Проблема сохранения индивидуальной свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

В целом слова о нравственных ценностях раскрывают перед вами свод общественных условий, прав, свобод и обязанностей личности, рекомендуемых для воспитания соответствующего гражданского мировоззрения и нравственных устоев. Но от общего важно перейти к частностям и отыскать созвучие каждого шага с ритмом собственного сердца. Раздел о гражданских ценностях рассматривает социальную модель нравственного поведения культурного человека, основанную на историко-культурном опыте жизни людей.

Файлы: 1 файл

Нравственные ценности.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

Словно хромосомы  в генной инженерии, передающие информацию через живую цепь отношений, культура общества накапливает знания людей  и передаёт их из поколения в поколение через образование. Аналогично биологическому механизму, создающему из крохотной и мимолётной вспышки жизни – Вечность, педагогика является искусством передачи знаний, умений, навыков и культурного потенциала общества от поколения к поколению, объединяя минуты, годы и века в тысячелетия. Весь культурный потенциал мира целиком и полностью зависит от нашей возможности сохранить его, превратив в востребованное достояние познаний и навыков миллионов людей. Полноценность и всесторонность образования оказывает огромное влияние на качество знаний и культуру цивилизации, всесторонне способствуя совершенствованию гуманистических качеств каждой личности. Этот живой процесс сочетает душевные качества человека, индивидуальность его физических способностей с потребностями общества, что замыкает цепь согласия, даруя нам возможность гармоничного бытия. Основываясь на доброй воле и нравственности, образование становится не только механизмом передачи информации, но и воспитателем души человеческой. Оно определяет те условия, которые формируют активность и дееспособность гражданского самосознания нравственной личности, вверяя в её руки будущее мира.

Стоит признать, что изначальной целью образования  является формирование и развитие социального, гражданского, научного, культурного, нравственного и духовного мировоззрения  человека. Способность в частности видеть целое, в мгновении процесс, а в случайном тенденцию – являет истинное качество нравственного мировоззрения. Это, то качество нашего мышления, которое сообщает нам о рождении человека культурного, духовного и нравственного. Человека самостоятельного, а значит отвечающего каждой мыслью и действием перед Высшими силами бытия. 
Немаловажными ступенями роста нравственной личности является достижение совершенства в общем образовании, научном познании, профессиональной и творческой самореализации, сопричастности к культуре отечества и мира. Совершенство и мастерство раскрывают перед личностью возможность творить, не обременяя нас рамками неумения, неспособности, неполноценностью материальной формы и косностью мышления. Этот шаг является первым в процессе образования, но и самым важным, так как, не преодолев его, мы будем не готовы к принятию высших качеств знаний и нравственности. 
Дальнейшее совершенствование в познании требует не только последующего развития, но и постоянного удержания этого рекорда. Так жизнь и бытие личности становится целостным и непрерывным путём гармонизации личности, проходящим через непрерывное совершенствование на протяжении всей жизни, в том числе посредством изучения музыки, искусства, литературы, поэзии и приобщения к физической культуре. Только полноценность и многосторонность наших интересов сможет дать людям истинный, гармоничный взгляд на самих себя, на сокровенные цели собственной жизни и соответствующую творческую реализацию. 
Постепенное развитие мировоззрения личности приоткрывает перед нами перспективы духовного совершенства, предавая жизни особый одухотворённый характер вечного Бытия. Стремление к этим целям проходит в личности через переосмысление каждого мгновения собственного существования. Итогом этой стороны нравственного воспитания является осмысление и последующее формирование досуга человека. Этот огромный ресурс свободного времени через определение ценностей доброй воли и нравственности становится основой нашего дальнейшего самосовершенствования посредством культурного, творческого и физического развития. 
Совокупность процессов, превращающих жизнь человека из иждивенчества и потребительства в творческий источник духовного и нравственного развития, становится важнейшим этапом становления нас как творцов и явления доброй воли. В результате итогом образовательного и воспитательного процесса становится нравственный человек, как образец духовного, культурного, интеллектуального, гражданского и физического совершенства. 
Толерантность

Сложность, невыразимость  и отдалённость от нашего менталитета  этого термина, приютившегося в  русском языке, не должна вас отпугнуть  от тех важных задач, которые хотелось бы обозначить в процессе описания комплекса нравственных ценностей. Важно понимать, что отличительной  чертой нравственной личности является доверие и терпимость к мировоззрению  и культуре окружающих людей. Именно этих результатов нужно добиться в собственном характере и мировоззрении тем, кто стремиться к развитию своей доброй воли и духовного потенциала. Здесь нет опасности утери индивидуальности. Доверие вашего сердца и разума основывается на вере и знании, сознании и любви – это огромная сила, которая не ищет превосходства, а дарует каждому из нас лишь согласие и взаимность. Эта открытость является прекрасным потенциалом, способным оказывать огромное позитивное влияние не только на наше самосознание, но и на окружающее общество. Но из сказанного видно, что толерантность может стать достоянием только зрелой личности. Поэтому развитие душевной открытости, прежде всего, требует формирования соответствующего потенциала нашего мировоззрения, веры и осознанности. Достижение этих качеств формируется в человеке посредством воспитания уважения, согласия и восприимчивости к многогранности социальной среды и утверждения основ личной культуры. Именно эти значения стоит рассматривать под столь модным, но несколько неказистым словом.

