Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является анализ проблемы терроризма на Северном Кавказе.
Исходя из цели работы ставились и решались соответствующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность и типологию терроризма;
- охарактеризовать проблемы и трудности борьбы с терроризмом;
- изучить сущность и этапы распространения экстремизма и терроризма на Северном Кавказе;
- выявить меры по профилактике экстремизма и терроризма на Северном Кавказе.
Введение 3
1. Политические конфликты и терроризм 5
1.1 Сущность и типология терроризма 5
1.2 Проблемы и трудности борьбы с терроризмом 13
2. Сущность и профилактика экстремизма и терроризма на Северном Кавказе 19
2.1 Сущность и этапы распространения экстремизма и терроризма на Северном Кавказе 19
2.2 Профилактика экстремизма и терроризма на Северном Кавказе 25
Заключение 28
Список литературы 31
Сегодня к государственному терроризму причисляют и действия государств-спонсоров международного терроризма, которые оказывают прямую или косвенную поддержку террористическим организациям. Такая поддержка включает предоставление территории для создания баз и тренировочных лагерей террористов, убежища от преследования правоохранительных органов других государств, оказание финансовой и материальной помощи.
Возникновение воздушного терроризма обусловлено развитием гражданской авиации. Понятие воздушного терроризма включает в себя захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на боргу воздушных судов; использование воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах, и т. Д [14; 8]. Цель воздушного терроризма — как правило, принудить власти выполнить требования террористов об освобождении из заключения и свободном выезде из страны своих единомышленников, демонстрация несогласия или осуждения тех либо иных политических оппонентов, а также получение выкупа. В последние десятилетия воздушный терроризм был одним из самых распространенных видов терроризма: его использовали сторонники разных политических и религиозных течений, как правые, так и левые, например японская «Рэнго Сэкигун» и палестинская «Черный сентябрь», а также другие террористические организации.
Поскольку силовые операции по освобождению воздушных судов и заложников связаны с большим риском, предпочтительнее использовать менее опасные способы борьбы с воздушным терроризмом, но для этого необходимо добросовестное сотрудничество между государствами. Долгое время такого сотрудничества не было. Террористы уходили от ответственности, получая укрытие на территории стран, где по тем или иным причинам к ним относились с сочувствием. Постепенно пришло понимание того, что безнаказанность воздушных террористов противоречит интересам всех государств, независимо от их политического и общественного строя. Это помогло принять более действенные меры по борьбе с воздушным терроризмом как на многостороннем, так и на двустороннем уровнях.
Истоком морского терроризма было пиратство — нападения на морские суда с целью их захвата и разграбления [14; 9]. В современных условиях под морским терроризмом понимают захват морских судов с целью насильственного изменения их курса, захват заложников из числа пассажиров и членов экипажа теплоходов, паромов, катеров, угон морских судов. Цель подобных актов, как и при других видах терроризма, — выражение демонстративного протеста против действий властей какого-либо государства или предъявление им требований политического, а иногда и материального характера. Наиболее известный акт морского терроризма — захват группой палестинских террористов итальянского круизного лайнера «Акилле Лауро» с 750 пассажирами на борту в 1985 г. В ходе этой акции, осуществлявшейся в порядке возмездия за налет израильской авиации на штаб-квартиру ООП в Тунисе 1 октября 1985 г., один американский гражданин погиб.
В последнее время появляются
новые объекты для
Особым феноменом можно считать уголовный терроризм, т. е. устрашение и насилие, применяемое организованными преступными группировками в целях устранения или подавления конкурентов по незаконному бизнесу, закрепления или перераспределения сфер преступного экономического влияния, а также лоббирования своих интересов в государственных учреждениях [14;10]. Это могут быть убийства предпринимателей, чиновников и политических деятелей, сотрудников правоохранительных учреждений, вооруженные столкновения между конкурирующими уголовными группировками, вымогательство. Все вышеперечисленное — уголовные преступления, однако в последние годы происходит политизация уголовного терроризма.
Проблемы противодействия терроризму на рубеже XX и XXI вв. стали важнейшими как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Это объясняется масштабами и характером террористических акций последнего времени. Если на рубеже XIX и XX вв. террористы действовали методом индивидуального террора, убивая политических и государственных деятелей, то объектами атак современных террористов все чаще становятся беззащитные мирные люди, причем это могут быть не единицы, а сотни, даже тысячи людей [13; 198]. Террористы прошлого нередко стремились найти этические оправдания своим действиям и направляли их, прежде всего против тех, на ком, с их точки зрения, лежала ответственность за существующее положение вещей. Широко известен исторический факт, что эсер-террорист Иван Каляев во время одной из попыток покушения на Великого князя Сергея Александровича, увидев в его карете женщину и двоих детей, отказался от своего намерения и бомбу в карету не бросил. Члены Боевой организации партии эсеров с пониманием отнеслись к его поступку, хотя удобная возможность для осуществления террористического акта, к которому они долго готовились, была упущена.
