Проблема коррупции в современном российском образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать проблему распространения и влияния коррупции на современное российское образования.
Задачи:
1. рассмотреть различные подходы к определению понятия «коррупции»;
2. изучить тенденции развития коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества;
3. рассмотреть распространение коррупции в системе образования;
4. изучить проблему коррупции в российских школах и институтах.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................... 3
1. Коррупция как социальный феномен......................................................... 4
1.1 Характеристика коррупции как социального явления............................ 4
2.2 Основные тенденции развития коррупции в различных сферах жизни общества 7
2. Проблема коррупции в социальном институте образование................. 14
2.1 Распространение коррупции в системе образования............................ 14
2.2 Распространение коррупции в российских школах и высших учебных заведениях........................................................................................................................ 15
Заключение.................................................................................................... 24
Список использованной литературы........................................................... 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.58 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по дисциплине «Социология образования»

на тему:

 

Проблема коррупции  в современном российском образовании.

 

СЕВЕРОДВИНСК

2005

 

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Коррупция как социальный  феномен......................................................... 4

1.1 Характеристика коррупции  как социального явления............................ 4

2.2 Основные тенденции  развития коррупции в различных  сферах жизни общества    7

2. Проблема коррупции  в социальном институте образование................. 14

2.1 Распространение коррупции  в системе образования............................ 14

2.2 Распространение коррупции  в российских школах и высших  учебных заведениях........................................................................................................................ 15

Заключение.................................................................................................... 24

Список использованной литературы........................................................... 26

 

Введение

Тема нашей курсовой работы звучит, следующим образом «Проблема  коррупции в современном российском образовании». Мы выбрали эту тему, так как нам интересно узнать, всегда ли существовала коррупция или  она появилась периодом приватизации в начале 1990-х годов.

Мы считаем, что тема нашей  курсовой работы достаточно актуальна, для современной обстановки в  стране, так как в настоящий  момент все сферы жизнедеятельности  человека коррумпированы.

В нашей работе мы рассмотрим различные подходы к определению  понятий «коррупция» и «взяточничество». Изучим тенденции развития коррупции  в России, начиная с периода  первобытных обществ и заканчивая современностью. Мы подробно рассмотрим с какими трудностями сталкиваются школьники, абитуриенты, студенты и, конечно же, их родители; как коррупция охватывает систему образования.

При работе с различными источниками, хотелось бы отметить статью И.О. Шевченко и А.А. Гаврилова, материал достаточно точно изложен по нашей  проблематике. Также в поиске литературы мы обращались к интернетовским сайтам.

Цель: исследовать проблему распространения и влияния коррупции на современное российское образования.

Задачи:

1.     рассмотреть различные подходы к определению понятия «коррупции»;

2.     изучить тенденции развития коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества;

3.     рассмотреть распространение коррупции в системе образования;

4.     изучить проблему коррупции в российских школах и институтах.

 

1. Коррупция как социальный феномен  

 

1.1 Характеристика коррупции как социального явления 

 

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции  не существует единственного канонического  определения. Его по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы. Социологи могут  утверждать, что коррупция – это  «отказ от ожидаемых стандартов поведения  со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды»[1]. Также социологи выделяют институциональный, функциональный и другие подходы к изучению данного явления. Такое утверждение оказывается и слишком узким (коррупция случается и в частных корпорация), и слишком широким. Может быть в силу небрежности данное определение не указывает в какой сфере действуют представители власти. А ведь отказ от ожидаемых стандартов происходит и в быту.

Специалисты по государственному управлению считают, что коррупция  – это «несанкционированное, как  правило осуждаемое, действие в целях  получения какой-нибудь значительной личной выгоды»[2]. Под это определение подходит большинство преступлений, перечисленных в Уголовном кодексе. Поэтому юристы обычно не жалеют слов, чтобы добиться точности.

Коррупция – (от лат.corruptio –  подкуп) – общественно опасное  явление в сфере политики и  государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящихся на государственной службе, своего служебного положения для противоправного  получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающихся в подкупе этих лиц.

Также термин «коррупция»  определяется, как преступная деятельность в сфере политики или государственного управления заключающееся в использовании  должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного  обогащения.

В Российской Федерации коррупция  – понятие не уголовно-правовое, собирательное, определяющее правонарушение самого различного вида – от дисциплинарных до уголовно-правовых. Анти коррупционными нормами Уголовного Кодекса Российской Федерации является в первую очередь  нормы о должностных преступлениях: о злоупотребление должностным  полномочиями (ст. 285), о превышении должностными полномочиями (ст. 286), о получении  взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292).

Понятие коррупция сопровождается категорией взяточничество. Ниже мы рассмотрим различные подходы к определению  данных категорий.