Рассматривая  добрую волю человека, мы подразумеваем  личность, представляющую целый комплекс добродетелей. Поэтому не удивительно, что нравственная зрелость личности проявляется, прежде всего, в уважительном отношении к людям: разных национальностей  и вероисповедания, с политическими  взглядами, к представителям противоположного пола, с ограниченными возможностями, принадлежащим к группе риска  и социально-незащищённым слоям населения в независимости от их возраста, способностей и мировоззрения. Эта широта взгляда раскрывает перед каждым из нас огромные перспективы по развитию своей доброй воли, способной от личности и близких людей шагнуть в мир планеты, охватив своим вниманием и любовью все стороны этой бескрайней величины. 
В описанной цели мы видим, что проявление любви и доброй воли подразумевает некоторый взаимный процесс, поэтому получая внимание к себе, мы должны даровать нечто и окружающим нас людям. Именно поэтому миссия нравственного человека заключается в пробуждении согласия в окружающем мире. Это свойство подразумевает бескомпромиссное созвучие мысли, знаний, культуры и мировоззрения. Чем выше мы ставим цели, тем легче нам найти согласие между собой. Частности всегда сеют между людьми субъективность и противоречия. И только отрываясь от конечного и материального, мы легко распознаём единство наших взглядов на нравственные и духовные ценности. Но этот важный шаг мы можем сделать только, опираясь на сформировавшуюся индивидуальную духовную культуру и соответствующие знания. 
Демократия

Итогом формирования культуры гражданского общества является утверждение в его устоях и  законах нравственных принципов  жизнедеятельности человека, выраженных каждым гражданином в соответствующем  образе жизни. Всеобщее нравственное самосознание большинства членов общества становится оплотом для процветания демократии. От личности мы приходим к обществу, которое в дальнейшем вновь воспитает  мировоззрение каждого отдельного человека. Этот непрерывный процесс  раскрывает перед нами важнейший  потенциал и мудрость бытия. Если мы ищем мира и согласия, то бесспорно, что должны сеять в сердцах  наших детей соответствующие  семена взаимопонимания и мудрости. Приходится признать, что вначале  мир может родиться только в душе каждого отдельного человека и только после он охватывает наш дом, город, государство и планету. Понимание  существа мирной жизни неотъемлемо  связанно с утверждением демократических  основ в устоях общества. Но истоком  этого всеобщего согласия является наша просвещённость – знания и  культура, свобода и любовь, творчество и вера. Именно эти качества нужны  человечеству, чтобы наших детей  посетила истинная демократия, рождённая  доброй волей и духовным самосознанием  личности.

Исходя из сказанного, не сложно убедиться в том, что  начальным условием формирования демократических  основ общества является среда, способствующая физическому, культурному и нравственному  самосовершенствованию человека. Сегодня  мы должны уделить основное внимание самим себе, но не с целью накопления материальных благ и повышения комфорта, а лишь стремясь пробудить наш  исключительно человеческий потенциал  доброй воли. Именно духовное самосознание является тем, что мы именуем гуманизмом и разумностью, любовью и совершенством. Осталось осознать всё это и изменить своё отношение к миру, к самим себе, к нашему образу мысли и жизни, избавившись от формализма и бессмысленности. 
Впрочем, кроме наших личностных усилий нас окружает общество, которое должно всесторонне содействовать людям в стремлении развивать свои духовные способности. Многие формы общественного строя давно декларируют нормы, необходимые для развития доброй воли. Осталось только выделить их, поддержать правовой культурой и превратить в постоянную практику. Поэтому можно утвердиться в том, что для формирования демократических основ общества также необходимо соблюдение и обеспечение государством конституционной и законодательной равности прав и свобод каждой отдельной личности. Эти благоприятные условия во многом помогут каждому из нас достичь не только личностных результатов, но воссоединить их в единое достижение нравственной гармонии всеобщего братства людей. 
Но сегодня мир людей далёк от подобного утопического взгляда. Поэтому общество не однородно, многие государства, народности и даже соседи  не ищут согласия и отказываются от собственного духовного развития, смиряясь пред обстоятельствами потребительского образа жизни. Для преодоления этого сопротивления нам необходимы критерии оценки степени демократичности общества и собственного нравственного самосознания. Глядя на всё сказанное можно сказать, что развитое демократическое общество можно определить по приоритетности наличия в нём граждан и государственных служащих, являющих пример доброй воли, порядочности и образованности во всемерном служении высшим идеалам добра. Взглянув на окружающих вас людей, правопорядок, взгляды лидеров партий и государственных служащих вы легко определите степень демократичности общества. Если ваша духовная инициатива востребована, если государство во всём и всецело поддерживает вашу добрую волю, а процесс образования сопровождает каждую минуту ваших будней, то можете не сомневаться, что вы живёте в демократическом обществе. 
Сказав столько о нравственных ценностях социального характера нельзя не придти к соответствующим выводам. Бесспорно, что итогом становления демократии в обществе становится повсеместное содействие формированию и укреплению просвещения и интеллигентности в людях. Служение миру, согласию, любви и гуманизму является важнейшим достижением, к которому мы должны устремить не только собственные души и сердца, но все помыслы наших детей. Тогда сказочная утопия прямо на глазах сможет стать реальностью, а наша жизнь – творчеством, награждающим нас счастьем и благодатью.

