выплескивается с избытком нерастраченная женская любовь и привязанность. Стоит ли говорить, что в обоих случаях авторитет отца и матери оказывается подорванным. Постепенно подрастая, сыновья и дочери впитывают свою душу негативные образы родительского поведения, психологические сценарии и стереотипы конфликтного общения, и, тем самым, оказывается подготовленными не к созиданию, а к разрушению собственной семьи. Как правило, фактический распад семьи происходит на фоне крайне извращенных межличностных взаимоотношений. Затяжной семейный конфликт формирует у мужчины состояние полной апатии, скуки, бесчувственности и цинизма, у женщины – ощущение загнанной в угол жертвы, испытывающей панический ужас перед навалившимися на нее проблемами, у детей – состояние потерянности (беспризорности), одиночества и ненужности. 
 
Прежде всего, необходимы семь жил. Они нужны, чтобы перестать чувствовать себя жертвой чьей-то злой воли, чтобы преодолеть чувство страха за себя и своих детей, склонность нервничать и паниковать по любому поводу, когда приходится браться за решение сугубо мужских вопросов. В этот момент, когда женская душа переполнена обидами, когда на сердце тяжело от скорби, любое дело превращается в испытание ее жизненной стойкости, нервов, волевого напряжения. Женщина постоянно действует через силу, перешагивая через свои душевные и физические немощи. 
 
После развода с мужем приходится подчас решать множество вопросов, которые раньше не возникали. С одной стороны, это хозяйственно-бытовые и финансовые проблемы. С другой стороны установление нормального микроклимата в доме, где еще присутствуют следы прежних раздоров. С третьей – принятие на себя отцовских функций в дополнение к функциям сугубо материнским. С четвертой стороны – осуществление духовного лидерства в семье с принятием всей полноты ответственности за будущее своих детей. 
 
Только благодаря недюжинному терпению женщина может ежедневно нести на себе сразу несколько ролей и обязанностей. Ей приходится теперь не только выполнять повседневные женские обязанности (стирать, убирать, готовить и т. п.), но и, кроме того, подчас работать уже не на одной, а на двух или трех работах, перебегая из одной организации в другую. Возвращение вечером домой приносит новые хлопоты: надо проверить уроки у младших детей, а также найти возможность поговорить по душам со старшими, вникая в их переживания и проблемы. Все проконтролировать, всех подбодрить, направить и, если нужно, поругать, потом утешить – и при этом самой остаться жизнерадостной и веселой! Свою усталость, свою боль, свое страдание женщине приходится скрывать, прятать от детей, лишь изредка позволяя себе выплакать в молитве тревогу о настоящем и будущем неполной семьи. 
 
Кроме того, женщина после развода должна быть еще и семи пядей во лбу. Можно сказать, что она должна выйти за грань своих естественных способностей, так как склонность к размышлению и рассуждению скорее свойственна мужчинам. Теперь, живя в неполной семье, женщина не может позволить себе сугубо эмоциональный подход к делу, так как за всякое опрометчивое решение, принятое ею, будут расплачиваться дети. 
 
К числу таких опрометчивых решений, например, относится стремление во что бы то ни стало вновь устроить свою личную жизнь. Настойчивые поиски нового мужа часто приводят ситуацию, и без того очень сложную, на грань психологической катастрофы: находится новый муж, который совершенно не готов проявить великодушие и взять на свои плечи воспитание чужих детей. Вторгаясь в неполную семью, новый "мамин муж" зачастую становится жестоким тираном для детей. Как правило, второй брак, заключенный по соображениям эмоциональным, становится для женщины и ее детей непереносимым испытанием.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                

                            Одиночество в подростковом возрасте.

В случае, если, одна или несколько из этих возможностей не реализуются, жизненный мир личности теряет свою целостность и человек узнаёт страдания и одиночества. «Часто одиночество – это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого, или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Оно может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте». Оно также усугубляет ощущение противоестественной и неожиданной пустоты, пронизывающей весь внутренний мир личности».

Данная концепция  близка отечественному отношению к  одиночеству в психологических  работах. В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные работы появились лишь в последние десятилетия. Возможно, причиной тому было повсеместно внедряемое убеждение, что в силу гуманистического характера социалистического общества у нас одиночества быть не может и беда эта сугубо западного мира. Однако с годами это убеждение всё чаще стало расходиться с действительностью.

Проблема одиночества  рассматривалась сначала исключительно  как проблема общения, межличностного взаимодействия. Затем стало очевидным, что одиночество связано не столько  с особенностями общения, сколько  со свойствами личности. Т.е. человек  чувствует себя одиноким независимо от наличия рядом других людей.

Можно выделить две  точки зрения на проблему одиночества  в современной психологической  литературе.

Первая из них  восходит к «советскому» пониманию  одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного» [33, с. 190]. Эта точка  зрения определяет одиночество следующим  образом. «Одиночество, в отличие  от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим  собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека» [33, с. 190]. Однако уже здесь говорится о необходимости различения одиночества и уединения. «Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе – антагонист этому общению, его враг номер один».

Информация о работе Проблема как социальная проблема