Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:00, курсовая работа
Цель: исследовать проблему распространения и влияния коррупции на современное российское образования.
Задачи:
1. рассмотреть различные подходы к определению понятия «коррупции»;
2. изучить тенденции развития коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества;
3. рассмотреть распространение коррупции в системе образования;
4. изучить проблему коррупции в российских школах и институтах.
Введение.......................................................................................................... 3
1. Коррупция как социальный феномен......................................................... 4
1.1 Характеристика коррупции как социального явления............................ 4
2.2 Основные тенденции развития коррупции в различных сферах жизни общества 7
2. Проблема коррупции в социальном институте образование................. 14
2.1 Распространение коррупции в системе образования............................ 14
2.2 Распространение коррупции в российских школах и высших учебных заведениях........................................................................................................................ 15
Заключение.................................................................................................... 24
Список использованной литературы........................................................... 26
До сих пор государство
– несмотря на все свои правильные
заявления – ничего не предприняло,
чтобы осушить болото коррупции.
Наоборот, проблема за последние четыре
года резко обострилась: коррумпированность
во всех сферах российской жизни, по данным
ИНДЕМ, за время пребывания у власти
президента Владимира Путина возросла
многократно. Правда, в последние
годы министерство образования разработало
для всех выпускников школ унифицированные
тесты, которые призваны побороть коррупцию
и создать равные шансы для
всех. Однако, как утверждает Римский,
на деле произошло обратное: "Министерство
образования создало новый
Тем временем коррупция становится определяющим фактором в вопросе, кто в России получит высшее образование, а кто нет. "Сегодня в вузы поступают не самые одаренные, а самые богатые"[19]. Правда, все еще существуют бесплатные места для одаренных детей из бедных семей, объясняет Римский, однако они продаются богатым, тогда как среднему классу приходится рассчитывать на внебюджетные места. При этом самые богатые россияне уже давно отправляют своих детей в иностранные университеты.
В массовом сознании коррупционные процессы в вузах сегодня находят достаточно яркое отражение. Однако при многочисленных откликах в средствах массовой информации на эти процессы, нет точных данных о масштабах взяточничества в сфере высшего образования.
В массовом сознании широко
распространено мнение, что в настоящее
время поступления в вуз
Социологический подход к
изучению теневых экономических
отношений в сфере высшего
образования преследует цель, в первую
очередь, оценить масштабы явления,
его внутренние характеристики, специфику
их проявления в территориальном
и, так сказать, отраслевом разрезах,
причины, его порождающие и последствия
для сферы высшего образования
и общества в целом. В высшем образовании
взяточничество при поступлении
и в процессе учебы следует
квалифицировать как проявление
теневых экономических
Среди российских ученых –
как экономистов, так и социологов,
занимающихся проблемами теневой экономики
– следует отметить Ю. Латова, Р.
Рывкину, В. Радаева. Круг явлений, которые
могут быть охвачены понятием «теневые
экономические отношения в
Проявления теневых
Довольно интересно действует принцип субоптимальности теории рационального выбора. Осознавая, что другие абитуриенты могут находиться в неравных условиях конкурсного отбора (иметь преимущество за счет взятки), авторы также стараются повлиять на поступление посредством взятки. Данный принцип как раз и зафиксирован в обыденном утверждении о том, что «в вуз поступают только за взятки или по блату»[21]. Основная «аномалия» теневых экономических отношений при поступлении в вуз лежит на поверхности противоречий в самой теории рационального выбора[22]. Выглядя «рационально» на микроуровне, подобные действия на макроуровне не всегда являются разумными. Издержки для общества очевидны: отнюдь не все одаренные дети имеют шанс поступить в вузы.
Сумма взяток при поступлении или в процессе учебы обусловлена не просто рыночным спросом и предложением, а учетом выигранного времени и сил, которые могут быть затрачены на самостоятельное прохождение данных испытаний. Среди студентов ходят списки, кто из преподавателей, сколько просит за тот или иной экзамен или отметку: взятки берутся в деньгах, подарках, но также и в "услугах" – вплоть до сексуальных. Уровень коррумпированности растет вместе с престижем соответствующего вуза: например, поступление в знаменитый Московский государственный университет им. Ломоносова может стоить несколько десятков тысяч франков[23]. Высшее образование все более становиться инструментальной ценностью, и фраза «время – деньги» приобретает прямой смысл.[24]
Ответ на вопрос о том, почему студенты (чаще их родители) идут на серьезные материальные затраты при поступлении очевиден: высшее образование – это благо, ценность, которая может быть не только выражена в скупых коэффициентах большего дохода после окончания вуза. Важность социального капитала, его ценность, ради чего авторы стремятся получить высшее образование, – не вызывают сомнений.