«Духовные ценности»

За многие тысячелетия  развития общества многие цивилизации  по крупицам собирали знания способные  помочь человеку раскрыть истинный смысл жизни, познать основы природы и позволить разуму найти согласие между логикой, чувствами и верой. Сегодня духовная мудрость осталась в стороне от внимания миллионов людей, отягощённых поиском хлеба насущного и зрелищ. Но сиюминутные страсти не могут обмануть искателя мудрости, стремящегося к нравственному и духовному совершенству. Вера, сознание и духовное стяжание Откровения часто приоткрывали перед людьми пресветлые врата небесной Мудрости. Со временем эти находки и опыт сложились в ясный путь познания человеком веры в Высшие ценности Бытия. Правда, люди из века в век часто меняли наименование своего понимания Истины. Проходя через века, любопытство и мужество часто подталкивали нас, то к звездным светилам, то к сокровенному наследию предков, то к мистике, то к познанию физических, химических и психических явлений. Но все эти поиски всегда отражали одно и тоже безудержное устремление людей в мир сокрытый в покровах Веры. Духовные ценности никогда не были доступны случайным прохожим, зевакам и профанам. Тысячи лет они сохранялись в тайнописях древних культур, в утерянных знаках и древних предсказаниях, допуская лишь избранных. Сегодня перед вами попытка обобщить эти знания и высказать их в стройной форме ценностей, способных стать частью и основой жизни каждого человека. Рассмотренные нами ранее нравственные основы, выраженные в гражданском самосознании и культурных накоплениях общества, также имеют соответствующие тайные истоки своего происхождения, которые тысячи лет охраняли мир от злого умысла и слепой беспечности. И всё же в этих строках я хочу сказать о большем, о том, что стоит за логикой слов и эмоциями нашей души, что главенствует в нашей жизни вне узких рамок и изменчивых порывов человеческих желаний. Эти знания извечно остаются сокрытыми в нравственном самосознании и добродетели каждой отдельной личности. Но их всегда можно увидеть в бесценном наследии святых подвижников и одухотворённости религиозных верований. Они всегда рядом с нами в многогранности культур и всестороннем взгляде на воспитание и образование. Следует только присмотреться, оценить мир по-новому, изменив своё отношение к жизни в добрую, свободную, одухотворённую сторону.

Духовное самосознание

Вы уже заметили, что духовное качество мировосприятия окружает каждого человека с самого рождения – в образе бесценного дара жизни, здоровья, любви отца и  матери, совершенства мира природы, в  эстетике и гармонии искусства и  культуры, нравственных устоях морали и этики общества, законопослушании и вере. Эти свойства Бытия извечно  воспитывали человеческую душу, устремляя  её к высшему предназначению духовного  совершенства и преображения человеческой личности, служащей во славу общества, государства, добра и веры. Путь к  этому совершенству пролегает через  многие испытания, обличённые в образ  нашего суетного мышления, слабостей, желаний и эгоизма. Люди редко  замечают эти особенности, и только в момент нашей готовности принять новое знание мы вдруг замечаем проблему, противоречие и боль от необходимости вынести своё решение, сделав выбор. Именно в такой судьбоносный момент духовное самосознание позволяет нам сделать этот важнейший шаг, который отделяет нас от мира единства, в котором нет выбора, нет противоречия, а присутствует лишь согласие равновесия всех составляющих бытия. Воспитывая эту совокупность ценностей, мы помогаем себе и близким людям раскрыть духовное могущество своих возможностей, согласуя их с нашим разумом, сердцем и душой.