Современные террористы гораздо чаще демонстрируют цинизм и готовность пренебрегать безопасностью и жизнью людей. Достаточно вспомнить тысячи невинных жертв террористического акта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке или судьбу школьников, захваченных террористами 1 сентября 2004 г. в Беслане [13; 199].
Меняются и средства осуществления террористических акций. Сначала террористы использовали холодное и огнестрельное оружие, потом появились взрывчатые вещества. Сегодня тенденции развития террористической деятельности свидетельствуют об изменении ее технической и технологической базы. Террористы используют газ, боевые отравляющие вещества, захватывают самолеты с пассажирами. Но, как считают специалисты, это только первые признаки технологической революции в деятельности террористов. Возможно создание портативных ядерных устройств небольшой мощности, пригодных для террористических целей. Есть и другие, теоретически возможные и практически осуществимые пути доступа террористов к ядерному оружию и средствам его доставки. Сегодня действия террористов могут привести к огромным разрушениям, массовой гибели людей, экологическим катастрофам и в случае использования самых обычных средств. Это может случиться, если объектами террора станут химические заводы, атомные электростанции или другие сложные и опасные технические объекты. Объектами «компьютерного терроризма» могут быть и информационные коммуникации.
Кроме гибели людей и разрушения материальных ценностей терроризм может иметь и другие негативные последствия. Например, экономические потери, связанные со свертыванием деловой активности в тех регионах, где более высока угроза терроризма. Так обстоит дело в Стране Басков в Испании, в Израиле и на палестинских территориях, в Северной Ирландии. Террористические акты в зонах отдыха отпугивают туристов и наносят серьезный экономический ущерб тем странам, для которых туристический бизнес — важная статья доходов.
Терроризм подрывает устойчивость в международных отношениях, дестабилизирует политическую ситуацию внутри отдельных государств. Если требования террористов хотя бы частично удовлетворяются, то подрывается авторитет действующей власти, нарушается нормальное функционирование основных политических и общественных институтов [15; 121].
Хотя большинство террористов ставят перед собой политические цели, вдохновляясь идеологическими доктринами, националистическими и религиозными чувствами, тем не менее, терроризм как социально-политический феномен отделен от обыкновенной уголовной преступности весьма тонкой границей. И не только потому, что любой террористический акт является уголовно наказуемым преступлением по законам любого государства, и не только потому, что уголовники и террористы используют сходные средства и формы деятельности (убийство человека всегда остается убийством), но и потому, что сегодня политический и уголовный терроризм тесно переплетаются между собой. Например, чеченские сепаратисты всегда использовали захват заложников с целью получения выкупа, но не забывали при этом говорить о «борьбе за свободу». Легальных путей финансирования террористам либо не хватает, либо они вообще невозможны, поэтому используются незаконные средства, в частности откровенный рэкет, хотя он и определяется иными терминами (например, «революционный налог» у баскской террористической организации ЭТА). Наркобизнес также часто становится источником финансирования террористических организаций. Можно констатировать, что терроризм и уголовная преступность тесно связаны. Зоны активной деятельности террористических структур — это зоны повышенной криминагенности.
Политический терроризм доминировал в начале и середине XX в., но к концу этого столетия наиболее активно стал проявляться терроризм, связанный с острыми конфликтами современности. После окончания холодной войны и в условиях глобализации на первый план вышли конфликты цивилизационного, как их определял американский политолог С. Хантингтон, характера, поэтому наиболее распространенными типами сегодня стали этнический и религиозный терроризм. Но независимо от того, какими мотивами руководствуются террористы, какие цели они ставят перед собой и какие идеи выдвигают, терроризм — это несомненное зло, угроза для общества в целом и для каждого отдельного человека. В связи с этим весьма актуальной задачей сегодня стала задача противодействия терроризму [16; 99].
Первичными объектами террористических действий часто являются государственные деятели или учреждения, а вторичными объектами - общественные отношения, которые целиком находятся в сфере деятельности государства, поэтому терроризм представляет потенциальную угрозу любой государственной власти. Не случайно уголовные законодательства отдельных стран и международное право относят терроризм к разряду наиболее опасных преступлений.
Однако, как свидетельствуют примеры из политической практики, далеко не всегда имеет место добросовестное сотрудничество государств в сфере борьбы с терроризмом. Интересы отдельных государств, их лидеров и правящих элит в этой сфере нередко оказываются не только различными, но даже противоположными. К тому же, как уже отмечалось, к террористическим приемам и средствам борьбы могут прибегать политические организации и движения самой разной ориентации - от крайне левых до крайне правых как религиозного, так и этнонационального характера.