Теневые экономические отношения в процессе учебы (взятки за зачеты и экзамены, покупка курсовых и дипломных работ) также могут быть проинтерпретированы в терминах формальных и неформальных, материальных и нематериальных ограничений. Осознанный выбор вступления в теневые экономические отношения, который совершает студент, преодолевая препятствия по ходу учебы, может трактоваться как успешный способ достижения цели, а не вынужденная мера, которая спровоцирована «голодным преподавателем».[25]
В заключении отметим, что
получены первые результаты исследования,
которые позволяют сделать
Заключение
После изучения нами данной
проблематики, хотелось бы теперь внимание
методам борьбы с коррупцией. Если
взятки при поступлении или в
процессе учебы есть издержки, которые
в сформированной социальной несут
авторы, то реализация альтернативного
«обычного» пути поступления в вуз
может быть достигнута через создание
условий, делающих выбор теневых
экономических отношений для
взаимодействующих сторон менее
интересными. Сюда могут быть отнесены
и открытие ранее недоступных
возможностей получения высшего
образования (системы платного высшего
образования); и внешний контроль
качества преподавания, оценка независимыми
экспертами реально полученных студентами
знаний, умений и навыков; и возникновение
конкурентной среды на рынке труда
среди специалистов, когда получение
работы и уровень дохода работника
будут реально зависеть не от наличия
диплома о высшем образовании
как такового, а от его реальной
квалификации. В российской же действительности
основное внимание уделяется закрытию
теневых каналов поступления (введение
единого государственного экзамена),
а также ужесточению и
Задача декриминализации может быть решена в рамках широкой целевой программы, которая должна включать наиболее важные первоочередные мероприятия. Среди них следует выделить следующие:
1) Усиление роли государства,
как гаранта национальной
2) Введение обязательной
экономико-правовой, криминологической
экспертизы проектов законов,
указов и подзаконных актов,
имеющих отношение к
3) Укрепление и усиление
позиций судебной власти, которая
должна обладать реальными,
4) Укрепление системы
правоохранительных органов
Таким образом, можно сделать вывод, что многие знают как бороться с коррупцией и взяточничеством, в том числе и чиновники, но мало кто действительно хочет уничтожить такое социальное явление как коррупция.
Надеюсь, что в дальнейшем мною будет проведена работа, которая будет посвящена проблеме коррупции в учебных заведениях Архангельской области.
Список использованной литературы
1. Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. // Юрист, 1999, №10. с. 20-24.
2. Большой юридический словарь / Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. М.: ИНФРА-М, 1999. –VI, 790 с.
3. Граждан В. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // Власть 2004, №2, с. 4-15
4. Григорьева Т.В., Пазовский А.И. Под сенью коррупции. // ЭКО 2000, №2. с. 153-184
5. Диагностика российской коррупции:
социологический анализ. Новое исследование
фонда ИНДЕМ./// http: www.transparencykazakhstan.org
6. Ирина Рогожина. Доходное дело. // Новое поколение №9 от 04.02.2005. http: www.transparencykazahstan.org
7. И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 120.
8. Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.// Государство и право 2004, №4. с. 99-111.
9. Молодые юристы против коррупции. http:www.rels.obninsk.com
10. Политком.Ru – информационный сайт политических комментариев. http:www. politcom.ru
11. Популярный юридический энциклопедический словарь. / Редкол.: О.Е. Кутафин и другие. – М.: Большая Российская энциклопедия «РИПОЛ–КЛАССИК», 2001 - 800 с.
12. Римский В.Л. Бюрократия, клиентизм и коррупция в России.// Общественные науки и современность 2004, №6. с. 68-84
13. Саратов Г.А. Коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы. // Общественные науки и современность 2004, №2. с. 60-71
14. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998 – 768 с.
15. Филиппов В. ЕГЭ снимает проблему коррупции.// АиФ «Семейный совет» №12 от 21.06.2003. http:www.philippov.ru
16. И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 120.
17. Юридический энциклопедический словарь. / Гл. ред. О.Е. Кутафин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, с. 559.
[1] Саратов Г.А. коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы // Общественные науки и современность, 2004 №2, с. 60
[2] Саратов Г.А. коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы // Общественные науки и современность, 2004 №2, с. 60
3 Молодые юристы против коррупции // http:www. rels.obninsk.com
Информация о работе Проблема коррупции в современном российском образовании