Проблема самоубийства в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск «моральных каникул» имеет оборотную сторону - донжуановское пресыщение жизнью. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

Содержание работы

1.Введение
2.Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
3.Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы
4.Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств
5.Статистика по суицидам
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)

В настоящее время влияние религии, как регулирующего суицид фактора, значительно меньше, а изменения  в общественной жизни приобретают  все более скоротечный характер, в результате чего различные слои и социальные группы оказываются  в различных неравных условиях, которые  могут рассматриваться как предпосылки  к суицидальному поведению современной  молодежи и более старшего поколения.

Старшее поколение, как известно, самая  главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая самоубийств, за исключением лишь некоторых стран, медленно нарастает у слабого  пола и резко взмывает вверх к  концу жизни у мужчин. Это легко  объясняется: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние  тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции “социально активной старости”. Даже, несмотря на негативные установки  церкви, старикам иногда предоставлялось  право решать, сражаться ли с нарастающей  лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах - недаром существование ядовитых трав рассматривалось, как доказательство доброты Провидения - они давали возможность старикам умереть быстро и безболезненно. Но с другой стороны, люди, которые смогли полностью сказать старости “да” и принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в общественной волне утери прежних жизненных ценностей и печальных напоминаний об эпохе 30-х годов и Отечественной Войны. Старость не стремиться к бурным переменам, и консерватизм стариков давно уже стал притчей во языцех, и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им дополнительные дозы положительных эмоций. Тем более, что многие из стариков не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и домочадцев у благотворного для старости тепла семейного очага, становиться понятным, что эта социальная группа на данном этапе отнюдь не стремиться выйти из зоны повышенного суицидального риска.

Поколение среднего возраста, включая  большинство трудоспособного населения  “кому за 30”, оказалось в не менее  неоднозначной ситуации в свете  политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Конечно  многие из “среднего” поколения получили, наконец, возможность реализовать  свои идеи, замыслы и творческий потенциал или просто возможность  хорошо работать. Однако работа некоторых, а может и большинства, еще  совсем далека не то чтобы от идеала, но и просто от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков организации труда, а иногда и от субъективных причин, относящихся к конкретному специалисту: или это очень слабая профессиональная подготовка, или нежелание и неумение изменять стиль и методы своей работы, или неумение координировать свою деятельность с другими людьми и целый ряд других причин, неизменно ведущих человека, не удовлетворяющего новым изменившимся условиям работы в разряд “социально незащищенных”. А вследствие этого они обязательно получат большую порцию стрессов в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за свое место и уровень заработной платы, негативные эмоции от конфликтов с руководством и коллегами и др.

С другой стороны, люди, изменившие темпы  своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки. Во-первых, естественно, из-за большей напряженности труда  в связи с более быстрым  темпом, а во-вторых, из-за тех или  иных барьеров, возникающих при этом на их пути, тревога из-за неуверенности  в своих возможностях, страх стать  жертвой конкурентов.

Еще одним потенциально возможным  стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения.

С другой стороны, новые условия  общественной жизни порождают неизмеримо большое количество альтернатив  при выборе профессиональной деятельности или формы и места получения  образования и др., что предоставляет  гораздо большие возможности для индивидуального развития, но и заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществить выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, которое повышает вероятность суицидальных намерений.

Но не только неопределенность в  общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить побудительными причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.

И все же отказ от жизни в пожилом  или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало), чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.

На первом месте из проблем, характерных  для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные  со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений  с друзьями, в основном противоположного пола.

Отношения родителей с детьми, к  сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой  от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых  рассматриваются психологами как  отчаянный призыв о помощи, как  последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между  младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида  и это связано, прежде всего, с  тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье  родителей.

Школьные проблемы обычно связаны  с неуспеваемостью или плохими  отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к  понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей  личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного  влияния окружающей среды.

Одним из основных психологических  объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого  человека, что возникает обычно в  качестве компенсации плохих отношений  в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или  подругой становятся столь значимыми  и эмоционально необходимыми, что  любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При том  иногда, при отсутствии поддержки  близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих попытки  самоубийства, сами подростки и психологи  указывают на различные способы. Таким образом, оказать влияние на других людей: “дать человеку понять, в каком ты отчаянии” - около 40 % случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался” - около 30 % случаев, “показать, как ты любишь другого” или “выяснить, любит ли тебя другой” - 25 %, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” - 25 % и только 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами - это происходит из-за быстрого изменения  культурных норм и эталонов поведения  в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило в  условиях менее динамичного общества, очень сложно понять своих “свободомыслящих”  детей. Но с другой стороны, кто, как  не молодые, являются поколением, которое  находится в наилучшем положении  в современной ситуации, так как  имеет гораздо больше потенциальных  возможностей использовать свои преимущества, связанные с тенденциями изменения  общества.

