Проблема коррупции в современном российском образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать проблему распространения и влияния коррупции на современное российское образования.
Задачи:
1. рассмотреть различные подходы к определению понятия «коррупции»;
2. изучить тенденции развития коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества;
3. рассмотреть распространение коррупции в системе образования;
4. изучить проблему коррупции в российских школах и институтах.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................... 3
1. Коррупция как социальный феномен......................................................... 4
1.1 Характеристика коррупции как социального явления............................ 4
2.2 Основные тенденции развития коррупции в различных сферах жизни общества 7
2. Проблема коррупции в социальном институте образование................. 14
2.1 Распространение коррупции в системе образования............................ 14
2.2 Распространение коррупции в российских школах и высших учебных заведениях........................................................................................................................ 15
Заключение.................................................................................................... 24
Список использованной литературы........................................................... 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.58 Кб (Скачать файл)

До сих пор государство  – несмотря на все свои правильные заявления – ничего не предприняло, чтобы осушить болото коррупции. Наоборот, проблема за последние четыре года резко обострилась: коррумпированность во всех сферах российской жизни, по данным ИНДЕМ, за время пребывания у власти президента Владимира Путина возросла многократно. Правда, в последние  годы министерство образования разработало  для всех выпускников школ унифицированные  тесты, которые призваны побороть коррупцию  и создать равные шансы для  всех. Однако, как утверждает Римский, на деле произошло обратное: "Министерство образования создало новый коррупционный  рынок"[18]. Поскольку от тестов, которые позже нельзя пересдать, зависит будущее ребенка, родители делают все, чтобы заранее гарантировать результаты экзаменов, сопряженных с огромным стрессом. Сегодня ответы на тесты можно купить через интернет, есть вариант, когда за определенную плату ученикам диктуются ответы по мобильному телефону непосредственно во время экзамена. Откуда исходит утечка, понятно: по словам Римского, лишь немногие сотрудники министерства образования имеют доступ к этим данным.

Тем временем коррупция становится определяющим фактором в вопросе, кто  в России получит высшее образование, а кто нет. "Сегодня в вузы поступают не самые одаренные, а  самые богатые"[19]. Правда, все еще существуют бесплатные места для одаренных детей из бедных семей, объясняет Римский, однако они продаются богатым, тогда как среднему классу приходится рассчитывать на внебюджетные места. При этом самые богатые россияне уже давно отправляют своих детей в иностранные университеты.

В массовом сознании коррупционные  процессы в вузах сегодня находят  достаточно яркое отражение. Однако при многочисленных откликах в средствах  массовой информации на эти процессы, нет точных данных о масштабах  взяточничества в сфере высшего  образования.

В массовом сознании широко распространено мнение, что в настоящее  время поступления в вуз возможно, как правило, по знакомству или за деньги, что без связей или значительной платы не поступить в вуз крайне сложно. Подобная практика воспринимается как обычная, «нормальная», не вызывает внутреннего протеста или осуждения. Так, исследование Я.М. Рощиной показывает, что только 31% родителей и 24% детей считают «блат» аморальным, взятку оценивают также как недопустимую практику 47% родителей и 43% детей. Взятку готовы дать 57% родителей, она рассматривается просто как одна из форм издержек, связанных с образованием ребенка, – формально платят за учебу, а неформально – за поступление на бесплатное отделение.[20]

Социологический подход к  изучению теневых экономических  отношений в сфере высшего  образования преследует цель, в первую очередь, оценить масштабы явления, его внутренние характеристики, специфику  их проявления в территориальном  и, так сказать, отраслевом разрезах, причины, его порождающие и последствия  для сферы высшего образования  и общества в целом. В высшем образовании  взяточничество при поступлении  и в процессе учебы следует  квалифицировать как проявление теневых экономических отношений (ТЭО).

Среди российских ученых –  как экономистов, так и социологов, занимающихся проблемами теневой экономики  – следует отметить Ю. Латова, Р. Рывкину, В. Радаева. Круг явлений, которые  могут быть охвачены понятием «теневые экономические отношения в сфере  высшего образования» выглядит следующим  образом: поступление в вузы на бюджетные  места с использованием социального  капитала: через друзей, знакомых, родственников, что подразумевает ответное предоставление каких-либо благ или услуг; поступление  в вуз, используя «дорогие» занятия  с репетитором (латентная форма  взятки); поступление посредством  прямой взятки; получение зачета, экзамена, учебной практики за деньги (сувенир, подарок); покупка реферата, курсовой работы, дипломной работы; репетиторство  преподавателей того вуза, где учатся студенты, как скрытая форма получения  взятки.

