Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:25, реферат
В настоящее время развитие человека как биосоциального существа успешно исследовано учеными, а именно антропологами, социологами и антропосоциологами. Конечно, остаются еще вопросы, на которые пока нет ответов, но в целом картина принципов развития очерчена весьма четко.
Итак, человек имеет двойственную (бинарную) природу. С одной стороны, это биологический вид с присущими ему генетическими (врожденными) признаками. С другой – это существо социальное, ведь именно социум делает человека Человеком.
Биологическое и социальное в современном человеке неразрывно связаны между собой и выражаются в первую очередь в инстинктах продолжения и сохранения рода, а также в потребности в дружбе, любви, выражении эмоций и др.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Проблема соотношения биологического и социального в человеке 3
1.1. Концепции соотношения биологического и социального в человеке……3
1.2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое в человеке5
1.3. Социальное в человеке. Человек как личность9
2.Человек как целостность11
Единство биологического и социального в человеке11
Заключение15
Список используемой литературы………………
Как и другие биологические виды, вид Homo Sapiens имеет устойчивые вариации, определяемые в рамках нашего вида как расы. Дифференциация людей по расовому принципу связана с тем, что люди проживают на огромной территории, которая имеет свои климатические и другие особенности. Человек адаптируется в среде своего обитания, и это выражается в появлении целого ряда физиологических, анатомических и биологических принципов. При этом сохраняются все свойственные этому виду биологические параметры, что позволяет людей всех рас успешно участвовать во всех сферах деятельности человеческого общества.
Чарльз Дарвин научно обосновал происхождение человека от животных на основе установления сходства человека с млекопитающими. Были сформулированы сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические доказательства происхождения человека от животных.
Сравнительно-анатомические доказательства:
человек относится к классу млекопитающих и имеет все признаки этого класса, а именно:
- схожее строение всех органов и систем органов;
- наличие у человека рудиментов;
- случаи рождения детей с атавизмами.
Эмбриологические доказательства:
- сходство развития зародыша человека и животного.
Палеонтологические доказательства:
- сходство строения
В биологическом отношении человек уникален, так как имеет ряд признаков, которые отличают его других живых существ. К ним относятся:
и многие другие.
Биологически каждый из человеческих индивидов, с самого появления человека и до наших дней является уникальным, потому что набор генов, передающихся от родителей генетически, неповторим. Эта уникальность усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в онтогенезе человека.
Как биологический вид
человек чрезвычайно пластичен.
Всякий другой вид способен выжить
лишь в пределах достаточно узкой "экологической
ниши", то есть совокупности различных
условий и факторов окружающей среды.
Человек в этом смысле несравненно
более универсален, его биологическая
организация позволяет
Проблема антропогенеза не решена и в настоящее время, по мере развития науки возникают все новые вопросы. И одним из основополагающих вопросов остается соотношение биологического и социального в человеке.
Сущность социологического подхода к изучению человеческой природы хорошо просматривается в определении К.Маркса: человек только отражение общественных отношений, сам по себе он не имеет никакой сущности. С такого ракурса человек предстает как носитель различных социальных ролей и функций, а его главной целью становится приспособление и адаптация к существующим социальным институтам. Также человек должен проникать в окружающую его систему ценностей, т.е. воспитываться в данном обществе. В связи с противопоставлением социологического и антропологического подходов существуют три важных момента:
Социальность человека отнюдь не говорит о его стадности. Наоборот, превращение общества в стадо способно погубить не только человека, но и само это общество.
В обществе человек проходит
процесс социализации – усвоения
правил поведения, социальных норм и
ценностей, психологических установок,
знаний, навыков, позволяющих ему
успешно функционировать в
В социологии принято выделять два основных типа социализации:
- первичная – усвоение норм и правил ребенком;
- вторичная – усвоение правил и норм взрослым.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
Социальная природа людей
заключается в том, что, по словам
Маркса, «сущность человека не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду.
