Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:25, реферат
В настоящее время развитие человека как биосоциального существа успешно исследовано учеными, а именно антропологами, социологами и антропосоциологами. Конечно, остаются еще вопросы, на которые пока нет ответов, но в целом картина принципов развития очерчена весьма четко.
Итак, человек имеет двойственную (бинарную) природу. С одной стороны, это биологический вид с присущими ему генетическими (врожденными) признаками. С другой – это существо социальное, ведь именно социум делает человека Человеком.
Биологическое и социальное в современном человеке неразрывно связаны между собой и выражаются в первую очередь в инстинктах продолжения и сохранения рода, а также в потребности в дружбе, любви, выражении эмоций и др.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Проблема соотношения биологического и социального в человеке 3
1.1. Концепции соотношения биологического и социального в человеке……3
1.2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое в человеке5
1.3. Социальное в человеке. Человек как личность9
2.Человек как целостность11
Единство биологического и социального в человеке11
Заключение15
Список используемой литературы………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Проблема соотношения биологического и социального в человеке 3
1.1. Концепции соотношения биологического и социального в человеке……3
1.2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое в человеке5
1.3. Социальное в человеке. Человек как личность9
2.Человек как целостность11
Единство биологического и социального в человеке11
Заключение15
Список используемой литературы……………………………….……………..
Приложения……………………………………………………
Введение
Человек – это общее
понятие, обозначающее принадлежность
к человеческому роду, природа
которого сочетает в себе биологические
и социальные качества. Иными словами,
человек предстает в своей
сущности как биосоциальное существо.
Современный человек уже с
момента рождения представляет собой
биосоциальное единство. Он наделен
биологическими инстинктами и свойствами,
а также исключительно
В настоящее время развитие человека как биосоциального существа успешно исследовано учеными, а именно антропологами, социологами и антропосоциологами. Конечно, остаются еще вопросы, на которые пока нет ответов, но в целом картина принципов развития очерчена весьма четко.
Итак, человек имеет двойственную
(бинарную) природу. С одной стороны,
это биологический вид с
Биологическое и социальное
в современном человеке неразрывно
связаны между собой и
Биосоциальная сущность человека состоит в том, что его жизнь состоит из единой системы условий, которая диктует необходимость не только биологической, но и социальной адаптации.
Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, питается, занимает определенную нишу в природном сообществе. Как биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.
Социальным существом человек становится под действием общества. Он учит язык, перенимает нравственные и духовные ценности, получает воспитание, играет определенные социальные роли. В нем развиваются не только природные, но и социально-духовные чувства.
Все вместе эти качества, как врожденные, так и приобретенные характеризуют биологическую и социальную природу человека.
1.1 Концепции соотношения биологического и социального в человеке
В науке сложились четыре
концепции соотношения
Если абсолютизировать теории и концепции, то можно выделить два полярных подхода: биологизаторский и социологизаторский. Первый определяет биологическое начало в человеке доминирующим, второй – стремится к социальному идеалу человека, считая природные признаки второстепенными.
Существуют следующие закономерности соотношения биологического и социального в человеке:
Существуют различные подходы к изучению соотношения биологического и социального в человеке, такие как биогенетический (ставит в основу развития личности биологические созревания организма), социогенетический (развивает мысль о том, что человек, рождаясь биологической особью, становится личностью под воздействием социальных условий), бихевиористский, или социального научения (формирование сущности конкретного индивида путем научения, накопления навыков), трансперсональный (гласит, что источники человеческого поведения и психологических проблем находятся за пределами прижизненного опыта). Уровни проявления личности см. в Приложении 2.
Аристотель называл человека «политическим животным», тем самым подчеркивая в человеке существование двух начал: биологического и социального. Проблема заключается в определении доминирующего начала, которое определяет формирование человеческих чувств, способностей, поведения, а также в выяснении принципов взаимодействия этих начал в человеке.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке была особо обострена в ХХ веке. В настоящее время ученые слоняются к тому, чтобы признать ее в принципе не решаемой.
1.2 Проблема антропосоциогенеза. Биологическое в человеке
Невозможно постичь сущность человека, не обращаясь к проблеме антропогенеза. А так как человек рождается, развивается и реализуется в обществе, среди других людей, то соответственно поднимается проблема антропосоциогенеза.
Существует несколько подходов к решению проблемы антропосоциогенеза. Разберем 5 основных из них.
Отграничение человека от мира животных – это очень серьезный и значительный этап, ведь он говорит о человеке как о существе, в котором начинается «творческая эволюция». Предыстория человечества до сих пор таит в себе много загадок и тайн, ученые бьются над поиском «недостающего звена» между обезьяноподобными предками человека и непосредственно Человеком Разумным.
Общепризнано, что превращение
человека из обезьяны в человека не
могло быть резким и одноэтапным.
Можно говорить о длительном процессе
антропогенеза (становления человека)
и социогенеза (становления общества).
Научные исследования доказывают, что
это не были два разных процесса,
а две стороны одного сложного
и многогранного –
Главный признак антропосоциогенеза – его комплексность, то есть постепенное и общее накопление человеком признаков, навыков.
Одним из его важнейших факторов было развитие речи. Мы можем предполагать, что при помощи речи древние люди отделяли себя от животного мира. Речь также служила для разделения чужих и своих. Самые простые и древние элементы речи – это знаки, с помощью которых человек описывал опасное, желаемое и т.п. Гораздо позже появились названия предметов.
Современная наука о происхождении и эволюции человека – антропология – изучает множество различных проблем, среди которых происхождение человека от высших приматов. Возникновение и развитие человека базировалось на переходе австралопитеков (ближайших предков людей, которые жили несколько миллионов лет назад) к наземному образу жизни, всеядности и использованию подручных предметов в качестве орудий труда. Впоследствии орудия стали изготавливаться чаще и совершенствовались, что приводило к формированию зачатков собственного производства. Так появлялись первобытные стада питекантропов и синантропов, которые умели охотиться на животных и пользоваться огнем. Их потомки – неандертальцы – умели изготавливать более сложные орудия труда, добывать огонь. Начался процесс формирования человеческого тела, сознания и речи. Процесс становления человека длился сотни тысяч лет и завершился переходом первобытного стада к первобытному обществу, а неандертальца – к человеку современного типа.
Каждый человек является представителем биологического вида Homo Sapiens (человек разумный).
Как и любой другой живой
организм, человек имеет ряд определенных
видовых признаков. Любой из них
может меняться в довольно широких
пределах, что с точки зрения биологии
вполне нормально. На некоторые признаки
могут оказывать влияние
В человеке биологически обусловлен возраст детства, зрелости и старости, определен возраст деторождения у женщин, соотношение одно- и многоплодных беременностей. Также изначально заложено появление вторичных половых признаков, восприятие языка с раннего возраста, способность к усвоению разных видов пищи.
Информация о работе Проблема соотношения биологического и социального в человеке