Очевидно, что  всё имеет своё начало. Духовный рост личности тоже имеет свои первые шаги. Которые начинаются с вашего внимания к своим мыслям и поступкам, проходя через самосовершенствование  благодаря усердию, послушанию, благонравию  и позитивному образу мысли. Здесь  нет никаких секретов и изобретений. Сфера любви и веры чиста и  открыта для каждого, кто готов  принять на себя ответственность  полной духовной свободы, открытости и  доверия к окружающему миру. Ступенями  этого духовного пути становятся: кротость, доброта, законопослушание, трудолюбие и милосердие. Смелее делайте  этот шаг, попробуйте, и мир начнёт меняться прямо на ваших глазах в  исключительно лучшую сторону. 
Своим чередом, желание и воля, направленные навстречу сердцу, помогут вам немедленно ощутить, что основой духовного самосознания личности становится любовь к ближнему, вера и добродетель. Эти слова как будто известны каждому из нас, но живём ли мы так, как сказано в этой короткой фразе. Именно здесь скрывается тот ключ к духовному миру Истины, который сулит многим из вас столь радужные перспективы спокойствия, веры и благополучия. 
Прислушайтесь к этим словам – они словно камертон поют в каждой заповеди и откровении. Духовное совершенствование и добрая воля помогают человеку прийти к согласию с самим собой, близкими людьми, обрести доверие к окружающему миру, бытьоткрытым и искренним в делах, творчестве и свободе мышления. За этой удивительной простотой стоит только ваша решительность и готовность исполнить всё то, что написано в этих строках. Слова имеют удивительную «магию» творчества, но вступают в силу только тогда, когда мы верим в них и главное, когда мы следуем им, воплощая их смысл, в практику собственной жизни. 
Вкусив сладость и горечь мудрости, мы раскрываем своё сердце, словно иное зрение. И мир вокруг преображается, распахивая перед вами совершенно невиданные измерения Бытия. Приобретая это духовное ясное видение, мы начинаем по-новому смотреть на цель и значение собственной жизни, так как она приобретает особый смысл в служении высшим идеалам добра и веры. Наше мышление расширяется и охватывает все причины и следствия бытия, приобретая единство вселенского мировоззрения. Именно поэтому жизнь одухотворённого человека протекает через самопожертвование в единственном устремлении дарения миру и обществу своих знаний, культурного, нравственного мировоззрения и духовного опыта. 
Итогом духовного роста нравственной личности является принятие человечества как единого братства и Жизни как величайшей ценности. Этот естественный шаг в собственное сердце отрывает нас от расчёта и логики, вознося в мир бескрайней веры. Это то мгновение, когда мы становимся способны раствориться в духовном, «смирив» себя для материального. Только так человек способен перейти в вечность духовного стремления в бескрайнюю Высь духовного мира. Именно к этой вершине власти познания своего Высшего естества стремились миллионы искателей Мудрости, низвергая перед этой целью всё материальное, конечное и обманчивое. В этом шаге нет потерь и страдания, здесь нет насилия над своим естеством. Духовный мир не знает двойственности сомнения, поэтому он наполняет нас единством, всецелым согласием и искренней радостью. 
Подвижничество 
Совершенствование в духовной сфере приводит человека к посвящению своей жизни восхождению в Высшее сокровенное начало, тем самым, являя миру нравственность, духовный подвиг и святость побуждений, образа жизни и мировоззрения. Само явления подобного качества сознания личности немедленно превращается в Творчество – явление добра и согласия. Это духовное совершенство немедленно становится даром, передающим наш индивидуальный нравственный опыт обществу. Таким образом, нравственная личность, являющая собой духовный образ служения вере, обществу и государству, становится образцом истинногоподвижничества. Это сухое слово не отражает той благодати, которая нисходит на его носителя и становится образом жизни. Прежде всего, в этом нет суровости и принуждения, здесь нет сопротивления и страдания. Это естественная способность человеческого сердца дарить свою любовь, изливая в мир свет веры, радости и доверия, тем самым освещая людям путь к нашему духовному совершенству. Когда мы говорим о духовном образе жизни – это не значит, что между нами и окружающим миром возникает некая стена, различие и противоречие. Духовность – это любовь, очищенная от страсти и вожделения, самости и страха, эгоизма и логики. Поэтому каждое слово о духовном, сокровенном, о доброй воле, вере – всё это рассказ о нашей любви к миру, к близким людям, Богу. Так мы приобщаемся и, наконец, проникаем в сокровенный смысл подвижничества, становимся способными найти столь необходимые нотки созвучия между привычным мировоззрением общества и духовным потенциалом нашего сердца.

Информация о работе Проблема сохранения индивидуальной свободы человека