Проявления теневых экономических  отношений в вузах можно рассматривать  с позиции теории рационального выбора. Действительно авторы ТЭО (студенты и их родители) действуют рационально и преднамеренно. Сложно себе представить человека, пытающегося оказать влияние на приемную комиссию в вуз, не понимая того, что он делает, или просто находясь под нерефлексируемым воздействием социальных норм. Осознавая возможные выгоды от поступления в вуз, авторы также оценивают и издержки. Издержки могут иметь как стоимостное денежное выражение (услуги, подарки), так и социальное – осуждение со стороны других людей, возможность провала «подкупа» с вытекающими последствиями. Отношения к явлениям теневым экономическим отношениям – как при поступлении, так и в процессе учебы, – достаточный индикатор «затратности» социальных издержек, связанных с нарушением социальных норм. Предполагается, что в ряде случаев поступления в вузы за взятку и будет являться социальной нормой, запечатленной в общественном сознании.

Довольно интересно действует  принцип субоптимальности теории рационального  выбора. Осознавая, что другие абитуриенты  могут находиться в неравных условиях конкурсного отбора (иметь преимущество за счет взятки), авторы также стараются  повлиять на поступление посредством  взятки. Данный принцип как раз  и зафиксирован в обыденном утверждении  о том, что «в вуз поступают  только за взятки или по блату»[21]. Основная «аномалия» теневых экономических отношений при поступлении в вуз лежит на поверхности противоречий в самой теории рационального выбора[22]. Выглядя «рационально» на микроуровне, подобные действия на макроуровне не всегда являются разумными. Издержки для общества очевидны: отнюдь не все одаренные дети имеют шанс поступить в вузы.

Сумма взяток при поступлении  или в процессе учебы обусловлена  не просто рыночным спросом и предложением, а учетом выигранного времени  и сил, которые могут быть затрачены  на самостоятельное прохождение  данных испытаний. Среди студентов  ходят списки, кто из преподавателей, сколько просит за тот или иной экзамен или отметку: взятки берутся  в деньгах, подарках, но также и  в "услугах" – вплоть до сексуальных. Уровень коррумпированности растет вместе с престижем соответствующего вуза: например, поступление в знаменитый Московский государственный университет  им. Ломоносова может стоить несколько  десятков тысяч франков[23]. Высшее образование все более становиться инструментальной ценностью, и фраза «время – деньги» приобретает прямой смысл.[24]

Ответ на вопрос о том, почему студенты (чаще их родители) идут на серьезные  материальные затраты при поступлении  очевиден: высшее образование –  это благо, ценность, которая может  быть не только выражена в скупых коэффициентах  большего дохода после окончания  вуза. Важность социального капитала, его ценность, ради чего авторы стремятся  получить высшее образование, – не вызывают сомнений.

Теневые экономические отношения  в процессе учебы (взятки за зачеты и экзамены, покупка курсовых и  дипломных работ) также могут  быть проинтерпретированы в терминах формальных и неформальных, материальных и нематериальных ограничений. Осознанный выбор вступления в теневые экономические  отношения, который совершает студент, преодолевая препятствия по ходу учебы, может трактоваться как успешный способ достижения цели, а не вынужденная  мера, которая спровоцирована «голодным  преподавателем».[25]

В заключении отметим, что  получены первые результаты исследования, которые позволяют сделать некоторые  выводы. Большинство респондентов «слышали»  о случаях недобросовестного поступления в вуз (98%), лишь немногие (16%) указывают, что поступали несамостоятельно, с «поддержкой».[26] Видимо, слухи о тотальной коррумпированности сферы высшего образования сильно преувеличены. Реальную вовлеченность студентов в теневые экономические отношения в процессе учебы оценивать достаточно сложно – многие утверждают, что сами не вступали в «теневые» отношения, хотя большинство полагают, что такие отношения, весьма распространены в области образования в целом. Ситуация с коррупцией в вузах отражает ситуацию в стране – ведь большинство студентов воспринимает это явление как данность. Налицо некая деформация общественного сознания, отражающая тот факт, что правовое поле зачастую не совпадает с жизненными практиками.

