Проблема как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Содержание работы

Введение стр. 1
Одиночество стр. 2
Одиночество пожилых людей стр. 5
Матери – одиночки стр. 9
Одиночество в подростковом возрасте стр. 12
Заключение стр. 23

Файлы: 1 файл

Одиночество.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

Вторая точка зрения провозглашает амбивалентное отношение  к одиночеству. С одной стороны  признаётся трагичность одиночества, с другой подчёркиваются возможности, которые открывает для становления  человека уединение, разговор с собой. «Только в тишине собственной  души человек осознаёт глубокий смысл  своего личного бытия. Однако кроме  спокойного умиротворённого уединения  существует мучительное и напряжённое  одиночество – тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятности, чувства неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости». Но главное, в этих работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества – наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, кстати, в свою очередь открывает одиночество. Обладая богатым внутренним миром, человек не чувствует себя одиноким, «он не страшиться часов одиночества, а порой даже ищет их – чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и переживаниях, чтобы растить свою душу».

Поэтому мы сочли  необходимым разобраться в тех  особенностях психической жизни  человека, которые приводят к состоянию  одиночества, рассмотреть проблемы, возникающие перед подростками, переживающими состояние одиночества. При этом необходимо остановиться на тех серьёзных изменениях, которые  происходят в подростковом возрасте.

 
 

                  Проблема одиночества в подростковом возрасте

 

В психологии хорошо известно, что в древности человек  не осознавал себя как отдельную  личность.

«Сознание отдельного человека по своему существу было коллективным и определялось принадлежностью  индивида к его социальной группе: роду, племени и т.д. Такая форма  сознания получила название «мы - сознание».

В рамках этого сознания конкретный человек, индивид, выступает  только как носитель и представитель  коллективных родоплеменных представлений, норм и ценностей. Один индивид никогда  не противостоял другому. Противостоять  могло только наше «мы» чужому «они».

При таких условиях одиночество не существовало ни как  социальное, ни как психологическое  явление.

В античный период истории  начинается «постепенное изменение  в структуре сознания и возникает  его особая форма «я - сознание». Но это ещё не есть самосознание личности. Индивидуальность, «я» личности заключалась лишь в оценке степени развитости того или иного качества человека. Античный герой – это один из ряда, но лучший в ряду.

И только в Возрождение  начинает выделяться индивидуальность как психологическая характеристика человека и его самосознание, поскольку  генеральным воззрением на окружающий мир и всю действительность становится антропоцентризм, утверждающий, что  именно человек есть центр и высшая цель мироздания. «Наличие уникальных, неповторимых качеств и свойств становится самоценным и определяющим «я - сознание».

Именно в это  время, как мы уже упоминали, возникает  проблема одиночества, однако трактуемая как благо и необходимое условие  становления индивидуальности.

В последующие эпохи  происходит обособление личности и  «я - сознание» стало доминирующим.

Однако в России в советскую эпоху «мы - сознание»  становиться «ведущим, сверхценным, сплачивающим людей в единое целое  «мы» и противостоящим такому же целостному и определённому «они». Сверхценность идеи классовой принадлежности относиться не только к государству, но становиться существенной характеристикой индивидуального сознания».

В такой социальной ситуации проблема одиночества как  массовое явление не возникает, поскольку  человеку не дают быть одному, контролируя  любые проявления «инаковости» и  обособленности. Одиночество становится уделом отдельных личностей, «выпадающих» из «системы», которые в свою очередь  неизменно преследуются государством.

«Оттепель» положила начало распаду компонента «мы» в  сознании людей и постепенно советские, а затем уже русские люди узнали массовое чувство отчуждённости, оторванности от мира людей, чувство, которое стало  знакомо зарубежному человеку уже  в начале XX века.

Можно даже говорить о культурных традициях и способах отношения к одиночеству и  его переживанию в западной и  восточной культуре.

Для Запада одиночество  есть обязательное условие становления  личности. Это психологический механизм его обособления. Для Востока  одиночество – состояние уединённого, углублённого в самопознании духа. России ближе западное восприятие феномена одиночества, в первую очередь такое  отношение закреплено в семейных традициях и воспитании детей.

Таким образом, «уединение, одиночество стало реально необходимым  условием полноценного обособления, развития личности».

Подростковый возраст, признанный всеми исследователями  периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом  одиночества.

Возникновение самосознания – результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем  облике и как следствие возникновение  острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического  и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них  разочаровывается, ему свойственны  острые нравственные переживания, мировоззренческие  искания.

«Романтичность подростка, то есть стремление непосредственно  воспроизвести, внести в реальную жизнь  некоторый идеал, есть ключ к пониманию  «переходного» поведения.

Возвышенный идеал  становится мерилом отношения подростка  к действительности. Поведенческий  текст подростка обращён (адресован) и к другим людям, но скорее смысл  этого обращения состоит в  противопоставлении своей «инакости».

Продолжая мысль, можно  заметить, что романтический герой  неизбежно противопоставляет себя обстоятельствам, существующему порядку, людям, ему противоречащим. Это влечёт за собой неизбежное столкновение с  этими противостоящими ему силами.