Самоубийство - это также результат  социально-психологических дизадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливают целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве. И, прежде всего человека толкает на это безысходность. Он больше не может конструировать свое будущее. И не важно сильный, волевой этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются среди людей разных типов. В первом случае неуравновешенный человек с большими перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а бескомпромиссный и волевой - реализовать хорошо подготовленное, продуманное спокойно и холодно решение. Но существуют общие закономерности, объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у совершенно разных людей и, прежде всего, это значимость ситуации для данной личности. Именно из-за различной значимости одни и те же типы личности в сходных ситуациях дают совершенно различную реакцию. Самые распространенные из них это реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистического направления.

Реакция демобилизации, самая часто  встречающаяся в повседневном общении  с людьми. У человека резко изменяется сфера контактов, он замыкается, мучительно переживает свое одиночество, испытывает безнадежность, какую-то психическую  травму перерабатывает в сознании в еще большую. Видит трагический тупик без выхода. Тем не менее, он продолжает жить и работать или учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым днем, уединяется, перестает быть активным и думает о самоубийстве. В данном случае за суицидальными намерениями в половине случаев могут последовать реальные действия.

Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы. При этом заметно снижается интеллектуальный контроль. Человека что-то очень мучает, не дает покоя; он становиться раздражительным. Происходит то, что обычно называют потерей “точки опоры”. Благодаря  этому может произойти реализация острого намерения уйти из жизни.

Хронически пониженное настроение, такое на первый взгляд невинное явление, относиться к реакциям пессимистического  направления. Пессимистическая реакция - одна из самых тяжелых и опасных. У человека происходит изменение  мироощущения, появляется мрачное мировоззрение  и оценка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала ценностей. При  этой реакции встречаются как  неожиданные, сиюминутные способы  самоубийства, так и хорошо заранее  продуманные.

Итак, реакции на неприятные и, порой, губительные для человеческой психики  события могут быть разными, но основа их происхождения одна - это отрицательная  эмоция. Но опасны не любые отрицательные  эмоции, а неконструктивно-застойные, когда отсутствует их смена, а  подвижность и динамичность психической  деятельности сведена к минимуму. Неконструктивность таких эмоций заключается в их обращенности вспять, на то, что уже произошло, и отрицательные эмоции порождаются одними и теми же неприятными воспоминаниями. Отсюда ни в коем случае не следует, что нельзя вспоминать и анализировать то, что уже произошло, даже если это нерадостные воспоминания. Но обращаться к неприятным событиям прошлого целесообразно именно с целью их анализа.

Такой анализ при попадании человека в замкнутый круг отрицательных  эмоций позволяет уменьшить возможность  возникновения подобных ситуаций в  дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния  обретает динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность по достижению реальной и актуальной в  настоящее время цели позволяет  преодолевать такие состояния, как  растерянность, уныние, разочарованность, тоска.

Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств  и непосредственно связывающих  прошлое и настоящее в жизни  общества, является религия. Недаром  в конце прошлого века В.Джеймс в своем знаменитом эссе "Стоит ли жизнь того, чтобы жить?" пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.

Христианство после волны самоубийств  первых христиан-мучеников, стремящихся  таким образом как можно быстрее  предстать перед лицом всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.

Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств  в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние  в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения  себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем  не более 12 человек на 100000).

Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся  к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт  протеста против войн и других варварств  современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных  норм. Впрочем, массовые религиозные  самоубийства предпринимались и  в России, например, при многих государственных  нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как  протест против политики, проводимой Петром I.

4.Категории самоубийц.  Фазы и типы самоубийств.

Существуют категории самоубийц  с их психологическими портретами: эгоист (выпавший из сообщества), альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий  смерть "за компанию"), аномичный самоубийца (в отсутствие общечеловеческих ценностей и принятых правил поведения), фаталист (в отсутствие необходимых для самовыражения свобод).

Информация о работе Проблема самоубийства в современном обществе