 

Заключение

После изучения нами данной проблематики, хотелось бы теперь внимание методам борьбы с коррупцией. Если взятки при поступлении или в  процессе учебы есть издержки, которые  в сформированной социальной несут  авторы, то реализация альтернативного  «обычного» пути поступления в вуз  может быть достигнута через создание условий, делающих выбор теневых  экономических отношений для  взаимодействующих сторон менее  интересными. Сюда могут быть отнесены и открытие ранее недоступных  возможностей получения высшего  образования (системы платного высшего  образования); и внешний контроль качества преподавания, оценка независимыми экспертами реально полученных студентами знаний, умений и навыков; и возникновение  конкурентной среды на рынке труда  среди специалистов, когда получение  работы и уровень дохода работника  будут реально зависеть не от наличия  диплома о высшем образовании  как такового, а от его реальной квалификации. В российской же действительности основное внимание уделяется закрытию теневых каналов поступления (введение единого государственного экзамена), а также ужесточению и неотвратимости наказания за противоправные действия такого рода. Косвенно определенным моментом сдерживания в распространении  теневых экономических отношений  в вузах служат сами взятки, точнее их размеры – далеко не все могут  себе позволить издержки в несколько  тысяч или даже в десятки тысяч  долларов за поступление в элитарный  вуз Москвы.[27]

Задача декриминализации может быть решена в рамках широкой  целевой программы, которая должна включать наиболее важные первоочередные мероприятия. Среди них следует  выделить следующие:

1) Усиление роли государства,  как гаранта национальной безопасности, создание необходимой для этого  правовой базы и механизма  ее применения;

2) Введение обязательной  экономико-правовой, криминологической  экспертизы проектов законов,  указов и подзаконных актов,  имеющих отношение к осуществлению  экономической реформы;

3) Укрепление и усиление  позиций судебной власти, которая  должна обладать реальными, эффективными  механизмами обеспечения своих  решений;

4) Укрепление системы  правоохранительных органов путем  их статуса и восстановления  кадрового аппарата.[28]

Таким образом, можно сделать  вывод, что многие знают как бороться с коррупцией и взяточничеством, в том числе и чиновники, но мало кто действительно хочет  уничтожить такое социальное явление  как коррупция.

Надеюсь, что в дальнейшем мною будет проведена работа, которая  будет посвящена проблеме коррупции  в учебных заведениях Архангельской  области.

 

Список использованной литературы 

 

1.   Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. // Юрист, 1999, №10. с. 20-24.

2.   Большой юридический словарь / Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. М.: ИНФРА-М, 1999. –VI, 790 с.

3.   Граждан В. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // Власть 2004, №2, с. 4-15

4.   Григорьева Т.В., Пазовский А.И. Под сенью коррупции. // ЭКО 2000, №2. с. 153-184

5.   Диагностика российской коррупции: социологический анализ. Новое исследование фонда ИНДЕМ./// http: www.transparencykazakhstan.org.

6.   Ирина Рогожина. Доходное дело. // Новое поколение №9 от 04.02.2005. http: www.transparencykazahstan.org

7.   И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 120.

8.   Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.// Государство и право 2004, №4. с. 99-111.

9.   Молодые юристы против коррупции. http:www.rels.obninsk.com

10.      Политком.Ru – информационный сайт политических комментариев. http:www. politcom.ru

11.      Популярный юридический энциклопедический словарь. / Редкол.: О.Е. Кутафин и другие. – М.: Большая Российская энциклопедия «РИПОЛ–КЛАССИК», 2001 - 800 с.

12.      Римский В.Л. Бюрократия, клиентизм и коррупция в России.// Общественные науки и современность 2004, №6. с. 68-84

13.      Саратов Г.А. Коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы. // Общественные науки и современность 2004, №2. с. 60-71

14.      Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998 – 768 с.

15.      Филиппов В. ЕГЭ снимает проблему коррупции.// АиФ «Семейный совет» №12 от 21.06.2003. http:www.philippov.ru

16.      И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 120.

17.      Юридический энциклопедический словарь. / Гл. ред. О.Е. Кутафин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, с. 559.

 

 

[1] Саратов Г.А. коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы // Общественные науки и современность, 2004 №2, с. 60

[2] Саратов Г.А. коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы // Общественные науки и современность, 2004 №2, с. 60

Молодые юристы против коррупции // http:www. rels.obninsk.com

Информация о работе Проблема коррупции в современном российском образовании