В своей действительности она
есть совокупность всех общественных
отношений» Но марксизм подтверждает,
что «человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа
он наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным при
2.1. Единство биологического и социального в человеке.
Современные ученые говорят о том, что человека нужно понимать как целостность. Во все времена идеалом человека была целостная, гармонически развитая личность. Этот идеал то видели в будущем, то обнаруживали в прошлом. В отдельные периоды истории мысли о гармоническом человеке достигали пика своей злободневности, в другие – затихали. В наше же время из-за частого повторения это словосочетание почти утратило свой высокий смысл.
Целостная гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Обратим внимание на словосочетание «духовное богатство». Почему именно духовное, а не разумное, интеллектуальное? Дело в том, что дух всегда рассматривался как некая целостность умственной жизни человека в сочетании с чувственным, нравственным компонентом. В этой целостности тайна столь загадочного сейчас для многих понятия «духовности», как, впрочем, и «душевности», которая представляет собой единство чувственно-нравственной жизни и духовной составляющей человека. Дух и душа означают слитые воедино две стороны одного процесса - неразделимого жизни человека под руководством сердца: дух обозначает разумную, преимущественно мужскую составляющую человека, соединившуюся в сердце с чувством и желанием, а душа - желающую, женскую составляющую человека.
Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.
Познание каждым человеком этих ценностей является основанием для становления целостного человека. Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, когда действительно человеческой признается не одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в противовес телесной, биологической. Образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке.
Как духовно-душевная целостность
человек по своей природе должен
действовать в органичном единстве
обоих аспектов. Каждое его чувство
заранее должно быть одухотворено,
каждый духовный порыв прочувствован.
Различие между чувством одухотворенным
и неодухотворенным видно из сравнения
сексуального влечения с любовью. Любовь
и творчество являются способами
жизни в согласии с природой, в
которых непосредственно
Фома Аквинский назвал человека горизонтом. Тем горизонтом, к которому каждый призван своей природой идти, чтобы стать человеком. Природа человека - дорога, по которой должно идти, исходный пункт и условие достижения цели. Это шифр, формула кристаллизации, закон, по которому человек строит себя. Творчество и любовь - способы превращения находящихся в окружающей среде веществ в целостное естество личности.
Человек есть становление идеальной природы, и жизнь дана ему для ее превращения в реальную целостность. Человек может погубить свою природу в расщепленном существовании, а может построить на ее основе прекрасное здание. Он не приходит к себе как к тому, что было от века, а создает небывалое на почве индивидуальной природы из материалов, которые находит в жизни. В полной мере гордиться как своим достижением он может именно этим построенным зданием.
Одной из важнейших характеристик гармонически развитой личности является цельность. Ее не следует путать с последовательностью. Можно очень последовательно двигаться в ложном направлении. Понятие же «цельность» не случайно является однокоренным с понятием «целостность». Цельный человек в отличие от последовательного не тот, кто всю жизнь посвящает какому-либо одному делу, а тот, кто во все поступки, имеющие общий смысл, вкладывает все силы, достигая гармоничной внутренней связанности духа, души и тела.
Для того чтобы быть истинно цельным
и целостным, надо перестать быть
рабом своих отвлеченно-
Неосознание человеком своих истинных желаний ведет к тому, что он становится жертвой соблазнов века: власти, денег, развлечений и т. д. Эти соблазны - плоды отвлеченной чувственности, но обратной стороной их оказывается нечто неосознаваемо истинное. Человек, добиваясь в какой-то мере своего, испытывает неудовлетворенность и смутно ощущает, что это отнюдь не то, что он поистине хотел. Произошла подмена. В ужасе останавливается он перед страданиями, виновником которых стал. В духе и в душе растет протест. В каждом теплится огонек природы, божественная искра, которая делает видимым грех. Вера в эту искру - важнейшая и последняя вера.
Информация о работе Проблема соотношения биологического и социального в человеке