Подросток также  в силу своей романтичности постоянно  готовиться к такому столкновению, замысливает его и осуществляет. Результатом таких столкновений, помимо негативных последствий, является обнаружение «пространства собственных  возможностей, пространства собственных значений и смыслов».

Итак, подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором  с собой», которое в свою очередь  помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Уединение помогает проигрывать различные роли, которые  недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических. «Чувство одиночества… - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» - пишет И.С. Кон.

Но индивидуализация, как и все процессы подросткового  возраста, имеет и обратную сторону. «Человек, однажды достигнув уровня индивидуального самосознания и  установив своё уникальное личностное тождество, неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством…. В  этом заключается человеческая дилемма: человек должен стремиться к отделению  своего «я»… но, однажды достигнув  такого отделения, он затем сталкивается с мыслью, что больше не «сопричастен»  целому. И человек пускается в  самоотверженный и безнадёжный  путь назад к «абсолютному бытию» и единству, или, по крайней мере, время от времени пытается это сделать».

Так и подросток, стремясь к обособлению своей  личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись  своего, узнав себя, он осознаёт, и  своё одиночество и стремится  уже избавиться, освободиться от него.

Единственный путь для достижения уже этой новой  цели – путь к другому человеку, к пониманию и поддержке. В  этом смысле верно следующее утверждение: «Личность – это одиночество, которому круг людей, её окружающих, придаёт  определённые формы бытия».

Поэтому вполне логично  будет остановиться на социально-психологических  проблемах подростков, чувствующих  себя одинокими, рассмотреть особенности  их поведения и взаимоотношения  с окружающими.

Перейдём к обсуждению этого вопроса.

 

 Одиночество подростков  и социально-психологические проблемы

 

Живя в обществе, люди принимают на себя различные  социальные роли. Так, девочка-подросток  в группе мальчиков-подростков будет  ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.

Адекватное принятие на себя той или иной роли – показатель адаптированности личности. Но есть и отрицательная сторона явления. Организуя своё поведения постоянно с точки зрения его социальной желательности, в меньшей мере сообразуясь со своими личными потребностями и чувствами, личность попадает в ловушку своих социальных ролей. «У закрытого, замаскированного человека нарастает уверенность, что не только близкие, но и вообще никто никогда не сможет его по-настоящему понять, принять участие в его внутренней жизни. И он прячет её ещё глубже» [27, с.19]. Закрытость человека, наряду с зацикленностью на себе, неуверенность в своих силах, своей привлекательности, робостью, Г.В. Старшенбаум назвал частой причиной одиночества.

Школа также способствует структуризации деятельности подростка, поддерживая проявления социально  желательного поведения. Подросток, привыкший  с детства жить по извне установленным  правилам и нормам, просто не умеет  самостоятельно и творчески подойти  к решению своих жизненных  проблем. И хотя «… школа перестаёт  быть той средой, где подросток  смог бы научиться решать свои личные проблемы и далее эффективно взаимодействовать с социумом», всё же она оказывает заметное влияние на формирование личности и поведения человека.

Говоря о социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей  для человека:

уровень межличностного взаимодействия, где необходимо понимание  и признание от близкого человека. Выражается в поиске друга;

уровень группового взаимодействия. Наличие положительной  групповой оценки оправдывает даже неудачи в межличностном общении;

уровень культурно-исторической значимости – только общество в  целом, во всех своих социальных проявлениях  может дать человеку эту значимость.

Для подростка актуальными  можно признать только первый и второй уровни. Причём значимость первого  уровня с возрастом увеличивается. Это связано с тем, что «подростковый  возраст, по сравнению с младшим  школьным, характеризуется несомненным  развитием эмоциональной сферы. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное  отношение к ряду явлений жизни  делается значительнее и устойчивее». В то же время потребность в межличностном общении для подростка уже не может найти своё удовлетворение в семье, как для младшего школьника. «Современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей».

Таким образом, референтной  группой для подростков по большей  мере становится компания сверстников. Более того, подросток стремится  к установлению доверительных отношений  с одним из своих сверстников. Главная причина стремления к  поиску alter ego – желание найти  того, кто тебя понимает. Многие исследователи  отмечают, что именно отсутствие понимания, понимающего человека субъекта, как  причину возникновения чувства  одиночества. «Любые описания переживания  одиночества как психологического феномена обязательно содержат в  себе указания на сочетание субъективной потребности и объективной невозможности  понимания человека человеком. Мы говорим  «меня понимают» только в том  случае, если другой человек не только знает мотивы моих переживаний, но и  принимает их как некоторую, причём безусловную, ценность».

Это верно и в  отношении подростков, однако и здесь  не обошлось без противоречий. Подросток  и стремится к установлению близких  дружеских отношений, и, одновременно, боится потерять себя в другом человеке, поскольку его собственное «я»  ещё неопределённо, полностью им не осознанно и имеет размытые границы. «Придумать» другого легче, чем понять его»[4, с. 55], - справедливо  заметил И.С. Кон. Эта боязнь, вкупе  с «обученной непонимаемостью» (Э. Рутман) – когда подросток после нескольких неудач в общении убеждает себя, что все попытки найти понимание, бесполезны, собственно и ведут к  тому, что подросток выбирает одиночество (или одиночество выбирает его).

Информация о работе Проблема как социальная проблема