Проблема самоубийства в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск «моральных каникул» имеет оборотную сторону - донжуановское пресыщение жизнью. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

Содержание работы

1.Введение
2.Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
3.Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы
4.Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств
5.Статистика по суицидам
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)
  •  
    ОГЛАВЛЕНИЕ
  • 1.Введение
  • 2.Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
  • 3.Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы
  • 4.Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств
  • 5.Статистика по суицидам
  • 6.Список литературы

1.Введение.

Каждый человек хотя бы раз в  жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск «моральных каникул» имеет оборотную сторону - донжуановское пресыщение жизнью. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

Этот страшный путь сознательного  суицида очевиден и безжалостен  в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух «Я», вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на «дне» своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и театральность собственных притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда дело сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от «сна разума», породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако «спасшийся» благодаря своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам Достоевский являют собой слабый аргумент «за», когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.

Что-то постоянно не связывается, обрывается в наших попытках если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт  сознательного самонасилия. Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани между психиатрией и философией У.Джемса, В.Бехтерева, Р.Лэнга не дают исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%), почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост сознательного суицида в среде наиболее перспективной в эволюционном отношении?!

Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х.

2.Основные социологические  понятия и подходы к изучению  проблемы суицида.

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Я полагаю, если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Владимир Маяковский в своей предсмертной записке, как известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил”. Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

При достаточно поверхностном анализе  суицида, не вдаваясь пока ни в какие  подробности оценки этого явления  с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий  можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий  субъект, знающий об ожидающих его  результатах и сознательно выполняющий  задуманный план насилия, - это феномен  болезни сознания, для характеристики которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.

"В моей смерти прошу винить..." По уровню самоубийств Россия  вышла на одно из первых  мест в мире Масштаб этой  цифры ужасает: в 1998 году в  России добровольно расстались  с жизнью около 66 тысяч человек.  Разумеется, каждая человеческая  трагедия неповторима. Но в  этих тысячах трагедий есть  некие закономерности, которые помогают  лучше понять состояние общества  в целом. Закономерности эти  предмет серьезных научных исследований.

Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в  целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального  благополучия или неблагополучия той  или иной среды.

3.Причины суицидального  поведения: социальные и асоциальные  факторы.

Специалисты насчитывают большое  количество факторов, имеющих отношение  к суицидальным попыткам. Среди них  и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей  Земли, и загрязнение окружающей среды, накопление определенных морских  воздушных масс, циклонов и антициклонов, но наиболее ценными для понимания  самоубийства являются социальные, социально-психологические  и психологические причины, разрушающие  личность человека, его “я”.

Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим  окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении  вопроса “быть или не быть”  является сам человек, от силы его  личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом  состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.

Связь “общество” - “микросоциум” - “я” во временном пространстве “прошлое - настоящее - будущее” в большей  или меньшей степени можно  проследить во всей истории общественного  развития человека. Есть, по крайней  мере, два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными  причинами.

В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих  членов самопожертвования, и эти  социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных  кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В  голодные годы старики ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко  жертвы приносились ради прекращения  войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных  действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов (в Японии при постройке моста  в основании закапывалась человеческая жертва “хитобашира”, чтобы мост был прочным и бог реки не гневался на самоуправство строителей). Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти “повелителя” - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями.

Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей  чести. До сих пор в некоторых  африканских племенах сохранилась  такая странная форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю, взобраться на высокое дерево и, публично излив  свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения  протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.

Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного поощрения” суицидов стало достоянием историков и  этнографов, но обычаи прошлого то и  дело вплетаются в современность.

Другим видом самоубийств, непосредственно  связанным с социальными причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей  или конкретного индивида по независимым  от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что суицид становиться  одним из реальных путей избавления от страданий. “Нужда и безработица”, “бесплодность и беспросветность  борьбы за существование” - эти слова  стали штампами и уже давно  связываются с причинами самоубийств. Известно, что в целом экономическое  положение общества очень сильно отражается на кривой суицидов. Другие социальные причины более опосредованно  влияют на добровольный уход из жизни. Существует мнение, что в технически высокоразвитых странах вероятность  самоубийств резко возрастает, также  процент самоубийств в городах  в 2 раза больше, чем в сельской местности. В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда  и дифференциацию различных слоев  общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение “винтика” в  огромной машине цивилизации, не обладающего  ценностью собственной жизни.

Во время же войн и революций, когда наблюдается действие механизма  переноса накопленной агрессии против своего “я” на других людей, принадлежащих  к “лагерю врагов”, кривая самоубийств  ползет вниз. С другой стороны практически  невозможно подсчитать количество людей  добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в  военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся  покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды истории  является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых  случаев не является предметом изучения.

Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые  культурные явления. Например, появление  “Вертера” Гёте в 1774 году, в котором  описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую  эпидемию самоубийств. Средства массовой информации множат этот эффект заражения  вирусом самоубийства, основанный на подражании кумирам. Смерть Курта Кобейна в 1994 году - солиста популярной группы “NIRVANA” повлекла за собой целый ряд самоубийств среди молодежи. Одна из главных тенденций, прослеживающихся в процессе развития общества, это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко просматривается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах. Потеря же надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов.

Особенно сильно это проявляется  в обществе, переживающем упадок и  не имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийц.

Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств  и непосредственно связывающих  прошлое и настоящее в жизни  общества, является религия. Не даром одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждает самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивается ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, кроме отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств первых христиан - мучеников, стремящихся таким образом предстать перед лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни, который действует и по сей день. Одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. А такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относиться к отречению от плоти, самосожжение буддийских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Из этого видно, что в целом в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.

Информация о работе Проблема самоубийства в современном обществе