Взяточничество – собирательный  термин, охватывающий два самостоятельных  состава должностных преступлений против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств  в качестве окончательных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи со вторым преступлением.

Взяточничество представляет собой распространенное и весьма опасное преступление. Повышенная опасность  взяточничества заключается в том, что получение взятки и ее дача превращаются в предмет купли-продажи  занимаемую должность и выступающие  из нее права и полномочия.

Получение взятки признается получение должностным лицом  лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного  имущества или выгод имущественного характера за действие или бездействии  в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебное полномочие должностного лица, либо оно в силу должности  положения может способствовать таким действиям (бездействиям), а  равно за общее покровительство  или попустительство по службе. Отягощающем  обстоятельством является получение  взятки за незаконное действие; особо  отягощающем обстоятельством –  получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления, а также получение взятки группой; неоднократно, с вымогательством  взятки; взятки в крупном размере.

Дачей взятки признается передача предмета взятки лично в руки или  через посредника. Дача взятки считается  оконченным преступлением с момента передачи взяткодателем взяткополучателю хотя бы часть взятки. В соответствии с законом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Вымогательством является требование взятки под угрозой совершение действий, который могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя. Взяточничество всегда совершается с прямым умыслом. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Важно, что коррупция юристами трактуется как социальное явление. Но в связи с этим возникают  другие проблемы. Такие понятия, как  «социальное явление», «разложение  власти», относятся к макроуровню  социального порядка.[3] Можно было и дальше анализировать различные определения. Но и приведенных достаточно, чтобы сделать несколько выводов. Во-первых, множество и разнообразие определений отражают объективную сложность явления. Во-вторых, невозможно в одном определении выразить всю его сложность. Из этих тезисов с очевидностью следует еще один вывод: не следует пытаться давать определение коррупции вообще, всякий раз необходимо указывать, какой стороны данного явления касается предлагаемое определение.

Как перечисленные, так и  прочие определения отличаются одним  общим свойством: они трактуют только «разложение» должностных лиц[4]. Таким образом коррупция, как понятие имеет множество трактовок. Термин «коррупция» применяется, как правило, к государственному аппарату, правительственным и муниципальным чиновникам, которые злоупотребляют данной им властью, точнее – используют свои полномочия в целях личного обогащения, получения каких-либо благ и услуг, которые в ином случае им были бы не доступны.

2.2 Основные тенденции развития коррупции в различных сферах жизни общества 

 

Коррупционная деятельность считается одним из основных видов  теневой экономики. Явление коррупции  известно с древнейших времен. В  первобытных и раннеклассовых обществах  плата жрецу, вождю или военачальнику  за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная  норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга  требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники  низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у  них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

На ранних этапах истории  античных обществ (древнегреческие  города-государства, республиканский  Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция  почти отсутствовала. Это явление  начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие  государственные чиновники, о которых  говорили: "Он приехал бедным в  богатую провинцию, а уехал богатым  из бедной провинции"[5]. В этот время в римском праве появился специальный термин "corrumpire", который был синонимом слов "портить", "подкупать" и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

История коррупции не уступает по древности известной нам истории  человеческой цивилизации, где бы она  ни творилась — в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается  в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных  действий принадлежит Ивану III. А  его внук Иван Грозный впервые  ввел смертную казнь в качестве наказания  за чрезмерность во взятках.

К временам Алексея Михайловича  Романова относится практически  единственный народный бунт антикоррупционной (с точностью до используемой в  те времена терминологии) направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и  закончился победой москвичей: часть  города сгорела вместе с немалым  количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание  толпе два коррумпированных "министра" - глава Земского приказа Плещеев  и глава Пушкарского приказа  Траханиотов.[6]

При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после  многолетнего следствия был изобличен  в коррупции и повешен при  всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала  Нестерова — того, кто изобличил  Гагарина.

На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин  получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") — двенадцать тысяч  в той же валюте[7].

Понятно, что коррупция  была неотделима от фаворитизма. Из последних  предреволюционных эпизодов, помимо Распутина, имеет смысл упомянуть  балерину Кшесинскую и великого князя  Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам  получать военные заказы во время  первой мировой войны.

Есть документальные основания  утверждать, что смена государственного строя и формы правления в  октябре 1917 г. не отменила коррупцию  как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде.

После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во взятках  и шантаже, и приговорил их к шести  месяцам тюремного заключения, узнавший об этом Председатель СНК В.И. Ленин  настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и  приговорил троих из четырех к  десяти годам лишения свободы. В  архивах хранятся записка Ленина Д.И. Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б) с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации[8].

Информация о работе Проблема коррупции в современном российском образовании