Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

В настоящее время развитие человека как биосоциального существа успешно исследовано учеными, а именно антропологами, социологами и антропосоциологами. Конечно, остаются еще вопросы, на которые пока нет ответов, но в целом картина принципов развития очерчена весьма четко.
Итак, человек имеет двойственную (бинарную) природу. С одной стороны, это биологический вид с присущими ему генетическими (врожденными) признаками. С другой – это существо социальное, ведь именно социум делает человека Человеком.
Биологическое и социальное в современном человеке неразрывно связаны между собой и выражаются в первую очередь в инстинктах продолжения и сохранения рода, а также в потребности в дружбе, любви, выражении эмоций и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Проблема соотношения биологического и социального в человеке 3
1.1. Концепции соотношения биологического и социального в человеке……3
1.2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое в человеке5
1.3. Социальное в человеке. Человек как личность9
2.Человек как целостность11
Единство биологического и социального в человеке11
Заключение15
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Биологическое и социальное в человеке.docx

— 51.78 Кб (Скачать файл)

Расщепление человека может быть преодолено при условии, если человек будет  жить по своей природе. Тогда все  таящиеся и развитые в нем духовные силы, объединившиеся с душевным потенциалом, он сможет использовать творчески, направив их на созидание личности, лучшего  социума, облагороженной внешней природы.

Двумя атрибутами целостной личности, адекватными природе человека, являются любовь и творчество. Труд соответствует  родовой части природы человека и поэтому приносит удовлетворение; но индивидуальная часть природы  может быть выражена только творческим трудом, непременно с отпечатком национального  и индивидуального духа и психологического склада творца. Каждый имеет в себе ключ к тайнам Бытия и открывает  им свои личные тайны. Этот ключ - творческий, годный лишь для данного человека, и с его помощью постигается индивидуальный смысл жизни и созидается личность.

Конечно, подлинно великая роль творчества в прогрессе человечества раскроется лишь тогда, когда оно из привилегии одиночек или даже отдельных социальных групп станет способом существования  каждого. Такое вселенское творчество - высшая форма трудовых усилий. Деятельность художника, который выполняет работу ради нее самой, не несет никаких человеческих издержек - понятие, значение которого экономисты оценили совсем недавно.

Становление личности не есть выход  за собственные границы. Это поднятие самого себя на более высокий уровень. Преодолевая себя творчески, человек  остается самим собой и в то же время проникает в другого  и в мир. Если преодоление представляет собой бесконечное творческое становление  духовно-душевной природы человека, то проникновение носит характер любви к другому и понимания его.

Волевые характеристики, несомненно, связаны с верой. Когда человек  уверен в себе и в правоте своего дела, его воля крепнет; когда впадает  в безверие и не знает, куда идти, теряет волю. Отсутствие веры подтачивает волю.

Волю и веру сближает то, что  они являются инструментами становления  и единения личностей. Вместе они  образуют ту целостность, которая дополняет  до триединства разум и чувство, любовь и творчество.

Становление целостной личности - предпосылка и результат формирования лучшего общественного устройства. Идеальное общественное устройство возможно только в том случае, если каждый член общества станет идеальным, т. е. сотворит себя по своей идеальной природе. Путь к такому обществу - накопление в мире любви и творчества.

Так же как расщепляющая тенденция  идет через расщепление общества к расщеплению индивидуума, объединяющая тенденция через становление  личности способна привести к единению всех.

 

 

Заключение

 

Человек рождается как биологическое  существо. Основная функция любой биосистемы – это адаптация, приспособление к изменяющимся условиям существования. На этом уровне человек это биологический вид, представитель вида homo sapiens. Без его соответствия биологической норме этого вида невозможна успешная социализация ни в филогенезе, ни в онтогенезе.

Второе рождение человека – в  качестве нормального члена общества, способного к выполнению социальных ролей – результат социализации. Основная функция любой социальной системы (её специфический способ отношения к миру) – это преобразование мира на основе собственного выбора. На этом – социологическом - уровне человек выступает как личность в узком социологическом смысле этого слова.

В индивидуальности, действительно, есть своя неповторимость, характеризующая  особый внутренний мир человека, складывающийся в результате взаимодействия его  биологических задатков и воздействия  социальных условий жизни. Но каков  собственный способ существования  этой внутренней духовной жизни? Можно  ли считать, что наша психология есть только функция социального и  биологического, а её собственная  функция сводится к выработке  адекватных программ биологического и  социального поведения? Генетически  это так. Но “третье рождение”  происходит тогда, когда внутренняя психическая жизнь из средства перерастает  в самоценность, и человек творит, мечтает, переживает, вспоминает, медитирует и т.д. не просто потому, что это  поможет ему стать более здоровым и успешно преобразующим мир, но потому, что всё это становится высшей потребностью человека. Без  этого нет никакой духовности. На психологическом уровне функция человека – самоценная внутренняя духовная жизнь.

Природа человеческой целостности  не унитарна, а многокачественна и  многоуровнева. Отсюда и многообразие подходов и методов к её изучению. Вместе с тем, именно здесь заключена  самая большая трудность в  её постижении.

Социальная антропология оказывается  связанной с широким кругом  естественных, общественных, технических наук, медициной и здравоохранением.

Изложенные выше соображения подводят к заключению, что социальная антропология сможет выполнить свою основную задачу – исследовать человека в единстве многообразных сторон его сущности, если она поднимется над отдельными частными науками о человеке, создаст такой обобщённый язык, который будет одинаково приемлем как в естественно – научном, так и в социогуманитарном знании. Аналогией здесь может служить кибернетика, которая введя понятие “обратной связи”, сигнала, информации и другие создала тем самым общий язык, приемлемый для далеко разошедшихся областей научного знания.

Сказанное, конечно, не означает, что  социальная антропология не будет пользоваться понятийным аппаратом других наук и  научных дисциплин, но её выход на путь самостоятельного развития предполагает появление новых понятий, общих  для различных наук и связующих  их воедино при решении определённых проблем.

К числу такого рода понятий относятся прежде всего понятия “естественное” и “искусственное”, “природное” и “социальное”, “спонтанное” и “целенаправленное” и ряд других постольку, поскольку они связаны не просто с человеком, но с деятельным человеком, активно творящим себя и свою среду и стремящимся сохранить себя как особый род живых существ, придав своему существованию устойчивое развитие.

Социальная антропология, будучи одной  из составляющих множества антропологических дисциплин, свой непосредственный предмет видит как проблему объективации продуктов духовного мира человека, их опредмечивания  в социальных отношениях, институтах, учреждениях.

Итак, целостный человек есть здоровый биологический индивид, ответственный  и надёжный член социума и индивидуальность, устремлённая к самоценной духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Ивин А.А. Основы социальной философии: Учеб. пособие для вузов–М.: Высшая школа, 2005.–440 с.: ил.
    2. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект) М.: Высшая школа, 1987. - 134 с.
    3. Горелов А.А. — 9-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 256 с. 
    4. Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов /  3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
    5. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008.

 

 

Приложение 1

Факторы социализации




 

 

 

Приложение 2

 

 


 


 

 

 


 


 



Информация о работе Проблема соотношения биологического и социального в человеке