Поскольку не всегда легко отличить сепаратизм от национально-освободительного движения или установить четкую пропорцию между теми или иными политическими целями и допустимыми средствами их достижения, то при оценке террористической по форме и содержанию деятельности создается почва для двойных стандартов. Еще К. Шмитт отмечал, что одна из отличительных особенностей политики — стремление к оценке всех событий и явлений по шкале «свой — чужой». В соответствии с таким политизированным подходом одни и те же факты могут получать диаметрально противоположную интерпретацию и оценку: людей, ведущих разведывательную деятельность в иных государствах, делят на «своих» разведчиков и «чужих» шпионов, а людей, ведущих вооруженную борьбу, — на «чужих» бандитов и «своих» партизан.
В полной мере этот двойной стандарт применялся в годы холодной войны, когда противоборствующие сверхдержавы стремились к достижению своих глобальных целей, не слишком стесняясь в средствах. Когда было необходимо, противоположная сторона в пропагандистских целях обвинялась в поддержке и спонсировании терроризма. Так поступала администрация президента США Рональда Рейгана в начале 80-х гг. прошлого века, которая провозгласила одной из целей своей международной политики «борьбу с международным терроризмом», причисляя к нему левые политические движения в странах третьего мира, ориентированные на Советский Союз и его союзников. При этом сами США помогали тем силам и движениям, которые прибегали к террористическим по форме и содержанию способам вооруженной борьбы, если это отвечало их собственным интересам и целям. Американская помощь в большом объеме предоставлялась вооруженной антиправительственной оппозиции в Афганистане. Интересно отметить, что из числа участников «джихада» против советского военного присутствия в Афганистане вышел и нынешний «террорист помер один» — Усама бен Ладен. Данный пример показывает, насколько опасным и неуправляемым может быть терроризм и для тех, кто пытается использовать его в своих целях.
Примеры двойного стандарта в оценке терроризма можно видеть как в прошлом, так и сегодня. Россия и Запад по-разному оценивали ситуацию в Чечне или в Косово. На Западе чеченских сепаратистов называли «борцами за свободу», и точно так же характеризовали боевиков из Армии освобождения Косово. В России же и тех и других называли террористами. После победы на выборах в Палестинской национальной автономии движения Хамас правительства стран Запада отказались иметь с ним дело, мотивируя отказ террористическим характером данной организации. В то же время представители арабских стран, а также Россия считали, что вести диалог с палестинскими властями в любом случае необходимо для решения проблем ближневосточного урегулирования.
Ситуация, связанная с вопросами борьбы с терроризмом, постепенно меняется: многие государства проявляют готовность к совместной деятельности и солидарность [16; 132]. Однако насколько эти изменения фундаментальны и необратимы, покажет будущее. Угроза терроризма возникает в первую очередь в зонах неурегулированных конфликтов (примеры тому — ситуации в Палестине, Ираке, Афганистане и ряде других регионов мира). Поэтому деятельность по предотвращению и урегулированию конфликтов можно рассматривать как одно из направлений борьбы с терроризмом.
Из многих разновидностей экстремизма — политического, этнонационального, религиозного, уголовного, в России, на Северном Кавказе, на наш взгляд, наибольшее распространение получили религиозно-политический экстремизм и терроризм. Эксперты отмечают, что возникновение экстремизма и терроризма в нашей стране связано с размыванием традиционного общества и формированием модернизированного, ориентированного на либеральные ценности. Экстремизм и терроризм — явления, присущие кризисным этапам модернизационного перехода, который переживает Россия в современных условиях. Характерно, что завершение модернизационных преобразований во многом снимает основания экстремизма и терроризма. Хорошо иллюстрирует эту закономерность история стран Запада.
К основным факторам и причинам, существенно влияющим на формирование и развитие экстремизма и терроризма, относится взаимосвязь цивилизационных, экономических, социальных, национальных, конфессиональных и психологических факторов и причин [18].
Представителей религиозно-политического экстремизма и терроризма условно можно делить на идеологов современного джихада с всемирно известными именами и аналитические центры зарубежных спецслужб — это мозг проекта; международную террористическую сеть со своими базами, специалистами как чисто военными, так и по ведению психологических войн, тактикой и стратегией, с учетом конкретной этно-региональной привязки конфликтов — это как бы тело организации; третьими, но не по значению, а по условному обозначению можно считать — тех, кто занимается финансированием и прочим материальным обеспечением всей этой сложной системы. Можно с полным основанием предположить, что кроме всеобъемлющего глобального, существуют регионально привязанные экстремистские проекты для всех регионов и даже небольших анклавов с мусульманским населением. Одним из регионов распространения идеологии и практики религиозно-политического экстремизма является Северный Кавказ.