Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:13, курсовая работа
Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.
Введение стр. 1
Одиночество стр. 2
Одиночество пожилых людей стр. 5
Матери – одиночки стр. 9
Одиночество в подростковом возрасте стр. 12
Заключение стр. 23
Вторая точка зрения
провозглашает амбивалентное
Поэтому мы сочли
необходимым разобраться в тех
особенностях психической жизни
человека, которые приводят к состоянию
одиночества, рассмотреть проблемы,
возникающие перед подростками,
переживающими состояние
Проблема одиночества в подростковом возрасте
В психологии хорошо известно, что в древности человек не осознавал себя как отдельную личность.
«Сознание отдельного человека по своему существу было коллективным и определялось принадлежностью индивида к его социальной группе: роду, племени и т.д. Такая форма сознания получила название «мы - сознание».
В рамках этого сознания конкретный человек, индивид, выступает только как носитель и представитель коллективных родоплеменных представлений, норм и ценностей. Один индивид никогда не противостоял другому. Противостоять могло только наше «мы» чужому «они».
При таких условиях одиночество не существовало ни как социальное, ни как психологическое явление.
В античный период истории начинается «постепенное изменение в структуре сознания и возникает его особая форма «я - сознание». Но это ещё не есть самосознание личности. Индивидуальность, «я» личности заключалась лишь в оценке степени развитости того или иного качества человека. Античный герой – это один из ряда, но лучший в ряду.
И только в Возрождение
начинает выделяться индивидуальность
как психологическая
Именно в это
время, как мы уже упоминали, возникает
проблема одиночества, однако трактуемая
как благо и необходимое
В последующие эпохи происходит обособление личности и «я - сознание» стало доминирующим.
Однако в России в советскую эпоху «мы - сознание» становиться «ведущим, сверхценным, сплачивающим людей в единое целое «мы» и противостоящим такому же целостному и определённому «они». Сверхценность идеи классовой принадлежности относиться не только к государству, но становиться существенной характеристикой индивидуального сознания».
В такой социальной ситуации проблема одиночества как массовое явление не возникает, поскольку человеку не дают быть одному, контролируя любые проявления «инаковости» и обособленности. Одиночество становится уделом отдельных личностей, «выпадающих» из «системы», которые в свою очередь неизменно преследуются государством.
«Оттепель» положила начало распаду компонента «мы» в сознании людей и постепенно советские, а затем уже русские люди узнали массовое чувство отчуждённости, оторванности от мира людей, чувство, которое стало знакомо зарубежному человеку уже в начале XX века.
Можно даже говорить о культурных традициях и способах отношения к одиночеству и его переживанию в западной и восточной культуре.
Для Запада одиночество
есть обязательное условие становления
личности. Это психологический механизм
его обособления. Для Востока
одиночество – состояние
Таким образом, «уединение,
одиночество стало реально
Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом одиночества.
Возникновение самосознания
– результат осознания
«Романтичность подростка, то есть стремление непосредственно воспроизвести, внести в реальную жизнь некоторый идеал, есть ключ к пониманию «переходного» поведения.
Возвышенный идеал становится мерилом отношения подростка к действительности. Поведенческий текст подростка обращён (адресован) и к другим людям, но скорее смысл этого обращения состоит в противопоставлении своей «инакости».
Продолжая мысль, можно
заметить, что романтический герой
неизбежно противопоставляет
Подросток также
в силу своей романтичности постоянно
готовиться к такому столкновению,
замысливает его и
Итак, подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
Уединение помогает
проигрывать различные роли, которые
недоступны подросткам в реальной жизни,
моделирование различных
Но индивидуализация, как и все процессы подросткового возраста, имеет и обратную сторону. «Человек, однажды достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное личностное тождество, неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством…. В этом заключается человеческая дилемма: человек должен стремиться к отделению своего «я»… но, однажды достигнув такого отделения, он затем сталкивается с мыслью, что больше не «сопричастен» целому. И человек пускается в самоотверженный и безнадёжный путь назад к «абсолютному бытию» и единству, или, по крайней мере, время от времени пытается это сделать».
Так и подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознаёт, и своё одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него.
Единственный путь для достижения уже этой новой цели – путь к другому человеку, к пониманию и поддержке. В этом смысле верно следующее утверждение: «Личность – это одиночество, которому круг людей, её окружающих, придаёт определённые формы бытия».
Поэтому вполне логично будет остановиться на социально-психологических проблемах подростков, чувствующих себя одинокими, рассмотреть особенности их поведения и взаимоотношения с окружающими.
Перейдём к обсуждению этого вопроса.
Одиночество подростков
и социально-психологические
Живя в обществе, люди принимают на себя различные социальные роли. Так, девочка-подросток в группе мальчиков-подростков будет ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.
Адекватное принятие на себя той или иной роли – показатель адаптированности личности. Но есть и отрицательная сторона явления. Организуя своё поведения постоянно с точки зрения его социальной желательности, в меньшей мере сообразуясь со своими личными потребностями и чувствами, личность попадает в ловушку своих социальных ролей. «У закрытого, замаскированного человека нарастает уверенность, что не только близкие, но и вообще никто никогда не сможет его по-настоящему понять, принять участие в его внутренней жизни. И он прячет её ещё глубже» [27, с.19]. Закрытость человека, наряду с зацикленностью на себе, неуверенность в своих силах, своей привлекательности, робостью, Г.В. Старшенбаум назвал частой причиной одиночества.
Школа также способствует структуризации деятельности подростка, поддерживая проявления социально желательного поведения. Подросток, привыкший с детства жить по извне установленным правилам и нормам, просто не умеет самостоятельно и творчески подойти к решению своих жизненных проблем. И хотя «… школа перестаёт быть той средой, где подросток смог бы научиться решать свои личные проблемы и далее эффективно взаимодействовать с социумом», всё же она оказывает заметное влияние на формирование личности и поведения человека.
Говоря о социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей для человека:
уровень межличностного взаимодействия, где необходимо понимание и признание от близкого человека. Выражается в поиске друга;
уровень группового
взаимодействия. Наличие положительной
групповой оценки оправдывает даже
неудачи в межличностном
уровень культурно-исторической значимости – только общество в целом, во всех своих социальных проявлениях может дать человеку эту значимость.
Для подростка актуальными можно признать только первый и второй уровни. Причём значимость первого уровня с возрастом увеличивается. Это связано с тем, что «подростковый возраст, по сравнению с младшим школьным, характеризуется несомненным развитием эмоциональной сферы. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается значительнее и устойчивее». В то же время потребность в межличностном общении для подростка уже не может найти своё удовлетворение в семье, как для младшего школьника. «Современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей».
Таким образом, референтной
группой для подростков по большей
мере становится компания сверстников.
Более того, подросток стремится
к установлению доверительных отношений
с одним из своих сверстников.
Главная причина стремления к
поиску alter ego – желание найти
того, кто тебя понимает. Многие исследователи
отмечают, что именно отсутствие понимания,
понимающего человека субъекта, как
причину возникновения чувства
одиночества. «Любые описания переживания
одиночества как
Это верно и в
отношении подростков, однако и здесь
не обошлось без противоречий. Подросток
и стремится к установлению близких
дружеских отношений, и, одновременно,
боится потерять себя в другом человеке,
поскольку его собственное «я»
ещё неопределённо, полностью им
не осознанно и имеет размытые
границы. «Придумать» другого легче,
чем понять его»[4, с. 55], - справедливо
заметил И.С. Кон. Эта боязнь, вкупе
с «обученной непонимаемостью» (Э. Рутман)
– когда подросток после